Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом и водой).
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха и воды, расширению представления детей о значимости воздуха и воды в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- создать целостное представление о воде как о природном явлении, о её значении в природе и в жизни человека;
- познакомить детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, не имеет своей формы);
- расширить и закрепить знания детей о состояниях воды;
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, внимательность;
- обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща;
- формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе (за облаками, снегом, льдом); беседы о воде ; рассматривание картинок о явлениях природы (снег, дождь, град, радуга); чтение художественных произведений о воде; опыты со снегом и льдом; разгадывание загадок о природных явлениях; подвижные и дидактические игры.
Методы и приёмы:
игровой, наглядный, практическая деятельность детей, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Журчание ручейка», инвентарь для опытов: стаканы с водой, стакан с молоком, сосуды различной формы, картинки с изображением воды в природе; раздаточный материал на каждого ребенка: одноразовые стаканы с водой и без воды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
В: А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Для этого нам нужно пройти на ковер.
В: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!!!
В: теперь присаживайтесь на стульчики.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
В: Дети а вы знаете где в природе встречается вода?
Д: ответ детей (море,океан,дождь,ручей,речка,роса,в кране)
В:правильно ,сколько мест где мы встречаем воду
В:дети а какое вы знаете состояние воды?
Д:жидкое,твердое и газообразное
В: а где в нашей группе мы встречаемся с водой?
Д:уголок природы, моечная, питьевой режим,мытье игрушек,уборка в группе,приготовление пищи на кухне,туалетная комната.
(на картинки помешений цыпляем магниты капельки).
В: Ну вот ребята , сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?(Дети повторяют.
В: Давайте с вами немного поиграем.
В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организована небольшая лабораторию в группе.(одеть спец форму)
В: у входа в лабораторию вас встретит лаборант, вы с ней будете проводить опыты
В: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас в лаборатории. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и воде, как настоящие ученые-исследователи.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организована небольшая лабораторию в группе.(одеть спец форму)
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты .
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? » (5 детей)
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В:Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?(ответы детей).
Эксперимент № 2«Слышим воздух» (все дети)
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Дети давайте немного разомнемся перед следующими опытами
Пальчиковая гимнастика
«Гномики-прачки»
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)
. Приступим проходите за столы,ничего не трогаем без моей команды
Опыт 1
Волшебные превращения воды».
В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.
В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё ватный диск начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
^ Д: Вода становится чистой.
В: А что стало с нашим диском?
Д: Грязный стал.
В: А теперь следующий опыт из которого мы узнаем о состоянии воды,проходите за столы
Опыт со льдом и теплой водой
В. В стакаы налита теплая вода, в тарелочке кусочек льда. Возьмите лед и положите в теплую воду. Что произошло?... правильно лед растаял. А почему ?...
Опыт на прозрачность вода и молоко
В . В стаканы налито молоко и вода,взять мелкие игрушки (киндеры),опустить в воду и в молоко, что видим. В воде видим игрушку (она прозрачная),а в молоке не видим оно не прозрачное.
Опыт вкус и запах воды
В стакан с чистой водой опустить ушную палочку смоченную в пищевой краситель,что произошло . Вода окрасилась. Возьмем ушную палочку смоенную в ароматизаторе опустим в воду и понюхаем , вода имеет запах.
Опыт с капельницей
На доске прицепить капельницу (без иголок),наливать в нее закрашенную воду
: вот такая вода большими насосами поступает к нам в дома,детский сад
Вода течет по капельнице(подкрашенная в синий цвет)
В: ребятам мне очень было интересно с вами проводить опыты но вам пора возвращаться в детский сад вас уже ждет воспитатель.вам понравилось у нас.приходите еще.