Конспект открытого занятия учителя-дефектолога с ребенком с ОНР-1,
F-83.
Тема: «Дикие животные и их детеныши»
Цель: Активизация подражательной речевой деятельности.
Задачи: формировать положительную мотивацию к речевому общению; развивать общее и речевое подражание на материале темы «Дикие животные и их детеныши»; учить образовывать названия детенышей в соответствии с названиями животных; учить понимать обобщающее понятие «дикие животные», «детеныши», закрепить в речи слова по лексической теме; расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о диких животных развивать слуховое восприятие, зрительно-пространственное восприятие, память, общую и мелкую моторику; развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности; упражнять в умении координировать речь с движением; прививать доброжелательное отношение к диким животным.
Материалы: конверт с письмом от ежика, шнуровка «яблоко», комплект «фиолетовый лес», коврограф, запись звуков леса, барабан, ежик, малый массажный мяч, картинки диких животных и их детенышей.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
1. Приветствие (побуждать здороваться с гостями полным словом).
2. Сюрпризный момент «Письмо из сказочного фиолетового леса» (в каждом углу игрового поля коврографа находится конверт и только в одном из них есть письмо).
- Письмо не простое, его надо найти. Но как? Есть одна подсказка! Письмо хранит одно из животных, расположенных на коврографе. Живет оно в правом нижнем углу поля.
- Кто хранит письмо? (пони).
- Найди и открой конверт (в письме «фотография» ежика). Кто прислал нам письмо? (ежик). Давай прочитаем его:
« Дорогой друг! Привет! Меня зовут Ежик. За долгую зиму я соскучился за друзьями и веселыми играми, и поэтому приглашаю тебя в гости, в сказочный Фиолетовый лес. Там тебя ждут мои сюрпризы. А чтобы ты не заблудился, я для тебя оставил волшебный клубочек, который укажет тебе дорогу. В конце тебя ждет подарок от меня».
- Я предлагаю отправиться в лес и посмотреть, какие сюрпризы приготовил нам ежик. Смотри, чтобы мы не заблудились, он бросил для нас свой клубочек, который укажет нам дорогу (нужно пройти по веревочке к каждому заданию).
II. Игра на речевое подражание (звучит запись со звуками шумящего леса):
- Мы заходим в лес, а в ветках воет ветер: «у-у-у!». Как воет ветер? («у-у-у!»). Как шелестят листья? («ш-ш-ш»).
Ребенок находит игрушку, спрятанную под салфеткой: - Что это? (барабан).
- Давай расскажем стих про ежика и барабан. Как звучит барабан? Он звучит «бам-бам- бам». Ты будешь мне помогать, показывать и говорить вместе со мной, как ежик играет на барабане. Я начну, а ты договоришь каждую фразу:
« С барабаном ходит ежик: бам-бам-бам!
Целый день играет ежик: бам-бам-бам!
С барабаном за плечами: бам-бам-бам!
Ежик в сад забрел случайно: бам-бам-бам!
Очень яблоки любил он: бам-бам-бам!
Барабан в саду забыл он: бам-бам-бам!
Ночью яблоки срывались: бам-бам-бам!
И удары раздавались: бам-бам-бам!»
IV. Активизация и обогащение словаря:
Ребенок находит перевернутые картинки с изображениями диких животных.
- Кто ходил с барабаном?
- А кто еще живет в лесу? (предложить ребенку вспомнить названия животных по памяти: волк, заяц, лиса, медведь, белка, лось, еж)
- Давай перевернем картинки, посмотрим и правильно назовем всех животных (побуждать говорить: «это волк, это лиса и т.д.»).
- Как одним словом назвать этих животных? (дикие).
- Дикие кто? (животные).
- Давай скажем фразой «Дикие животные». Повтори.
- Где они живут? (в лесу).
V. Уточнение представлений о животных и словаря:
- У нас с тобой руки, а у ежика что? (лапы)
- Где лапы у лисы? (впереди и сзади)
- Где колючки у ежика? (вверху, на спине)
- Где рога у лося? (вверху, на голове)
- Где хвост у белки? (сзади)
Активизация подражательной деятельности в физминутке:
«Ну-ка руки покажи,
Их на плечи положи,
Руки положи на нос,
Дотронься ими до волос,
Погладь ладошками живот,
Покажи, где твой рот?
Потянись, покружись,
И, конечно, поклонись (выполнить движения соответственно тексту).
VI. Закрепление в речи названий диких животных и их детенышей:
- Продолжим наше путешествие. Вот мы и пришли в фиолетовый лес. В нем живут разные животные (фигурки животных из фетра). Мы расскажем про них сказку. Ты мне будешь помогать, называть то, что я показываю. Но сначала мы вспомним, как одним словом называются дети животных? (детеныши)
Игра-сказка «Кто с кем пришел»:
«Жил-был еж. И был у него сынок-маленький ежонок. Однажды у ежонка был день рождения и еж пригласил в гости лесных друзей: волка, лису, зайца, медведя, лося и белку. Все животные (обвести рукой и назвать одним словом) пришли со своими детками:
Волк с волченком
Лиса с лисенком
Заяц с зайченком
Медведь с медвежонком
Лось с лосенком
Белка с бельчонком.
Маленький ежонок обрадовался и пригласил поводить хоровод всех детенышей: волченка, лисенка, зайченка, медвежонка, лосенка и бельчонка. Весело провели время лесные животные и их детеныши».
VII. Развитие общего подражания и мелкой моторики:
1.Ребенок находит мячик с шипами.
- На кого похож мячик? (на ежика). Мы его покатаем по руке, погладим (массаж рук мячиком):
«Гладила мама-ежиха ежат
«Что за пригожие детки лежат?»
Каждый колючий ежонок-
Мамин любимый ребенок» (договорить слова).
2.А вот и сам ежик! Давай мы поблагодарим его за игры и подарим яблоко.
Шнуровка «Яблоко».
- Что мы дарим ежику? (яблоко)
- Какое яблоко? (желтое, красивое, вкусное, круглое)
- Красивое? (красивое)
Рефлексия:
- Мы поиграли с Ежиком, выполнили все задания. Вспомни и расскажи, что ты делал? Что тебе особенно понравилось?
Поощрение: «колючий» мячик в подарок от Ежика.