«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему : «Кто такие насекомые ?»

« Формируемые представления»

1

Насекомые

Самая многочисленная группа животных.

2

Строение насекомых

Все насекомые имеют 6 ног, у большинства 4 крыла,3 части тела: голова, грудь, брюшко,2 усика - служат органом обоняния.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе

на тему : «Кто такие насекомые ?»


16.10.18г

«Технологическая карта урока»

Таблица 1

ФИО (полностью)

Лихтенберг Нина Михайловна

Место работы

МБОУ Краснознаменская СОШ п.Краснознаменский

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Тема и номер урока в теме

Насекомые. 1урок

Предметная программа

УМК «Школа Росси»

Цель урока:

Формировать знания об особенностях насекомых( строение, питание)

Формировать умения определять и называть части тела насекомых. Определять и называть среду их обитания.

Тип урока

Открытие новых знаний

Модель организации УПД младших школьников

Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Необходимое оборудование

- Презентация «Насекомые»

Фильм «Животный мир. Насекомые»

- Компьютер.

- Мультимедийный проектор.

- Экран.



















Понятийная гроздь.



Насекомые







2 усика

6 ног

строение



3 части тела



Крылья

есть



нет



Наземно –

воздушная







воздушная



подземная



Среда обитания



водная

организменная







кора

питание

Др.насекомые



листья



пыльца

кровь



нектар

























Таблица « Формируемые представления»

Понятие

Пояснение




1

Насекомые

Самая многочисленная группа животных.


2

Строение насекомых

Все насекомые имеют 6 ног, у большинства 4 крыла,3 части тела: голова, грудь, брюшко,2 усика - служат органом обоняния.

3

Среда обитания

Естественная среда в которой обитают животные, все что окружает живое существо в природе.

Наземно-воздушная среда(ее обитатели :мухи, кузнечик, бабочки, майский жук, стрекоза.

Водная среда ( Жук-плавунец, водомерка, жук - водолюб).

Подземная среда (медведка, личинка майского жука).

Организменная среда (блоха, вошь, постельный клоп)



4

Питание

Чем питаются насекомые? Листья растений и кору деревьев поедают жуки ( у них сильные челюсти),нектаром, пыльцой питаются бабочки; мелких насекомых, тлю, поедают божьи коровки; комары, блохи – питаются кровью.



Карточки

Фактологический уровень

1.Как называются эти животные ?

2.Подпиши, как называются части тела насекомого?

3.Подчеркни, чем питаются насекомые: корой, молоком, пыльцой, грибами, другими насекомыми, нектаром, рыбой, листьями, орехами, кровью.



Описательный уровень.



1.Распредели насекомых на две группы. В чем их различие?

2. В чем сходство этих насекомых? Что их объединяет?

_________________________________________

3. Распредели насекомых по их питанию.

Кора:______________

Листья:_______________________

Пыльца, нектар:________________________

Другие насекомые:______________________________

Кровь:_________________________



Доказательный уровень

1.К какой группе животного мира можно отнести муху? ( Насекомые ) Почему?

2. Можно ли сказать, что паук –это насекомое?

3.Почему у одних насекомых есть крылья, а у других нет?( зависит от среды обитания)

4.Подумай, почему одни насекомые питаются корой, листьями, другими насекомыми ,а другие только пыльцой , нектаром. ( Зависит от строения челюстей)













































СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика)

Деятельность учителя ( с указанием действий с ЭОР,например, демонстрации)

Название используемых ЭОР, гиперссылка

( в мин)

1

Адаптационный этап

-адаптировать учащихся к деятельности на уроке;










-выявить предварительные знания учащихся и определить их границы: интеллектуальное затруднение ( создание проблемной ситуации)

Включение учащихся в деятельность. Осуществляют самооценку готовности к уроку.









-Разгадывают кроссворд. Приходят к слову НАСЕКОМЫЕ.

Демонстрация

« Стрекоза и муравей»

- Кого ,ребята, вы видите?






- Давайте разгадаем с вами кроссворд и узнаем тему урока.

Кроссворд.


-Каким словом мы можем объединить все отгаданные слова? (Насекомые)



-А почему вы думаете, что все эти животные - насекомые?


-По какому признаку можно отличить насекомых от других животных?

-В каких местах они обитают?

-Чем питаются?

-Как размножаются?



-Вот на эти вопросы в течение урока мы должны будем ответить.

Слайд «Стрекоза и муравей»












Слайд « Кроссворд»

5

2

Основной этап

формирование знаний, отношений, действий, опыта;








-разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос.

-Можем узнать из учебника, из атласов, энциклопедий, рассмотреть картинки, макеты.


Просматривают фильм о насекомых.


-о животных.


-Птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые, млекопитающие.






-Самая многочисленная группа животных.





-Ребята,а как же мы можем узнать то, чего не знаем?




-Давайте мы с вами посмотрим фильм .


-О ком был фильм?


-На какие группы делятся животные?


Слайд

с насекомыми.

-Посмотрите, как много здесь

насекомых.


-Так, кто же такие насекомые?







Фильм о животном мире.







Слайд с насекомыми.













-формирование знаний, отношений, действий, опыта;








-разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос


Работа в парах или фронтально ( в зависимости от количества и размеров макетов)


Рассматривают макеты. Делают выводы.




Строение муравья: 6 ног, 3 части тела ( голова, грудь,брюшко), 2 усика.

Строение стрекозы : 6 ног, 3 части тела ( голова, грудь,брюшко), 2 усика + крылья.




















-С крыльями и без крыльев.

-А можно ли отличить насекомое от других групп животных?

-Ребята, давайте вернемся к нашим героям: cтрекозе и муравью.

(Макеты муравья и стрекозы).

Рассмотрите строение тел этих насекомых. Сравните их. Что одинаково, а что нет?







- Сколько ног у стрекозы , у муравья?( по 6)

-Сколько частей тела? ( 3)

-Назовите их.

-Усиков-? (по 2)

-А крылья? ( есть,нет)



- Посмотрите, ребята ,на слайд ответьте:

-одинаково ли строение тел у всех этих насекомых?


-На какие две группы можно их разделить?


































Слайд с насекомыми.




-формирование знаний, отношений, действий, опыта



















-разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос


-в воздухе, в коре, в траве, на воде, в земле,на животных…




?


























Работают в группах.























-Наземно-воздушная среда.

-Водная среда.

-Подземная среда.

-Организменная среда.

- Ребята, а давайте назовем места, где обитают насекомые?


-У каждого насекомого своя среда обитания. А вот как назвать среду обитания того или иного насекомого ,вы постарайтесь выяснить сами.


- Разделитесь на 4группы.

Каждая группа найдёт информацию в атласе –определителе, энциклопедии о том , где обитают те насекомые, которые у вас на карточках.


1группа

Мухи, кузнечик,бабочки, майский жук,стрекоза.

2 группа

Жук- плавунец, водомерка, жук-водолюб.

3 группа

Медведка, личинка майского жука.

4группа

Блоха,вошь, постельный клоп.




-Как бы вы назвали среду, в которой обитают насекомые 1 группы?

--Как бы вы назвали среду, в которой обитают насекомые 2 группы?


- Как бы вы назвали среду, в которой обитают насекомые 3 группы?


Как бы вы назвали среду, в которой обитают насекомые 4 группы?








-формирование знаний, отношений, действий, опыта





















-разрешение интеллектуального затруднения – находится ответ на проблемный вопрос









  • Листьями, корой, другими насекомыми, пыльцой, кровью, соком растений.














Рассматривают картинки. Сравнивают. Делают вывод.

-Зависит от строения челюстей. У жуков они более мощные, поэтому они могут откусить от листочка…,а у бабочки- тонкий, но длинный хоботок, он помогает ей добыть нектар из цветка. У комара –острый и тонкий хоботок, им комар пьёт кровь и сок растений.

Ребята, насекомые это живые организмы. Значит им нужно питание?

- А чем же питаются насекомые?










Слайд


-Подумайте, почему одни насекомые питаются корой, листьями, другими насекомыми, а другие -только пыльцой, нектаром.





























Слайд,

где хорошо видно строение челюстей жуков, хоботок у бабочки, острый хоботок комара.




Физминутка.







Творческий этап.

-первичное закрепление знаний,действий, отношений, опыта на основе их применения;
































-повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий.











  • Насекомые



-голова, грудь, брюшко, усики, ноги( 6), крылья.



-Наземно-воздушная, водная, подземная, организменная.




-один ученик работает у доски.













Самостоятельно работают с карточками. Осуществляют самоконтроль.


Закрепим, то что мы узнали.

Просмотрим слайды и ответим на вопросы.



1Слайд

( группа насекомых)

-Как называются эти животные?

2 слайд

( насекомое)

-Назовите ,как называются части тела насекомого.

3слайд

(Среда обитания: 4 всплывающие картинки)

-Назовите среду обитания.

4слайд

(2 группы: в первой насекомые, во второй , то чем они питаются)

-Соедини насекомое и его источник питания.



-А сейчас вы сами проверите , как усвоили новый материал.

Возьмите разноуровневые карточки и выполните задания.

88888

-Проверьте свои ответы по образцу. Если нужно, откорректируйте свою работу.




Слайды.



Рефлексия

Формировать умения оценивать себя


-Наш урок подходит к концу . Давайте вспомним

какие цели ставили на уроке?

- Достигли поставленных целей?

- Какие трудности встретились и почему?





. Домашняя работа


Развивать познавательную активность

Дети осуществляют выбор задания

По выбору:

Пересказ по плану.

Сообщение об особенностях насекомых.

Рисунок насекомого.



































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее