Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества №2»
Республика Мордовия, г. Саранск
Конспект открытого мероприятия
«Научный день. Предмет «Геометрия»»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Наумова Наталья Ивановна
г. Саранск
2021
Конспект открытого мероприятия: «Научный день. Предмет «Геометрия»»
Автор и составитель: педагог дополнительного образования МУ ДО «ЦДТ № 2» Наумова Н. И.
Оборудование: портреты великих учёных – математиков, книги по геометрии и математике, название «Геометрия», «Математика», «Алгебра», «Арифметика», «Логика» на доске, листы с заданиями, сценарий, игра «Занимательный квадрат», набор геометрических фигур для головоломки «Пифагор», игра «Танграм», фигуры – силуэты Мышки (Кошки, Лисы, Поросёнка), призы, картон, белая бумага, клей, маркеры, файлы, магниты, изображения животных – символов.
Ведущая:
В день научный, в зимний час очень рада видеть вас,
Предстоят вам испытания, интересные задания,
Математика вас ждёт! Приготовились, вперёд!
Я нашла для вас задачи,
Плюс вопросы и загадки в придачу!
Если знаете решенье или правильный ответ,
Не молчите, не теряйтесь, руку смело поднимайте!
Занимательные задачи и вопросы, загадки-шутки: о вы зажжёте первым, когда вечером войдёте в эту комнату?
1. Назовите 2 числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел (100-сто и 1000000-миллион).
2. Половина от половины числа равна половине. Какое это число? (Это число 2. Половина этого числа-1, а половина от половины этого числа (от 1) равна 0,5, т.е. половине).
3. Перед вами электронные часы. Сколько раз в сутки они будут показывать время так, что все ячейки на циферблате (часы-минуты-секунды) будут заполнены одной и той же цифрой (3 раза-00.00.00, 11.11.11. и 22.22.22).
4. Какое наибольшее число можно написать 4 единицами? (11 в 11 степени).
5. Как число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий (его нужно перевернуть вверх ногами. Получится 99 – это и есть 66. увеличенное в полтора раза).
6. 1 оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой - за 100 минут. Как такое может быть? (время одинаковое).
7. В древней Руси их называли ломанными числами. Как их называют в наше время? (Дроби).
8. Мужик пошёл на базар, имея 100 рублей, и купил лошадь за 50 рублей. Лошади подорожали, и он продал её за 60 рублей. Но ехать ему не на чем, и он купил её же за 70 рублей. Затем, чтобы не получить нагоняй от жены, продал её за 80 рублей.
Что он заработал в результате манипуляций? (100 - 50 + 60 – 70 + 80 = 20).
9. Среднее арифметическое между велосипедом и мотоциклом? (мопед).
10. У арфы их 4, у гитары 6, у домбры 6, а сколько их у пианино? (7 букв).
11. В светильнике было 20 лампочек, 5 перегорели из них, сколько лампочек осталось? (20).
12. Вале 25 лет, Ане 29 лет. Какая разница в возрасте между ними будет через 3 года? (4 года. Разница с возрастом не меняется).
13. Из лесу Миша принёс 2 белых, 3 подосиновика, 4 мухомора, 5 сыроежек.
Сколько грибов пригодится бабуле на суп? (10, мухоморы ядовиты).
14. Горело 12 свечей.2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (12).
15. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все).
16. С какой скоростью д\бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к её хвосту? (она д/стоять на месте).
17. В каком процессе вода заменила Солнце, а через 600 лет её песок, а ещё через 1100 лет их заменил механизм. (В процессе измерения времени – в часах).
18. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (которые остановились).
19. В названии какой стороны света 101 буква? (Восток).
20. У него есть 4, но если их отрезать, то у него станет целых 8. О чём идёт речь? (об углах 4-хугольника).
21. В парке 8 скамеек. 3 покрасили. 5 нет. Сколько скамеек стало в парке? (8).
22. Термометр показывает + 15 градусов. Сколько градусов покажут 2 термометра? (+ 15).
23. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2).
24. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (1).
25. В квартире было 4 комнаты. Из 1 комнаты сделали 2 комнаты. Сколько комнат стало в квартире? (4, т.к. 1 перегородили).
26. Что не имеет длины, глубины, высоты и ширины, а это можно измерить?
(температура и время).
27. У квадратного стола отпилили 1 угол по прямой линии. Сколько теперь углов у стола? (5).
28. 2 человека играли в шашки. Каждый сыграл по 5 партий и выиграл по 5 раз. Это может быть? (они играли разные партии с другими людьми).
29. Миша поёт лучше Коли. Коля поёт лучше Вити. Кто из мальчиков поёт лучше всех?
30. Вы сидите на самолёте. Впереди вас лошадь. А сзади автомобиль. Где вы находитесь? (на карусели).
31. Какими нотами можно измерить расстояние? (ми-ля-ми).
32. Шли 2 сына и 2отца, нашли 3 апельсина. Стали делить – всем по 1 досталось. Как это может быть? (дед, отец, сын).
33. На аэродроме 5 человек ждали самолёт 5 часов. Сколько времени ждал каждый? (5).
34. Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесут 2 курицы за 3 дня? (0).
35. Марк родился на 2 года раньше Кирилла. Сейчас Марку 5 лет. Сколько лет Кириллу? (3).
37. На прилавке лежат арбузы. Если каждый из 3-х покупателей купит 2 арбуза, то их на прилавке не останется. Сколько было арбузов? (6).
38. Шёл человек в город и по дороге догнал трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4).
39. Шёл человек в город, а навстречу ему шли его четверо знакомых. Сколько человек шло в город? (1).
40. Мне навстречу бежали поросятки: 1 впереди двух, 1 между двух и 1 сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3).
41. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3).
42. Во дворе играли 10 мальчиков и 9 девочек. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру? (9).
43. Девочке надо было найти дом № 5. Она нашла дом № 1 и решила: «Ну теперь всё ясно: пройду ещё 4 дома, и будет дом № 5.» Девочка перестала смотреть на номера, а начала считать дома:1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый. Вот куда мне надо! «Когда девочка остановилась и посмотрела на номер дома, то на нём было написано не 5, а 9. Ребята, почему так получилось? (она считала порядковый счёт, а нужно было поделить дома на чётные и нечётные: 1-3-5-7-9 и 2-4-6-8-10).
44. Дина старше Вики, а Вика старше Милы. Кто старше: Дина или Мила? (Дина).
45. Олеся выше Вовы, а Вова выше Нади. Кто выше: Надя или Олеся? (Олеся).
46. Ствол у берёзы толще, чем ствол у осины, а ствол у осины толще, чем у рябины. Что толще: ствол берёзы или осины? (ствол берёзы).
47. Назовите подряд 5 дней, не называя дни недели и месяца (Позавчера, вчера, сегодня, завтра и послезавтра).
48. Летели лебеди: один впереди, один позади, один в середине. Сколько лебедей летело? (три).
49. 20 коров. А сколько рогов? (40). А сколько копыт? (80). А сколько хвостов? (20).
50. В комнате зажгли 7 свечей. Потом 1 из них погасили. Сколько свечей осталось? (1, 6 другие сгорели).
51. У стола 4 ножки. Сколько ножек у 2 столов? (8).
52. Сколько минут варятся 10 сарделек, если 1 варится 6 минут? (6).
53. Индюк весит 20 кг, когда стоит на 1 лапке, а сколько он будет весить, если встанет на две? (столько же).
54. Какое число загадал Незнайка, если оно на один больше 99 и на один меньше 101? (100).
55. На смородине опять ягод 85, а на пальме – посмотри, сосчитай и мне скажи? Сколько ягод всего? (85 ягод, а на пальме 0).
56. В вазе красные и жёлтые цветы. Принесли белые. Сколько белых в вазе? (0). Сколько всего цветов в вазе? (неизвестно).
57. Тройка лошадей пробежала 5 км. А сколько км пробежала одна? (5 км).
58. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3).
59. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей.
Сколько птиц? Ответьте мне. (5).
60. Мельник пришёл на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела трёх котят. Сколько ног было на мельнице? (2 ноги. У кошек – лапы).
61. Двое детей подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (дети подошли к реке с разных сторон).
62. Первый Назар шёл на базар, второй Назар – с базара. Какой Назар купил товар, какой шёл без товара?
Ведущая: Молодцы, что отвечали, все задачи прорешали,
Дали точные ответы и раскрыли все секреты,
Приготовились, внимание, интересное заданье!
Игра «Занимательные квадраты»
Перед вами 5 квадратов. Разместить в них числа надо.
9 клеточек внутри. Три заполнены, смотрите.
Будьте внимательны, по вертикали, горизонтали, диагонали
Должно получиться одно лишь число,
И так повторяется трижды оно!
Вы листы каждый возьмите,
В клетках числа разместите,
Чтобы сумма их была числам следующим равна:
30, 14 и 7, 21 и 27.
А потом мы всё проверим и ответы наши сверим.
Приготовились, раз – два, начинается игра!
Квадраты распечатаны или нарисованы на белых листах и вставлены в файлы. Раздаются маркеры.
Квадрат 1 – Число 7.
Ответы: 412, 124, 241.
Квадрат 2 – Число 14.
Ответы: 572, 257, 725.
Квадрат 3 – Число 21.
Ответы: 894, 948, 489.
Квадрат 4 – Число 27.
Ответы: 11-9-7, 9-7-11, 7-11-9.
Квадрат 5 – Число 30.
Ответы: 2-10-18, 10-18-2, 18-2-10.
Ведущая: что ж, числа все вписали, они ни разу не совпали!
Впереди головоломка под названием «Пифагор»
Но сначала отгадайте, что же будем собирать:
Загадки о фигурах – силуэтах (к головоломке «Пифагор»).
1. Символ года уходящий, с утра до ночи визжащий,
Грязный круглый пятачок, хвостик – маленький крючок,
Звонко хрюкает с пелёнок неумытый (Поросёнок).
2. Этот символ года новый, кошкам он давно знакомый!
Любит нос везде совать и продукты воровать,
В норке круглый год живёт, что найдёт, всё изгрызёт,
Эту серую трусишку называют просто (Мышка).
3. Кто за мышкою крадётся и в метель клубком свернётся,
Нежно молоко лакает и все тайны ночи знает,
Кто спасётся на заборе от собачьей злобной своры,
Кто мурлычет под окошком? Ну, конечно, это (Кошка).
4. Кто огнём в лесу горит и обманом знаменит,
Кто, как молния, мелькает и в секунду исчезает,
Хвалится своим хвостом, изворотливым умом,
В поле мышек ловит бойко эта рыжая плутовка,
Всем известная краса. А зовут её (Лиса).
Головоломка «Пифагор».
Раздаю я вам наборы, в них находятся фигуры.
Подаю вам образец, здесь фигуры – силуэты,
Только составные части не указаны к несчастью!
Нужно вам найти решенье - всех фигур расположенье.
Комбинируйте, меняйте, силуэты составляйте!
(ведущая раздаёт детям наборы геометрических фигур, дети собирают из них силуэт – Мышку.
Игра «Танграм».
Геометрия всегда для строительства важна,
Архитекторам, ребята, без неё так трудновато:
Если строить на авось, здания не соберёшь,
Не получатся тогда стадион, мосты, изба,
И не вырастет театр, не получат люди парк,
В небо не взлетят ракеты, не откроются аптеки,
Чтобы избежать трагедий, предлагаю игру, дети!
Принесла я вам «Танграм».
И наборы всем раздам,
Вот представлен образец:
Замок, вилла иль дворец?
Из фигур построен он.
В руки мы берём набор,
Квадрат, параллелограмм,
Треугольник нужен нам.
Чтобы замок не свалился,
Под откос не покатился,
Образец поможет в деле!
Приготовились, уселись,
И займёмся важным делом:
Соберём фигуры мы, вот и замок – раз, два, три1!
(Педагог показывает изображение – чертёж дома на доске, раздаёт детям по набору «Танграм», под руководством педагога или самостоятельно ребята собирают на столах дом из геометрических фигур).
Ведущая: Символ года – Мышь создали,
Замок дружно собирали,
Все закончились заданья, всем спасибо за вниманье,
Всем спасибо за терпенье, за усердие, стремленье,
Я сейчас к вам подойду и призами награжу! (раздача призов).
(Мышек вы с собой берите и на станцию бегите!).