ООД по формированию математических представлений в средней группе
«Пиратский остров».
Воспитатель: Канашова Е.Н.
Цель: Формирование умения считать в пределах 4.
Задачи:
Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4.
Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с квадратом.
Закреплять умение описывать предмет по 3 признакам: форма, цвет, величина.
Оборудование: платки (10), карта, 4 обруча, набор блоков Дьенеша,4 круга и 4 квадрата на магнитах, мешочек, мягкие модули (прямоугольники, квадраты, треугольники и круги), сундучок и ключ, призы.
Раздаточный материал: двухполосные карточки(10), круги(4) и квадраты(4) в корзиночке(10), солнышки (грустное и веселое).
Игровая ситуация: «Пиратский остров».
Ход занятия:
Организационный момент: в раздевалке.
Воспитатель-пират: Здравствуйте, девчонки,
Здравствуйте, мальчишки!
Не грустите, не скучайте,
А лучше со мной,
Веселым пиратом поиграйте!
За кладом со мной отправитесь? (Да)
Молодцы! Вы мне уже нравитесь!
Но прежде чем нам клад искать,
Пиратом настоящим надо стать!
Каждый пират должен носить пиратский платок и кричать громко: Йо-хо-хо!(одевает платки).
1 часть: Воспитатель: Клад спрятан на необитаемом острове. И добраться мы туда сможем на чем? (На корабле). Но у меня нет корабля, а есть геометрические модули. Из них мы сможем построить корабль. Нам понадобятся только прямоугольники и квадраты (строят корабль).
Воспитатель уточняет названия фигур, считает их стороны и углы вместе с детьми: «Сколько сторон? Сколько углов?» Потом предлагает сравнить стороны квадрата и прямоугольника. Показывает, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные стороны (отправляются в путешествие).
Выходят из корабля и заходят в группу-остров.
2 часть: Воспитатель: Чтоб найти клад нам нужна карта с заданиями, у меня она есть. Но я ничего в ней не понимаю, помогите мне ее прочитать.
По карте определяют, что им нужно идти к столам (дорожка из желтых геометрических фигур) и сосчитать пиратские сокровища. Воспитатель дает детям задание: «Расположите на верхней полоске карточки три красных квадратика, на нижней – четыре желтых кружочка. Выкладывать начинаем с левой стороны». Воспитатель выкладывает на доске и просит детей сверить с тем, что получилось у них. Предлагает посчитать квадратики и кружочки. Затем спрашивает: «Сколько квадратиков? Сколько кружочков? Четыре кружочка и три квадратика – сравните, что больше. (Четыре кружочка больше, чем три квадратика.) Три квадратика и четыре кружочка – сравните, что меньше. (Три квадратика меньше, чем четыре кружочка.) Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Сделайте так, чтобы квадратиков и кружочков стало поровну». Воспитатель уточняет способы уравнивания предметов (убрать или добавить).
Воспитатель: Ох, и устал я считать свои сокровища, лучше повеселимся.
Музыкальная физкультминутка: «Пиратская зарядка».
3 часть: Смотрят карту, отправляются по «красной дорожке» и находят «мешок с сокровищами».
ДИ «Волшебный мешочек».
Дети берут из мешочка по одной геометрической фигуре и называют ее форму, цвет и величину.
4 часть: Смотрят карту, отправляются по «синей дорожке» и приходят к «пещерам-обручам».
Воспитатель: Теперь все эти сокровища нужно разложить по пещерам.
Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу в обручах лежат круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Под музыку ребята начинают двигаться по групповой комнате, по завершению музыки находят свои домики: те, у кого в руках круг, бегут к кругу, те, у кого квадрат, – к квадрату, у кого треугольник, – к треугольнику, у кого прямоугольник, – к прямоугольнику. Когда дети разбегутся по местам, воспитатель просит их обосновать свой выбор.
Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз воспитатель меняет фигуры местами, а дети обмениваются фигурами.
Воспитатель: Вот и выполнили мы последнее задание (достает сундучок). Но сундучок закрыт, нам нужен ключ. Посмотрите, на карте большой, желтый квадрат обозначен крестиком. Что бы это значило? (находят ключ, открывают сундук). Пора возвращаться в детский сад (садятся на корабль).
Рефлексия: в раздевалке.
Воспитатель: Понравилось путешествие на пиратский остров? Выбирают солнышко (веселое- все было понятно, я легко справился со всеми заданиями, мне было интересно; грустное- мне было не все понятно, при выполнении заданий у меня возникли трудности, мне было не очень интересно). Воспитатель просит детей объяснить свой выбор. Выходят из корабля, пират раздает призы, прощается и уходит.