Занятие-путешествие по теме: «Предложение»
Цель: обобщать и систематизировать знания о признаках предложения.
Задачи:
Образовательные:
вырабатывать навыки составления предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку, умение заканчивать начатое предложение;
формировать умение составлять предложения по предметным картинкам, навыки образования новых форм слов;
развивать навыки языкового анализа и синтеза, грамматический строй речи, связную речь;
обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
корригировать внимание;
корригировать и развивать мыслительную деятельность путём восстановления последовательности слов;
развивать смысловую догадку, путём дополнения предложений;
развивать образную и смысловую память;
развивать навыки самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, разрезные буквы, кластер, разрезные картинки-предложения, разрезные предложения, предметные картинки, карточки с незаконченными предложениями, кубики с картинками, карточки с разрезной схемой предложения.
Ход занятия:
Организационный этап.
Введение в занятие.
- Создание психологического настроя. Прослушивание песни «Добрый день».
СЛАЙД
Ребята, какие хорошие вежливые слова прозвучали в этой песне? Скажите друг другу «добрый день». А теперь поприветствуйте наших гостей.
Не забывайте эти слова и почаще употребляйте их в речи.
- Формулировка темы. Упражнение на внимание «Прочитай».
Давайте узнаем, какая у нас сегодня тема занятия.
СЛАЙД
Для этого вам нужно прочитать то, что здесь написано по часовой стрелке.
- Вынос темы на доску. (ЛИНИЯ НА ДОСКЕ)
А теперь вынесем это слово на доску. Составьте его из букв. Работаем в команде.
- Постановка целей. Создание кластера.
Что вы знаете о предложении?
…первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится точка.
Из чего состоит предложение?
…состоит из слов…
Скажите, это всё, что вы должны знать о предложении?
Конечно, нет.
Цель нашего занятия: определить основные признаки предложения, назовём их правилами, которые в дальнейшем помогут вам преодолевать трудности при использовании предложений, как в устной речи, так и на письме.
(кластер в перевёрнутом виде выносится на доску)
Занятие у нас сегодня необычное. Это занятие-путешествие по станциям.
СЛАЙД
Основная часть.
Итак, отправляемся в путешествие.
1 станция «Собирай-ка». СЛАЙД
Задание: Собрать предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку. Каждый получает индивидуальное задание.
Соберите предложения, и мы узнаем о ком или о чём в них говорится.
Проверка: чтение предложений. ( о ком говорится, о чём говорится? )
ВЫВОД Что из этого задания мы узнали о предложении? КЛАСТЕР о ком-то или о чём-то говорится.
Отправляемся дальше.
2 станция «Доскажи-ка». СЛАЙД
Ребята, это можно назвать предложением?
Почему?
Задание: Заключается в том, чтобы подобрать подходящий предмет, слово, для того, чтобы предложение имело законченную мысль.
Работаем индивидуально.
Проверка: чтение предложений.
ВЫВОД Что из этого задания мы узнали о предложении? КЛАСТЕР имеет законченную мысль.
Поехали дальше.
3 станция «Отдыхай-ка». СЛАЙД
Внимание на экран. Повторяем движения. Приготовились.
СЛАЙД
Едем дальше.
4 станция «Составляй-ка». СЛАЙД
На этой станции мы с вами, ребята, поиграем в игру, которая называется «Составь предложение» при помощи вот этих кубиков.
Задание: Составить предложение по картинкам. ( 4 кубика )
Работаем в парах. Каждая пара получает кубик.
Бросаем кубик.
Выбираем предмет. Выбираем действие.
Выбираем предмет. Подходит слово? Почему? Потому, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.
Ваша пара ищет слово, подходящее по смыслу к остальным.
Выбираем предлог. (предложение выносится для обозрения)
Какое предложение у нас получилось? Проговорим.. Запоминаем его.
ВЫВОД Что из этого задания мы узнали о предложении? КЛАСТЕР связанных по смыслу.
И последняя станция.
5 станция «Запиши-ка». СЛАЙД
Вам необходимо записать предложение, которое у нас получилось. Но прежде мы выполним упражнение «Составь схему».
1. Упражнение «Составь схему». (раздаю схему предложения )
Что это у меня? Вспомните, что мы обозначаем этим в схеме? Что обозначает этот уголок? А это, что?
Давайте составим схему нашего предложения. (выносим на доску)
Сопоставим слова со схемой.
Запись предложения.
Запишем предложение. Комментируй.
ОБОБЩЕНИЕ: Каким правилом пользовались? (кластер)
Заключительный этап.
Итог занятия.
-Рефлексия.
Ребята, а теперь давайте повторим признаки предложения. Прочитаем все основные правила работы над предложением.
Проговаривание правил. (кластер)
Не забывайте о них. Они всегда вам будут помогать при построении и записи предложений.
Оценка работы учащихся.
На этом наше занятие закончено. Прочитайте предложение, которое я вам приготовила.
Вы, ребята, молодцы! СЛАЙД