Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 10
Конспект подгруппового логопедического занятия
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
с 5 до 6 лет (старшая группа)
Лексическая тема «Игрушки». Звуки [г], [к]
Подготовил:
Учитель-логопед
Клюева Ю.М.
г.Усть-Катав
2022 г.
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение представлений об игрушках, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Уточнение и активизация словаря по теме «Игрушки» (игрушка, кукла, коляска, кубики, конструктор, клоун, машина', играть, беречь, ломать, придумывать, укачивать, убаюкивать', новый, красивый, яркий, интересный'). Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным эпизодам картины.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, связной речи, фонематических представлений, зрительного восприятия и внимания, речевого слуха, общей моторики и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Картина О. Р. Гофман «Дочки-матери», игрушки, названия которых начинаются со звуков [к] и [г].
Предварительная работа. Проведение игр «Дочки-матери» и «Хозяюшки», разучивание упражнения «Мячик».
Ход занятия
Организационный момент. [Развитие фонематических представлении. Объявление темы занятия.]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает им приготовиться к занятию.
Логопед. Встаньте около стульчиков, внимательно посмотрите вокруг, найдите в кабинете игры и игрушки, названия которых начинаются со звука [к].
1-й ребенок. Конструктор.
2-й ребенок. Кубики.
3-й ребенок. Кукла.
4-й ребенок. Клоун.
Логопед. Молодцы. А теперь попробуйте найти игры и игрушки, в названиях которых есть звук [г].
1-й ребенок. Городки.
2-й ребенок. Гармошка.
3-й р е б е н о к. Гномик.
4-й ребенок. Гусь.
Логопед. Отлично справились с заданием. Садитесь. А теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки.
Дети. Игрушки нужны для того, чтобы в них играть.
Логопед. Верно. Сегодня мы с вами поговорим об игрушках, рассмотрим картину «Дочки-матери» и составим рассказ по ней.
Чтение стихотворения Б. Заходера «Игрушки». [Создание эмоционального фона восприятия картины.]
Логопед выразительно читает стихотворение.
Дети любят игрушки —
Так все говорят.
Ну а разве игрушки
Не любят ребят?
Очень любят!
Души в них не чают!
Просто
Это не все
Замечают...
Мы молчим, мы не хнычем,
Когда нас бросают, —
Мы ведь знаем, что слезы
От бед не спасают...
Не заметишь обиды
По нашему виду —
Мы ребятам прощаем
Любую обиду!..
Оттого-то, наверное,
Не все замечают,
Как игрушки страдают,
Тоскуют,
Скучают...
Оттого-то не знают
(И знать не хотят),
Как мы верно и преданно
Любим ребят.
Логопед. Вы внимательно послушали стихотворение. Скажите, как нужно относиться к игрушкам?
Дети. Нужно их беречь, не ломать, не бросать. Игрушки любят, когда в них играют.
Логопед. Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, как дети играют с игрушками.
Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие зрительного внимания, восприятия, диалогической речи.]
Логопед помещает на мольберт картину и дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а потом организует беседу.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Д е т и. На картине нарисованы дети.
Логопед. Что они делают?
Дети. Играют в дочки-матери.
Логопед. Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины. Расскажите о том, как они одеты, что делают.
1-й ребенок. Девочка в пестром платье разговаривает с мальчиком.
2-й ребенок. У нее плетеная коляска. В коляске сидит кукла.
3-й ребенок. На поводке девочка держит мехового щенка.
4-й ребенок. Мальчик в шляпе, очках и галстуке разговаривает по мобильному телефону. Он держит в руке дипломат.
Логопед. Как вы думаете, кого изображают эти дети? В какую игру они играют?
Дети. Они играют в дочки-матери. Девочка — это мама, а мальчик — папа. Мама вышла гулять со своим сыном и собакой, а папа пришел с работы.
Логопед. Посмотрите на девочку в розовой кофточке и голубой юбке. Расскажите о том, что она делает, где находится.
1-й ребенок. Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная посуда.
2-й ребенок. Девочка — это мама, а кукла — ее дочка.
3-й ребенок. Они сидят в кукольной кухне.
4-й р е б е н о к. На кухне стоит разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка может приготовить обед для куклы, своей дочки.
Логопед. Еще одну девочку мы видим на заднем плане картины. Где она находится? Как он одета? Что она делает?
1-й ребенок. Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около кроватки.
2-й ребенок. Она держит на руках куклу и поет ей колыбельную песенку.
3-й ребенок. Девочка убаюкает куклу и уложит ее в кроватку.
Логопед. Как вы думаете, детям нравится играть в дочки-матери?
4-й ребенок. Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляска, посуда. Есть комната и кухня для кукол. В комнате и на кухне стоит красивая мебель. Дети придумывают, как можно играть с куклами.
Логопед. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.
Физкультурная пауза «Мячик». [Развитие общей моторики, чувства ритма, умения прыгать на носочках. Координация речи с движением.]
Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.
Раз, два, прыгай, мячик. По два прыжка на носках на каждую строку.
Раз. два, и мы поскачем. держат руки на поясе.
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация звука [ш] в открытых слогах и словах с ними. Отраженное проговаривание слогов и слов вслед за логопедом.]
Логопед убирает мяч и приглашает детей к зеркалу. Дети под руководствам логопеда выполняют два-три упражнения из гимнастики для шипящих звуков.
Логопед. Давайте еще раз поиграем в игру «Повтори за мной». Проверьте положение языка за верхними зубами. Края «чашечки» должны быть хорошо прижаты к зубам. Я буду проговаривать слоги и слова, а вы будете повторять их за мной.
Логопед проговаривает цепочки слогов и слова, дети по очереди повторяют их за логопедом.
Коллективное составление плана рассказа. [Развитие памяти, мышления, диалогической речи.]
Логопед организует работу по составлению плана рассказа.
Логопед. С чего вы начнете рассказ?
Дети. Мы скажем, кого художник нарисовал на картине и что они делают.
Логопед. Верно. О ком вы будете рассказывать потом?
Дети. Мы расскажем о мальчике и девочке с коляской.
Логопед. Не забудьте сказать, как они одеты, что делают, в какую игру играют. О ком вы расскажете дальше?
Д е т и. О девочке, которая поит куклу чаем.
Логопед. Хорошо. А потом?
Дети. Потом можно рассказать о девочке, которая укачивает куклу.
Логопед. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Расскажем, что детям интересно играть в дочки-матери.
Логопед. Мы с вами составили план рассказа по картине. Сейчас вы одну минуту подумаете, а потом будете составлять рассказ по этому плану.
Рассказ по картине «Дочки-матери». [Развитие связной речи.]
Логопед приглашает к картине четверых детей, которые будут составлять рассказ по отдельным эпизодам картины.
Логопед. Рассказ начнет Маша. Она скажет, кого изобразил на картине художник, что они делают. Потом Саша расскажет о мальчике и девочке с коляской. А Вика расскажет нам о девочке, которая поит куклу чаем. Дима расскажет о девочке, которая укладывает куклу спать, и закончит рассказ.
1-й ребенок. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в дочки-матери.
2-й ребенок. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках и девочку в пестром платье. Мальчик — это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка — это мама. Она посадила в коляску куклу — своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу с работы.
3-й ребенок. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу — свою дочку — за стол и наливает ей чай в красную чашку.
4-й ребенок. На заднем плане мы видим девочку в розовой юбке и голубой кофточке. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную. Детям нравится играть в дочки-матери. У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.
Логопед. Вы очень хорошо справились с таким трудным делом, как рассказ по картине. Молодцы! Я горжусь вами!
Повторение рассказа по картине. [Создание целостного впечатления об изображенном на картине.]
Логопед повторяет рассказ целиком. Если в группе есть ребенок, который может справиться с таким заданием, можно вызвать его.
Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает с мольберта картину.
Логопед. Вспомните, что мы делали на занятии.
Дети. Мы составляли рассказ по картине «Дочки-матери».
Логопед. Кто изображен на этой картине и что они делают?
Д е т и. На картине изображены дети. Они играют в кукольном уголке.
Логопед. Художник нарисовал картину яркими сочными красками. Когда мы ее рассматриваем, у нас создается радостное настроение. Мы видим, что детям очень интересно играть с красивыми яркими игрушками. Они придумали интересную игру. Я думаю, что сегодня вы тоже поиграете в кукольном уголке, будете играть дружно, придумаете много интересного. А теперь скажите, чей рассказ вам больше понравился.
Дети оценивают работу друг друга. Логопед оказывает им помощь, учит быть справедливыми.