«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект логопедического занятия

Конспект подгруппового занятия в старшей группе воспитанников с ЗПР

по развитию лексико-грамматического строя речи

Тема: «Одежда, головные уборы»

Цель: способствовать развитию лексико-грамматического строя речи по теме занятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- способствовать расширению активного словаря по лексической теме «Одежда, головные уборы»;

- тренировать в выделении изображений заданной тематики среди изображений «посторонней» тематики;

- отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать слуховое внимание и восприятие (внимание к речи учителя-логопеда и других детей);

- способствовать совершенствованию артикуляционной мускулатуры, а также пальчиковой и общей моторики;

- совершенствовать темпо-ритмическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

- способствовать овладению навыком работы над проблемной ситуацией;

- способствовать развитию умения участвовать в коллективной игровой деятельности (работать по очереди, согласованно поэтапно выполнять поставленную задачу);

- создавать условия для овладения навыками самообслуживания (одевание, уход за одеждой).

Оборудование: ковёр, предметные картинки по теме занятия и «посторонней» тематики, «дорожка» для пальчиковой гимнастики, кукла без одежды, инвентарь игры «Гардероб» (один предмет - грязный), аудиозапись «Стирка», музыкальные инструменты, стимульный материал для рефлексии, клавесы.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект подгруппового занятия в старшей группе воспитанников с ЗПР

по развитию лексико-грамматического строя речи



Тема: «Одежда, головные уборы»

Цель: способствовать развитию лексико-грамматического строя речи по теме занятия.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- способствовать расширению активного словаря по лексической теме «Одежда, головные уборы»;

- тренировать в выделении изображений заданной тематики среди изображений «посторонней» тематики;

- отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать слуховое внимание и восприятие (внимание к речи учителя-логопеда и других детей);

- способствовать совершенствованию артикуляционной мускулатуры, а также пальчиковой и общей моторики;

- совершенствовать темпо-ритмическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательные:

- способствовать овладению навыком работы над проблемной ситуацией;

- способствовать развитию умения участвовать в коллективной игровой деятельности (работать по очереди, согласованно поэтапно выполнять поставленную задачу);

- создавать условия для овладения навыками самообслуживания (одевание, уход за одеждой).

Оборудование: ковёр, предметные картинки по теме занятия и «посторонней» тематики, «дорожка» для пальчиковой гимнастики, кукла без одежды, инвентарь игры «Гардероб» (один предмет - грязный), аудиозапись «Стирка», музыкальные инструменты, стимульный материал для рефлексии, клавесы.







Ход занятия

  1. Организационный момент (с элементами пальчиковой гимнастики)

(Дети входят в группу, видят инвентарь игры «Гардероб».)

Л: Ребята, доброе утро! Я очень рада вас видеть! Какие вы сегодня красивые! Я рада, что вы с удовольствием пришли сегодня в детский сад! А что вы надели на себя, когда собирались?

Д: Одежду.

Л: Правильно. Сегодня мы вспомним названия одежды, как она выглядит; узнаем, как за ней можно ухаживать и, конечно, поиграем.

Пройдите на ковёр по дорожке для пальчиков. Соберите ладошку в жест «класс». В какую сторону «указывает» рукав рубахи, в такую сторону и должен показывать ваш большой пальчик. Будьте внимательны!

(Дети рассаживаются на ковре.)



  1. Основная часть

  1. Артикуляционная и мимическая гимнастика с элементами нейрогимнастики

Л: Чтоб одежду называть, нужно язычок размять:

а) представьте, что надеваете футболку или кофту с очень узким воротником (язык «трубочкой»);

б) всем нравится ходить в чистой, разглаженной одежде (язык «лопаткой»);

в) чтобы шить одежду, пригодится иголочка («иголочка»);

г) мы швы на машинке строчили («змейка»)…

д) и на зигзаг её переключили («маятник»)…

е) петли иголкой мы обметали (круговые движения языком за губами)…

ж) пуговки круглые попришивали («конфетка»);

з) если назову кепку - язык вверх, если назову носки – язык вниз («качели»).

Удалось нам язычок размять – значит, сможем одежду назвать. Что на вас сегодня надето? На мне надеты майка, трусы, бадлон, свитер, брюки, носки. А на тебе?

Д: (отвечают)







  1. Проблемная ситуация

Л: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла Маша. Она проснулась и ещё не успела одеться. Как мы ей поможем?

Д: Мы её оденем.

Л: Хорошо. Сейчас в этой комнате найдите картинки с одеждой и головными уборами. Будьте внимательны, собирайте только нужные картинки!

Д: (собирают картинки)



  1. Работа над темпо-ритмической стороной речи

Л: Повторим считалочку (стучим по ковру):

Д: Раз, два, три, четыре –

Мы считалочку учили.

Мы одежду собирали

И теперь её узнали.

Л: Назовите одежду и головные уборы, которые вы нашли, отстукайте слоги.

Д: Май-ка – 2 слога и т.д.



  1. Согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Д/и «Жадина», «Назови по цвету».

Логопед:

Дети:

Кофта чьЯ?

Кофта какАЯ?


Пиджак ЧеЙ?

Пиджак какОЙ?


Платье чьЁ?

Платье какОЕ?


Штаны чьИ?

Штаны какИЕ?

МоЯ!

КраснАЯ.


МоЙ!

СинИЙ.


Моё!

ЗелёнОЕ.


МоИ!

СинИЕ. и т.д.



  1. Работа над развитием слухового внимания (музыкальные инструменты)

Л: А сейчас работа для ушек.

а) Возьмите картинки. Услышите своё название одежды – используйте колокольчик.

б) Д/и «Шапка-колготки»: услышите слово ШАПКА – поднимите колокольчик вверх; услышите КОЛГОТКИ – опустите вниз.



  1. Продолжение работы над проблемной ситуацией

Л: Что ж, мы с вами хорошо подготовились. Теперь поможем Маше подобрать одежду и головные уборы. Ой, какая грязная кофточка! Можем мы такую одежду дать Маше?

Д: Нет!

Л: А что делают с одеждой, если она испачкалась?

Д: Стирают.

Музыкальная игра «Стирка» (движения под музыку: имитация стирки, полоскания, сушки, глажки белья).

Л: Что ж, чистую и красивую одежду можно надеть! Будьте внимательны, подбирайте только нужную Маше одежду! Вспомните всё, что надето на вас!

Д: (одевают куклу).

Л: Молодцы! Давайте проверим, что надето сейчас на Маше?

Д: (отвечают)



  1. Итог занятия

Л: Наше занятие подошло к концу! Вам понравилось играть? Если всё получилось, и у вас хорошее настроение, возьмите для нарисованной куклы Маши яркую, цветную одежду и головной убор. Если вдруг что-то не понравилось – возьмите чёрную одежду.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее