Конспект подгруппового занятия в старшей группе воспитанников с ЗПР
по развитию лексико-грамматического строя речи
Тема: «Одежда, головные уборы»
Цель: способствовать развитию лексико-грамматического строя речи по теме занятия.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- способствовать расширению активного словаря по лексической теме «Одежда, головные уборы»;
- тренировать в выделении изображений заданной тематики среди изображений «посторонней» тематики;
- отрабатывать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать слуховое внимание и восприятие (внимание к речи учителя-логопеда и других детей);
- способствовать совершенствованию артикуляционной мускулатуры, а также пальчиковой и общей моторики;
- совершенствовать темпо-ритмическую сторону речи.
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать овладению навыком работы над проблемной ситуацией;
- способствовать развитию умения участвовать в коллективной игровой деятельности (работать по очереди, согласованно поэтапно выполнять поставленную задачу);
- создавать условия для овладения навыками самообслуживания (одевание, уход за одеждой).
Оборудование: ковёр, предметные картинки по теме занятия и «посторонней» тематики, «дорожка» для пальчиковой гимнастики, кукла без одежды, инвентарь игры «Гардероб» (один предмет - грязный), аудиозапись «Стирка», музыкальные инструменты, стимульный материал для рефлексии, клавесы.
Ход занятия
Организационный момент (с элементами пальчиковой гимнастики)
(Дети входят в группу, видят инвентарь игры «Гардероб».)
Л: Ребята, доброе утро! Я очень рада вас видеть! Какие вы сегодня красивые! Я рада, что вы с удовольствием пришли сегодня в детский сад! А что вы надели на себя, когда собирались?
Д: Одежду.
Л: Правильно. Сегодня мы вспомним названия одежды, как она выглядит; узнаем, как за ней можно ухаживать и, конечно, поиграем.
Пройдите на ковёр по дорожке для пальчиков. Соберите ладошку в жест «класс». В какую сторону «указывает» рукав рубахи, в такую сторону и должен показывать ваш большой пальчик. Будьте внимательны!
(Дети рассаживаются на ковре.)
Основная часть
Артикуляционная и мимическая гимнастика с элементами нейрогимнастики
Л: Чтоб одежду называть, нужно язычок размять:
а) представьте, что надеваете футболку или кофту с очень узким воротником (язык «трубочкой»);
б) всем нравится ходить в чистой, разглаженной одежде (язык «лопаткой»);
в) чтобы шить одежду, пригодится иголочка («иголочка»);
г) мы швы на машинке строчили («змейка»)…
д) и на зигзаг её переключили («маятник»)…
е) петли иголкой мы обметали (круговые движения языком за губами)…
ж) пуговки круглые попришивали («конфетка»);
з) если назову кепку - язык вверх, если назову носки – язык вниз («качели»).
Удалось нам язычок размять – значит, сможем одежду назвать. Что на вас сегодня надето? На мне надеты майка, трусы, бадлон, свитер, брюки, носки. А на тебе?
Д: (отвечают)
Проблемная ситуация
Л: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла Маша. Она проснулась и ещё не успела одеться. Как мы ей поможем?
Д: Мы её оденем.
Л: Хорошо. Сейчас в этой комнате найдите картинки с одеждой и головными уборами. Будьте внимательны, собирайте только нужные картинки!
Д: (собирают картинки)
Работа над темпо-ритмической стороной речи
Л: Повторим считалочку (стучим по ковру):
Д: Раз, два, три, четыре –
Мы считалочку учили.
Мы одежду собирали
И теперь её узнали.
Л: Назовите одежду и головные уборы, которые вы нашли, отстукайте слоги.
Д: Май-ка – 2 слога и т.д.
Согласование существительных и прилагательных в роде и числе. Д/и «Жадина», «Назови по цвету».
Логопед: | Дети: |
Кофта чьЯ? Кофта какАЯ?
Пиджак ЧеЙ? Пиджак какОЙ?
Платье чьЁ? Платье какОЕ?
Штаны чьИ? Штаны какИЕ? | МоЯ! КраснАЯ.
МоЙ! СинИЙ.
Моё! ЗелёнОЕ.
МоИ! СинИЕ. и т.д. |
Работа над развитием слухового внимания (музыкальные инструменты)
Л: А сейчас работа для ушек.
а) Возьмите картинки. Услышите своё название одежды – используйте колокольчик.
б) Д/и «Шапка-колготки»: услышите слово ШАПКА – поднимите колокольчик вверх; услышите КОЛГОТКИ – опустите вниз.
Продолжение работы над проблемной ситуацией
Л: Что ж, мы с вами хорошо подготовились. Теперь поможем Маше подобрать одежду и головные уборы. Ой, какая грязная кофточка! Можем мы такую одежду дать Маше?
Д: Нет!
Л: А что делают с одеждой, если она испачкалась?
Д: Стирают.
Музыкальная игра «Стирка» (движения под музыку: имитация стирки, полоскания, сушки, глажки белья).
Л: Что ж, чистую и красивую одежду можно надеть! Будьте внимательны, подбирайте только нужную Маше одежду! Вспомните всё, что надето на вас!
Д: (одевают куклу).
Л: Молодцы! Давайте проверим, что надето сейчас на Маше?
Д: (отвечают)
Итог занятия
Л: Наше занятие подошло к концу! Вам понравилось играть? Если всё получилось, и у вас хорошее настроение, возьмите для нарисованной куклы Маши яркую, цветную одежду и головной убор. Если вдруг что-то не понравилось – возьмите чёрную одежду.