Автор: Трошина Н.И
Старший воспитатель МБДОУ № 244
Конкурсы и выставочные мероприятия как формы развития технических способностей детей в рамках реализации модулей программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» по легоконструированию и робототехнике.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития технических способностей детей. Одной из приоритетных задач в этом направлении становится формирование творчески, смело и свободно мыслящего ребенка, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями.
В нашем детском саду, помимо основной образовательной деятельности, мы вовлекаем детей, педагогов и родителей в мероприятия, которые побуждают к развитию активности у детей, демонстрируют их технические способности и таланты. Для себя мы выделили две формы мероприятий: соревновательного характера (конкурсы, викторины, олимпиады) и выставочного характера (фестивали, выставки, форумы, конференции, мастер-классы)
Мероприятия соревновательного характера.
Соревнование является важной характеристикой роста и развития детей. Организованные на должном уровне они могут быть полезны как для общего развития ребёнка, так и сыграть активную роль в формировании необходимых для него волевых качеств, укрепления и закалки характера.
Через соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать. Положительный опыт , приобретённый во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. При этом следует учитывать, что психологические особенности дошкольников имеют свои особенности. Во-первых, дошкольники гораздо более уязвимы для ситуации соперничества: переживания у детей острее, но проявляются они совсем иначе, чем у взрослых – иногда не выходят на поверхность. Во-вторых, у дошкольников на первом плане процесс – игра, исследование, экспериментирование, различные художества, в то время как цель соревнований – работа на результат. Важно при подготовке и проведении соревнований учитывать данные особенности детей.
Одна из разновидностей соревнований – это конкурсы, среди которых особенно интересны конкурсы технического творчества. Как правило, они делятся на онлайн-конкурсы и конкурсы с непосредственным участием детей. На таких конкурсах наряду с качеством исполнения моделей также оцениваются оригинальность и необычность идей, предложенных в технических разработках.
Онлайн-конкурсы проходят в заочной форме, когда родители детей или педагоги отправляют электронные изображения своих технических построек в адрес организаторов конкурса. Конкурсная комиссия по заранее заявленным требованиям оценивает работы и определяет победителей. Такая форма конкурсов позволяет охватить большее количество участников, провести соревнование и наладить контакты между ребятами и образовательными учреждениями из разных регионов, даже самых отдаленных или труднодоступных, и стран при минимальных затратах.
Конкурсы с непосредственным участием детей, как правило, направлены на выявление мастерства в аккуратности, скорости и точности сборки легоконструкций и роботов, владения навыками программирования робототехнических устройств, умения интересно и информативно презентовать свою постройку или собранные механизмы. При участии в любом конкурсе в первую очередь нужно четко понимать, в чём особенность конкурса, и в соответствии с этим выстраивать постепенный, последовательный график подготовки к нему. Нужно учитывать такие важные факторы, как: имеющиеся у ребенка реальные способности и навыки технического творчества, уровень его психологической готовности к соревнованиям, конкурентоспособность воспитанника. Также необходимо понимать и адекватно оценивать его фактические шансы на успех. Вместе с тем успешная подготовка к конкурсу технического мастерства требует наличие в образовательном учреждении в достатке соответствующего технического оснащения и специального оборудования: наборов легоконструкторов и робототехнических устройств.
Наше образовательное учреждение проводит системную и последовательную работу по включению детей в соревновательный процесс. Мы как сами организовываем конкурсы по легоконструированию и робототехнике, так и принимаем участие в различных конкурсах.
В 2020 году на базе МБДОУ № 244 прошел районный Робототехнический фестиваль, в котором принимали участие воспитанники МБДОУ № 244,312,83,33. Команды показали свое мастерство в техническом творчестве и умении программировать робота по схеме. Победители были награждены кубками и грамотами фестиваля, все участники получили медали с надписью «Робофест- 2020».
Мероприятия выставочного характера.
Выставочное мероприятие – это широкая общественная встреча, сопровождающаяся смотром достижений каких-нибудь видов творчества.
Для демонстрации достижений детей и педагогов наше образовательное учреждение активно принимает участие в выставочных мероприятиях разного уровня: фестивалях, форумах, выставках, конференциях.
Участие в каждом таком мероприятии даёт возможность получить бесценный опыт творческого общения, которое возникает в позитивной атмосфере праздника, позволяет увидеть и осознать результат выполненной работы и ощутить радость от собственных достижений, подвести итоги сделанному и наметить ориентиры для новых целей, найти вдохновение для будущих свершений.
Дети, участвующие в научно-образовательных выставочных мероприятиях, получают возможность показать широкой общественности свои достижения в техническом творчестве, продемонстрировать свои способности и навыки. В случае проведения творческого состязания появляется возможность получить путёвку на конкурсы городские, окружные, всероссийские и международные. Также на выставочных мероприятиях наши воспитанники могут оценить свои возможности, увидеть и услышать уровень других детей, расширить рамки своего выступления.
2020 г. на базе МБОУ СОШ № 54 состоялось пленарное заседание МКУ «Отдел образования Первомайского района города Ростова-на-Дону» отчет о проектной деятельности образовательных учреждений Первомайского района. МБДОУ № 244 представлял проект «СТЕМ образование как универсальное педагогическое средство реализации ФГОС ДО» .В декабре 2019 года нам присвоен статус областной инновационной площадки по данной теме. Проект рассчитан на 3 года.
Мы представляли два образовательных модуля из шести - это «Дидактическая система Ф. Фребеля» и «Робототехника».
Модуль «Дидактическая система Ф.Фребеля» гармонично интегрируется во всех направлениях образовательной деятельности ДОУ и используется педагогами во всех возрастных группах, начиная с раннего возраста. Путем вовлечения детей в процесс экспериментирования с предметами окружающего мира повышается познавательная активность, развивается логическое мышление и творческие способности, формируются элементарные математические представления.
Модуль «Робототехника» реализуется через кружковую работу (бесплатно) с детьми старшего дошкольного возраста. В штат введена ставка педагога дополнительного образования. Сегодня как никогда важно как можно раньше понять потенциальные возможности и склонности ребенка. С этой задачей можно легко справиться, занимаясь на увлекательных занятиях по робототехнике, которая развивает алгоритмическое мышление, формирует основы программирования, развивает навыки креативного мышления. Дети учатся планировать и моделировать различные процессы, применять систему условных обозначений, творчески подходить к решению проблемных ситуаций, учатся активным коммуникациям и работать в команде.
Вывод.
Участие детей в конкурсах и выставочных мероприятиях, направленных на демонстрацию технического мастерства детей – важная составляющая творческой жизни ребенка, в которой заложены огромные образовательные возможности. Главное в этом процессе – правильно воспользоваться открывающимися возможностями, суметь направить их на развитие у детей творческого потенциала и стремления к совершенствованию своих навыков. Каждому, а тем более ребенку, важно знать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. И именно конкурсы и выставочные мероприятия дают возможность в полной мере и с максимальной отдачей реализовать эту потребность.