МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы
________________Б.А. Ешеев
«_______»_________2019г.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
«У последней черты»
Составитель:
педагог-психолог Калинина С.И.
п.Саган – Нур, 2019г.
Актуальность Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. Неблагоприятным считается тот факт, что наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц детского, молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Среди подростков считается наиболее опасный для суицида возраст 13 – 15 лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.
Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков МАОУ «Саган – Нурская СОШ»
Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся МАОУ «Саган – Нурская СОШ».
Задачи программы:
• своевременно выявлять детей «группы риска»;
• координировать деятельность служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения;
• организовать межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур, районных структур и организаций;
• пропагандировать здоровый образ жизни.
Прогнозируемый результат: в случае успешной реализации программы будет:
• создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении;
• налажена координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних;
• расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города.
Нормативно правовая база о профилактике суицидов среди учащихся:
Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г. п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,
Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,
План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. Приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,
«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;
Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);
Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»);
Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).
Реализация программы проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрами.
Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год
1.Содержание программы
Исходя из цели и задач программы работа проводится по трем блокам:
1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.
2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков:
• осуществление координации действий служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков;
• осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков.
3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;
• организация и проведение КТД (коллективно творческих дел), акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия
3.Словарь терминов
Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
Мероприятия по программе
№ | Направление работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
1 | Просветительско-профилактическая деятельность среди детей и подростков | Психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние: 1)социального статуса; 2) уровня адаптации; 3)уровня тревожности; 4) социально психологической адаптации (СПА); 5) оценка способов реагирования на конфликтные ситуации | В течение учебного года | Психолог совместно с классными руководителями |
2
| Регулирование внутрисемейных отношений; восстановление внутрисемейных связей | Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты». | По необходимости | Психолог |
3 | Профилактика вредных привычек, как фактора склонности к суицидам | Классный час на тему «Здоровый образ жизни». | По воспитательному плану классов | Классные руководители |
4 | Методические объединения для классных руководителей и педагогов-психологов с приглашением специалистов ПДН, КДН и ЗП, медицинских работников врачебной амбулатории п. Саган – Нур | Круглый стол по проблемам суицида, составление единой базы данных по неблагополучным семьям | 4 неделя октября, каникулярный период, коррекция списков | Социальный педагог, заместитель директора по ВР |
5 | Групповая коррекционная работа с учащимися 6-11 классов | Беседы с элементами тренинга на тему: -«Статусное положение подростка в классе»; - «Как справиться с горем»; - «Жизнь как ценность» - «Психологическая помощь в кризисных ситуациях». | Октябрь 2-3 недели 2019г. |
|
6 | Обучающие семинары для классных руководителей | «Алгоритм и стратегия работы с суицидом»; Причины, признаки суицидального поведения. | По плану школы | Психолог, заместитель директора по ВР |
7 | Работа с семьей | Социальный патронаж неблагополучных семей и семей, где родители не выполняют свои родительские обязанности. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам: -Проблема правонарушений. -Вредные привычки подростков, способы борьбы с ними -Формирование стессоустойчивости перед экзаменами -Выполнение Законов РФ | В течение учебного года | Социальный педагог |
8 | Работа с родителями | Лектории на тему: • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Это должен знать каждый родитель»; • «Негативные стили воспитания в семье»; • «Дети без вредных привычек»; • «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»; • «Конструктивные детско-родительские отношения». | По воспитательному плану школы | Социальный педагог, классные руководители |
9 | Творческое | Творческая акция (конкурсы рисунков, стихотворений, сочинений) «Как прекрасен этот мир» | В течение учебного года | Учителя – предметники |
10 | Информационное | Проведение Международного дня детского телефона доверия
| 16 ноября 2018г. | Классные руководители |
11 | Профилактика ранних беременностей, венерических заболеваний | Встречи-беседы с мед. работниками врачебной амбулатории п. саган – Нур, по теме полового воспитания
| В течение учебного года | Гинекологи |
12 | Спортивное | Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района; Организация занятости детей группы риска | В течение учебного года | Учителя физической культуры, тренеры |
13 | Профилактико – предупредительное | Мероприятий по выявлению жестокого обращения с детьми в семье | В течение учебного года | Социальный педагог, администрация школы |
14 | Коррекционное (влияние на эмоциональное состояние учащихся, профилактика стрессов, депрессий) | Классный час «Насилие и закон», «Познай самого себя», «Душевное состояние», «Что значит жить достойно», «Откровенный разговор о нас самих», «И жизнь хороша, и жить хорошо!», «Как уживаются добро и зло» | В течение учебного года | Психолог, классные руководители |
15 | Предупредительно – профилактическая работа | Выявление семей, находящихся в СОП на ранних стадиях, оказание помощи и всесторонней поддержки | В течение года | Социальный педагог, классные руководители |
16 | Организация встреч с представителями традиционных религиозных конфессий | Профилактика суицидальных склонностей | В течение учебного года | Администрация школы |
17 | Организация оказания материальной помощи и поддержки малообеспеченным семьям | Помощь к началу учебного года в виде одежды и обуви, канцелярских товаров; вручение бесплатных социальных новогодних подарков; организация социальных обедов при МАОУ «Саган – Нурская СОШ» | В течение учебного года. | Администрация школы, социальный педагог, специалисты ОСЗН |