«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплексная программа по профилактике суицидов "У последней черты"

Программа мероприятий, направленных на профилактику склонности к суицидам. Коррекцию поведения.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МАОУ «Саган – Нурская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор школы

________________Б.А. Ешеев

«_______»_________2019г.











КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков

«У последней черты»















Составитель:

педагог-психолог Калинина С.И.



п.Саган – Нур, 2019г.

Актуальность Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. Неблагоприятным считается тот факт, что наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц детского, молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Среди подростков считается наиболее опасный для суицида возраст 13 – 15 лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.

Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков МАОУ «Саган – Нурская СОШ»

Цель программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, сохранение и укрепление психического здоровья учащихся МАОУ «Саган – Нурская СОШ».

Задачи программы:

• своевременно выявлять детей «группы риска»;

• координировать деятельность служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения;

• организовать межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур, районных структур и организаций;

• пропагандировать здоровый образ жизни.

Прогнозируемый результат: в случае успешной реализации программы будет:

• создана эффективная система выявления детей «группы риска» и реабилитации подростков и их семей, находящихся в социально опасном положении;

• налажена координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ, занимающихся профилактикой суицидального поведения несовершеннолетних;

• расширены возможности пропаганды здорового образа жизни, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города.

Нормативно правовая база о профилактике суицидов среди учащихся:

Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)» (с дополнениями и изменениями), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2007 г. № 280, ФЗ № 120-ФЗ № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» №273 от 29.12.2012г. п. 3 ст. 32 и п. 1 ст. 51,

Письмо Министерства образования Российской Федерации «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26.01.2000 г. и от 29.05.2003 г.,

Письмо Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

План мероприятий Министерства образования и науки РФ по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 -2015 годы, утв. Приказом Минобрнауки России от 26.10.2011 г. № 2537,

«О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков», письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 г. № 22-06-86;

Статья 14 Федерального закона РФ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

ФЗ № 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Уголовный кодекс РФ (ст. 117 «Истязание», ст. 110 «Доведение до самоубийства», ст. 131-134 «О преступлениях сексуального характера»);

Административный кодекс РФ (ст. 164 «О правах и обязанностях родителей»);

Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30).

Реализация программы проводится в трех направлениях: работа с подростками, работа с семьями, работа с педагогическими кадрами.

Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год

1.Содержание программы

Исходя из цели и задач программы работа проводится по трем блокам:

1.Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:

• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению;

• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска.

2.Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур, службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков:

• осуществление координации действий служб психолого-педагогического сопровождения в ОУ по профилактике суицидального поведения подростков;

• осуществление межведомственного взаимодействия со специалистами различных учреждений и организаций поселка Саган – Нур в организации работы по снижению случаев суицидальных действий среди подростков.

3.Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся в образовательных учреждениях города:

• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья;

• организация и проведение КТД (коллективно творческих дел), акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые мероприятия

3.Словарь терминов

Суицид – самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни.

Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.

Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент - человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

Мероприятия по программе

Направление работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

1

Просветительско-профилактическая деятельность среди детей и подростков

Психодиагностические исследования, направленные на определение факторов, отрицательно воздействующих на эмоциональное состояние: 1)социального статуса;

2) уровня адаптации;

3)уровня тревожности;

4) социально психологической адаптации (СПА);

5) оценка способов реагирования на конфликтные ситуации

В течение учебного года

Психолог совместно с классными руководителями

2


Регулирование внутрисемейных отношений; восстановление внутрисемейных связей

Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты».

По необходимости

Психолог

3

Профилактика вредных привычек, как фактора склонности к суицидам

Классный час на тему «Здоровый образ жизни».

По воспитательному плану классов

Классные руководители

4

Методические объединения для классных руководителей и педагогов-психологов с приглашением специалистов ПДН, КДН и ЗП, медицинских работников врачебной амбулатории п. Саган – Нур

Круглый стол по проблемам суицида, составление единой базы данных по неблагополучным семьям

4 неделя октября, каникулярный период, коррекция списков

Социальный педагог, заместитель директора по ВР

5

Групповая коррекционная работа с учащимися 6-11 классов

Беседы с элементами тренинга на тему:

-«Статусное положение подростка в классе»;

- «Как справиться с горем»;

- «Жизнь как ценность»

- «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

Октябрь 2-3 недели 2019г.


6

Обучающие семинары для классных руководителей

«Алгоритм и стратегия работы с суицидом»; Причины, признаки суицидального поведения.

По плану школы

Психолог, заместитель директора по ВР

7

Работа с семьей

Социальный патронаж неблагополучных семей и семей, где родители не выполняют свои родительские обязанности.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам:

-Проблема правонарушений.

-Вредные привычки подростков, способы борьбы с ними

-Формирование стессоустойчивости перед экзаменами

-Выполнение Законов РФ

В течение учебного года

Социальный педагог

8

Работа с родителями

Лектории на тему:

• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;

• «Это должен знать каждый родитель»;

• «Негативные стили воспитания в семье»;

• «Дети без вредных привычек»;

• «Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации»;

• «Конструктивные детско-родительские отношения».

По воспитательному плану школы

Социальный педагог, классные руководители

9

Творческое

Творческая акция (конкурсы рисунков, стихотворений, сочинений) «Как прекрасен этот мир»

В течение учебного года

Учителя – предметники

10

Информационное

Проведение Международного дня детского телефона доверия


16 ноября 2018г.

Классные руководители

11

Профилактика ранних беременностей, венерических заболеваний

Встречи-беседы с мед. работниками врачебной амбулатории п. саган – Нур, по теме полового воспитания


В течение учебного года

Гинекологи

12

Спортивное

Участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях школы и района; Организация занятости детей группы риска

В течение учебного года

Учителя физической культуры, тренеры

13

Профилактико – предупредительное

Мероприятий по выявлению жестокого обращения с детьми в семье

В течение учебного года

Социальный педагог, администрация школы

14

Коррекционное (влияние на эмоциональное состояние учащихся, профилактика стрессов, депрессий)

Классный час «Насилие и закон», «Познай самого себя», «Душевное состояние», «Что значит жить достойно», «Откровенный разговор о нас самих», «И жизнь хороша, и жить хорошо!», «Как уживаются добро и зло»

В течение учебного года

Психолог, классные руководители

15

Предупредительно – профилактическая работа

Выявление семей, находящихся в СОП на ранних стадиях, оказание помощи и всесторонней поддержки

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

16

Организация встреч с представителями традиционных религиозных конфессий

Профилактика суицидальных склонностей

В течение учебного года

Администрация школы

17

Организация оказания материальной помощи и поддержки малообеспеченным семьям

Помощь к началу учебного года в виде одежды и обуви, канцелярских товаров; вручение бесплатных социальных новогодних подарков; организация социальных обедов при МАОУ «Саган – Нурская СОШ»

В течение учебного года.

Администрация школы, социальный педагог, специалисты ОСЗН











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее