«Семья и семейные ценности».
Возраст учащихся: 6 класс.
Цели мероприятия:
1). Воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.
2).Формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.
3).Воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.
Подготовка:
1).На доске написать (повесить плакаты или спроецировать ) изречения о семье и семейных ценностях. («Семья-один из шедевров природы». (Джордж Сантаяна.) «К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». ( Сократ). «Наши дети — это наша старость...» (А.С. Макаренко). Пословицы: Семья без детей, что дерево без корней. На что и клад, когда у мужа с женой лад. Где любовь да совет, там и горя нет. Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.)
2). Подготовить музыкальный материал (песня Юрия Антонова «Крыша дома твоего», песня «Родительский дом»).
3). Чистые листы бумаги для опроса.
4). Подготовить презентацию «Как составить свою родословную».
План проведения:
1).Вступление. Семья и ее роль в жизни человека. Изречения великих о семье.
2). Большая семейная викторина.
3). Что такое семейные традиции?
4). Расскажи о традициях своей семьи.
5). Притча. Блиц- опрос « Счастливая семья- это…».
6). Заключение.
Ход.
Звучит песня «Крыша дома твоего».
I. Вступление.
1. Психологический настрой родителей и детей.
- улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;
- фразу «Мы вместе» сказать шепотом, для себя, так, чтобы услышали все присутствующие, так, чтобы услышала вся школа.
2. Детская кричалка для родителей:
Крикните громко и хором, друзья Деток своих вы любите? (Да)
С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь?(нет)
Я вас понимаю…Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам?(да)
Дайте мне тогда ответ. Помочь откажитесь мне ?(нет)
Последнее спрошу я вас. Активными все будем? (да)
Замечательно! Молодцы!
Сегодня мы поговорим о самом важном в жизни каждого человека- о семье. Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым, это опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая. И не зря народная мудрость гласит: « Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство.» (Конфуций) Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи. Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. Вспомним слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Объяснение понятий «семья», «семейные ценности»
Как вы понимаете слово «семья»? Что относится к семье?
[Если присутствующие относят к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение:
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.]
Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей
Большая семейная викторина.
Когда отмечается Международный день семьи? ( ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН).
Когда отмечается Всероссийский день семьи?
( Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался 8 июля в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы. Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома Владимирской области, где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
Как повествует житие, молодого князя Петра поразила некая тяжёлая болезнь, от которой всё его тело покрылось язвами - возможно, проказа. Никакие лекари и снадобья не могли ему помочь. До князя дошёл слух о том, что некая премудрая дева Февронии, дочь простого бортника (охотника за диким медом) из села Ласково, славится искусством лечить травами. Князя привозят к дивной лекарке, и она берется его исцелить, но ставит необычное условие. Пётр соглашается взять Февронию в жены после того, как она его вылечит.
Муромская знать не желает принимать Февронию в качестве княгини и чинит благоверным супругам разные козни. Петра ставят перед выбором: либо он разводится с незнатной Февронией и берёт себе другую, родовитую жену, либо ему придется отказаться от власти и покинуть Муром. Пётр выбирает верность супруге и отправляется вместе с любимой в изгнание.
Но лишения благоверных князей не продлились долго: Петра снова позвали княжить, чтобы прекратить наступившую в Муроме смуту.
До преклонных лет Пётр и Феврония правили Муромским княжеством, а перед смертью удалились в разные монастыри и приняли там постриг.
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Днём нового праздника выбрано число, когда все вспоминают святых благоверных князей Петра и Февронию Муромских - святых, чья супружеская любовь и верность преодолела все житейские преграды.).
Скажите по латыни слово семья. ( Фамилия)
Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Семейный круг.)
Какие пословицы о семье вы знаете? Какой смысл в них заложен? (Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Добрые дети- дому венец, а плохие дети- дому конец. Мать кормит детей, как Земля людей).
О какой русской игрушке эти слова из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкойсемьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрешке).
Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
Какая птица олицетворяет семейный очаг и материнство? (Аист)
Ребенок моего отца- мне не брат. Кто это? (сестра)
Какое растение олицетворяет одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и -мачеха).
Как звать новых родственников после свадьбы? (Теща – мать жены. Тесть - отец жены. Шурин - брат жены. Свояченица - сестра жены. Свояк - муж свояченицы. Свекор - отец мужа. Свекровь - мать мужа. Золовка - сестра мужа. Деверь - брат мужа. Зять - муж дочери, сестры, золовки. Сноха - жена сына для его матери. Невестка - жена сына для его отца. Сват - отец одного из супругов для родителей другого супруга. Сватья - мать одного из супругов для родителей другого супруга. Кум и кума - крестные отец и мать, но не для крестника, а между собой и в отношении родителей и родичей крестника.)
В названиях каких известных произведений встречаются названия членов семьи? ( «Мать»- М. Горький, «Три сестры»-А.П. Чехов, «Капитанская дочка»-А.С. Пушкин, «Сын полка»-В.Катаев, «Дядя Федор, пес и Кот»-Э.Успенский, «Дети капитана Гранта»-Ж.Верн, «Братья Карамазовы»-Ф.М. Достоевский т.д. )
Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно же своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Издавна люди чтили своих предков. И в честь них называли своих детей, бережно хранили фотографии и вещи, продолжали семейные традиции. Это объединяло и укрепляло семью. А что вы знаете о семейных традициях?
II. Семейные традиции.
Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной, т. е. генеалогического дерева. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди стараются узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам. (Коротко рассказать, как составить свою родословную. Можно показать презентацию. Садырова, Луговской, Заломов.)
Семейные династии. Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. ( А вы знаете такие примеры?)Кравченко
Наши имена. Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников- бабушки, дедушки, тети и т.д. А кого из вас назвали в честь кого-то?(7-8 человек из каждой группы)
Семейный альбом. Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. В последнее время фотографии мы сохраняем все больше в компьютере на дисках, а у кого из присутствующих ест семейные альбомы?)(Показать старые фотографии)
Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, а также песнями , танцами, шутками и забавами. У каждого народа свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д.- отмечаются в каждой семье. А вы знаете старинные праздники и обряды на Руси? (например, свадьба, Масленица, Крещение, Рождество, калядование, Пасха, День Ивана Купалы )
Кулинарные традиции. В каждой семье любят готовить свои блюда. А раньше на Руси в почете были щи, каша, репа, дичь, рыба, квас, капуста. А что любят готовить и есть в вашей семье?(7 -8 человек)
Назовите, какие традиции есть в вашей семье (по желанию ребята рассказывают о своих традициях).
III. Притча.
- А что такое семейные ценности?
Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.
- Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
Послушайте притчу. В конце буде вопрос. Ответ притчи запишите одним предложением.
Чтение притч
1.« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
2. Волшебная копейка
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
3. Семейное счастье
В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов
Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:
– Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.
Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.
А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет.
Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.
«Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!», — подумал сосед под окном.
Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу:
– Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.
– Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас бОльшего несчастья.
…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:
– Ну, что, подсмотрел?
– Да!
– Ну, и что там у них?
(- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене?
Ребята высказывают свое мнение, а затем зачитывается концовка этой притчи)
– У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав.
4. Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.
Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
IV . Рефлексия методом проектов
Уважаемые участники нашей встречи, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем альбом нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.
Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.
На столе перед учащимися инструкция по составлению проекта «Моя семья».
Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.
В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».
В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.
Список семейных ценностей
Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.
Правила семейной жизни.
Уважайте мнение всех членов семьи.
Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.
Никогда не смейтесь над кем-то.
Уважайте родственников.
Почитайте родителей.
Звучит стихотворение: (учащийся)
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ- родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ- родительский дом.
Звучит песня «Родительский дом».
Благодарю вас за активность и внимание!
123