«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Классный час на тему Моя Родина -Сибирь

Материал знакомит детей с историей освоения ясибири до наших дней.

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

Классный час « Сибирь- моя Родина»

Цель: Развитие чувства патриотизма через расширение кругозора о своей малой Родине

Задачи : Развивать интерес к истории освоения Сибири; расширить кругозор познакомить учащихся с историческим процессом развития Сибири в период с XII века и до наших дней


Учитель: Добрый день ребята, Сегодня мы поговорим с вами об очень важной теме которая затрагивает любого человека несмотря на то кто он по национальности и где он проживает. внимание на экран.

(просмотр видео)

Кто догадался о чем сегодня пойдет речь? Правильно мы будем говорить о Родине. А кто мне скажет какие однокоренные слова у этого слова? (примеры) Род- семья. закройте глаза и представьте место где вы родились и выросли.(примеры детей) Куда бы не занесла человека судьба с особым трепетом он будет вспоминать и возвращаться туда где он родился. Это наша малая Родина. Но есть и более широкое понятие, кто-то например из Тюмени, другой из Нижневартовска. Как можно про всех сказать Мы из …. Сибири. Посмотрите на карту России Сибирь занимает очень большое место и это наша Родина. (слайд 1)

(просмотр презентации)

слайд 2

Давно известно, что нет ничего страшнее забвения. Потеря корней грозит потерей ощущения реальности, а значит – перспективы. Без истории немыслимо развитие любой культуры, ибо разрывается магический основополагающий цивилизационный треугольник: прошлое – настоящее – будущее. Сибирь имеет большие перспективы, потому что она помнит свою историю.

слайд 3 Первые упоминания о Сибири в России были в XII веке. В летописных записях упоминается о походах новгородских купцов на восток за добычей пушнины. Но есть и более ранние записи в китайских летописях. Из них мы узнаем о том, что еще во втором тысячелетии до нашей эры Сибирь была заселена племенами, которые постоянно конфликтовали между собой. Этот факт нашел свое подтверждение и среди археологов.

слайд 4 Ранние записи говорят о походах новгородцев к «Железным воротам» в 1032 году, кои и являлись, по утверждению ученого Соловьева, Уральскими горами. Но эти походы закончилсь разгромом новгородцев юграми, а с середины XIII века югра была колонией новгородской волости. Великий Новгород брал дань с Югры.

слайд 5 9 мая 1483 года по указу Ивана III начинается поход воеводы Федора Курбского-Черного и Ивана Салтык-Травина на Западную Сибирь. Они завоевывают владения князя Асыку и доходят до реки Обь, разбив войска югорского князя Молдана. И со второй половины XV века Юрга постепенно входит в состав Великого Московского княжества

слайд 6 Кроме Великого Московского княжества Сибирью владела и Золотая Орда. В начале XIII века южная Сибирь находилась в подчинении сына Чингисхана, Джучи. После распада Монгольской империи в его владения вошла и юго-западная Сибирь. Было основано Тюменское ханство. Из татар и кереитов. Оно возникло в XIV веке и вначале входило в состав Золотой Орды.

слайд 7 В 1495 году тайбугин Мухаммед разгромил Тюменское ханство и убил шибанида Ибака. В 1500 году создал Сибирское ханство объединив большую часть Западной Сибири, а столицей стал город Кашлык или другое его название Искер.

слайд 8 В 1582 году, 26 октября на Сибирское ханство было совершено нападение. Это нападение совершил атаман Ермак, который овладел Кашлыком и начал присоединять Сибирское ханство к России.

слайд 9 Завоевав земли Сибирского ханства русские начинают строительства крепостей. Появляются новые крепости, такие как Тюмень, Тобольск, Березов, и др. В XVI и XVII веках эти крепости стали городами.


слайд 10 В XVII веке поселенцы из династии Романовых и казаки начали освоение Восточной Сибири. Они совершают переход на реку Енисей и основывают там город Томск (1604 году), Красноярск (1628 году). Но на этом они не останавливаются, и уже к 1630-му году уходят на реку Лену, где появляется новые города Якутск один из них

1648 г. – Семен Дежнев проходя из устья реки, Колыма в устье реки Анадырь открывает пролив разъединяющий Азию и Америку.

С 1615 года по 1763 год в Москве работает министерство по делам Сибири, или как оно тогда называлось Сибирский приказ. Его задачей было следить за управлением на новых землях Сибири.

слайд 11 В 1747 году появляется ряд укреплений для защиты от набегов кочевых племен, эти укрепления получают названия Иртышской линией

.Научные исследования в Сибири начинают развиваться при Петре I. Именно он организует Великую Северную экспедицию.

слайд 12 (читать)

слайд 13 В XIX веке в Сибири развивается золотая промышленность, которая превышает все остальные отрасли промышленности вместе взятые.

Главным событием Сибири стало строительство Транссибирской магистрали, которая связывала Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Ее строительство начато в 1890 – 1900 годах.



слайд 14 В 20-м веке Сибирь выступает как тыл во времена русско-японской войны. Сибирь продолжает развиваться. С началом Гражданской войны в Сибири свергается Советская власть, и она становится центром Белой армии во главе с ее предводителем Колчаком. Колчак устраивает в Омске свою резиденцию. В 1925 году после свержения Колчака и восстановления в Сибири Советской власти начинаются преобразования.

слайд 15 С началом Великой Отечественной войны увеличивается население крупных городов . Это связано с эвакуацией промышленного оборудования в Сибирь из Европейской части тогдашней республики. И если бы не Сибирь выиграть войну Советскому Союзу было бы гораздо труднее.

слайд 16 После войны в 1957 году академики М.А. Лаврентьев, С. Л. Соболев и С.А. Христианович образовывают Сибирское отделение Академии наук СССР. Сибирь растет и развивается для нужд промышленности необходимо много энергии и с этой целью строятся новые ГЭС Новосибирская на Оби, Енисейский каскад, Ангарский каскад.

слайд 17 Сегодня Сибирь занимает площадь равную 9 734 тыс. км2 . А это приблизительно 57% всей площади России. Ее население 23 893тыс. человек. Крупнейшими городами Сибири являются Новосибирск, Омск, Красноярск, Иркутск, Тюмень, Барнаул, Новокузнецк.

это все наша Родина . А сейчас давайте послушаем стихотворение М.Лермонтова «Родина»(просмотр видео)

Сейчас каждый пишет свое имя на листе и прикрепляет на карту там где он живет, Посмотрим географию места жительства нашего класса. просмотр видео.

хочется закончить нашу встречу притчей

Это моя родина

Ингушская притча

Пророк Сулейман, как известно, знал языки людей и всех животных. Однажды он решил очистить место, которое заросло бурьяном и было загажено. Пророк Сулейман приказал всем проживавшим там тварям покинуть это место, так как он пустит по нему огонь, который всё очистит. Все животные разбежались, и пророк пустил огонь по этой местности.

Когда всё сгорело, Сулейман вдруг услышал жалобные стенания. Глянув на землю, он увидел полуобгоревшую змею.

— Почему ты не покинула это место? Разве ты не слышала моих предупреждений? — спросил пророк.

— Слышала я твои предупреждения, но в этом месте прожили семь колен моих предков. Как же я могла покинуть свою родину? Не смогла я уползти с неё, — ответила змея.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее