«Осенний фестиваль знаний 2024»

"Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой"

Музыкальные занятия способствуют благоприятному протеканию гендерной социализации, формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек через разные виды музыкальной деятельности.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Гендерное воспитание на музыкальных занятий в ДОУ



Гурова Елена Анатольевна, музыкальный руководитель

высшая квалификационная категория МБДОУ №106

«Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово



Как важно с детства воспитывать в мальчике будущего мужчину, развивая в нём мужественность, храбрость, силу, ум, развивая то, чем наградила их природа. У девочек -женственность, мягкость, материнство, мудрость. Мужчина – воин, опора. Женщина – мать, хранительница семьи, очага. В такой семье должны воспитываться дети в любви и впитывать мудрость с двух сторон в гармонии мужчины и женщины.

Музыкальные занятия способствуют благоприятному протеканию гендерной социализации, формированию начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек через разные виды музыкальной деятельности.

1. Музыкально – ритмические движения.

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду объясняю детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность.

Положение рук у мальчиков на пояс - видна сила рук и плеч.

У девочек – за юбочку, тем самым показывая красоту и женственность.

Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость). Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими в танцах, требующими к себе внимание.

В развитии характерных мужских качеств – у мальчиков и женских черт – у девочек, помогают такие средства воздействия, как музыка, художественное слово, элементы мужских и женских костюмов.

В музыкально - ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами, платками и т.д.).


2. Слушание музыки.

Мальчики и девочки играют в разные игрушки. На примере «Детского альбома», Пётра Ильича Чайковского, дети слушают «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки». В эти игры играют мальчики. А девочки играют в куклы, они проживают другую музыку - «Болезнь куклы», «Новая кукла».

А вот «Сладкую грёзу», «Мама», контрастные произведения Римского – Корсакова «Море – океан» и «Царевна – лебедь», К. Сен-Санса «Вальс слонов» и «Лебедь» можно послушать всем вместе и помечтать.

Слушая разные музыкальные произведения композиторов, дети учатся в музыке понимать женское и мужское.


3. Пение

Есть песни для мальчиков, которые раскрывают мужественность и храбрость: «Будущий солдат», «Наша Армия», «Песня для друзей», «Русь», «Сердце матери», «Защитники Родины», «Мама», «Кузбасс». Песни для девочек более мелодичные, нежные: «Ромашки», «Рябинушка», «Весенняя капель», «Колыбельная для куклы», «Мамины глаза», подчёркивают качества девочек - нежность, хрупкость, изящество и красоту.


4. Игра на музыкальных инструментах.

К игре на музыкальных инструментах также можно подойти, опираясь на гендерные особенности детей. Так, например, партию большого барабана предлагаем мальчикам, а партию колокольчиков - девочкам. Если мальчики и девочки играют на одних и тех же инструментах, то хвалим и поощряем за разные проявления. Мальчиков - за решительность, девочек - за лёгкость, тонкость исполнения.


5. Игровая деятельность.

В игровой деятельности подбирается материал, развивая гендерное восприятие детей.

Например: «Сокол и лебёдушка», «Добрый молодец и красная девица», «Листочки и грибочки».

Сюжетно-ролевые игры:

- для девочек «Дочки-матери», «Салон красоты», «Ателье», «Дом мод», «Супермаркет»;

- для мальчиков «Военные», «Строители», «Моряки», «Рыбалка»;

- совместные «Служба спасения» «Профессии моих родителей», «Дом», «Семья», «Скорая помощь».

Дидактические игры:

«Мое имя», «Наша семья», «Найди правильно», «Про Олю и Колю», «Кому, что нужно для работы», «Кто, что носит», «Наши причёски», «Кому, что нужно для игры», «День рождения», «Дарю подарки»

Коммуникативные игры:

«Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения», «Скажи комплемент», «Чего нет у девочек (мальчиков)», «Добрые дела дома».

Игры-драматизации:

«Спящая красавица», «Сокол и лебёдушка».

Игры-состязания:

«Назови смелую профессию», «Опиши словесно портрет девочки (мальчика)», «Рыцарский турнир», «Маленькая хозяйка».

Театрализованная деятельность:

Инсценировка и драматизация:

- театрализованные занятия «Очень жить на свете туго без подруги или друга», «Сказка о невоспитанном мышонке», «Попробуем измениться», «Друг всегда придет на помощь», «Если с другом ты поссорился…»;

- инсценировки «Снеговик и Снежана», отрывок из сказки «Золотой ключик»;

- этюды для мальчиков «Репей», «Солдаты», «Доблестный рыцарь»;

- этюды для девочек «Роза», «Маленькая леди», Снежная королева», Золушка».

Тематические праздники и развлечения также различаются по гендерному восприятию, где подбирается музыкальный и художественный материал, касаясь данной тематики:

- «Международный день 8 Марта»

- «День Матери»

- «День защитника Отечества»

- «День Победы»

- «День Шахтёров».

Большую помощь оказывают родители, являясь прямыми участниками проводимых праздников, развлечений. Папы, своим личным примером, показывают при выполнении заданий силу, мужественность, находчивость. Мамы, бабушки – хозяйственность, мудрость, свое мастерство в рукоделии.

Программу детских праздников, развлечений, оживляют конкурсы на лучшую хозяйку, на умелого помощника.

Строя музыкальные занятия и учебно-воспитательный процесс с учетом гендерных особенностей детей, необходимо воспитывать у мальчиков мужское, а у девочек женское начало. Соответственно, подобранные танцевальные композиции, песенный, музыкальный и художественный материал и репертуар, решают задачи эстетического и духовного развития:

  • Воспитание женственности у девочек и мужественности у мальчиков;

  • Воспитание эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей роли;

  • Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками;

  • Расширение кругозора детей, воспитание любознательности;

  • Формирование у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе.

Вот так, развивая музыкальные способности детей, открывая им чудесный мир музыки, хореографии, театра мы используем в своей работе гендерные различия детей, помогая им осознавать себя представителями того пола, к которому они принадлежат.

Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаём те условия, которые необходимы маленькому человеку для успешного социального развития. Помогаем девочкам стать нежными, женственными, заботливыми, любящими матерями и жёнами, а мальчикам - порядочными, надёжными мужьями, отцами, настоящими защитниками Отечества.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее