Тренажер по русскому языку для учеников 2 класса
по теме "Правописание шипящих согласных звуков"
1. Дифференциация свистящих, шипящих согласных.
Буква [Ш] обозначает всегда твердый звук. Буква [Щ] обозначает всегда мягкий звук.
Добавь недостающую букву «ш» или «щ».
..апка, ..утка, ..ум, ..авель, ..ётка, ..айба, пла.., малы.., ду.., ле.., бор.., ..енок.
Добавь недостающий слог с буквой «ш» или «щ».
Да_______, пи_______, ка_______, ча_______, ро_______, на_______, гу_______, зрели_______, хоро_______, лоп_______, плю_______, ово_______, та_______, ве_______, клее_______, ду_______, голени_______, кладби_______, пры_______, ти_______, жари_______, у_______, поро_______, но_______.
2. Дифференциация Ц-С
Спиши слова, вставляя буквы «с» или «ц».
..итец, пугови..а, тепли..а, ..веток, ..арица, кра..ки, пятни..а, ..арапина, лукови..а, умель..ы, пти..а, ов..ы, о..ы, огуре.., ..ветит, кури..а, паль..ы, при..епил, ледене.., офи..ер, а..фальт.
Составь предложения со следующими словосочетаниями.
пестрая курица ________________________________________________________________________
собака на цепи ________________________________________________________________________
чистая водица ________________________________________________________________________
светит солнце ________________________________________________________________________
ценное письмо ________________________________________________________________________
Прочитай текст.
СИНИЧКА
Это было зимой. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко птичку. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.
Письменно ответь на вопросы к тексту.
Когда это было? _____________________________________________________________________
Куда прилетела синичка? _____________________________________________________________________
Кто стоял у окна? _____________________________________________________________________
Что сделали ребята? _____________________________________________________________________
Куда влетела синичка?_____________________________________________________________
Что она стала клевать? _____________________________________________________________________
Дифференциация Ч-Ш
Спиши слова, вставь буквы «ч» или «ш».
Ча…ка, шуто…ка, ко…ка, шашлы…ок, ту…а, да…а.
Измени слова по образцу.
Ракушка – ракушечка
Шапка – _________________________
Пташка – ________________________
Кошка – _________________________
Пушка – _________________________
Кукушка – ________________________
Ромашка – ________________________
Спиши чистоговорки, подчеркни буквы «ч» и «ш».
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
У Пети – тачка, у Паши печенья пачка.
Шубка овечки теплее любой печки.
Лучше быть среди хороших худшим, чем среди плохих лучшим.
Лучше меньше, да лучше.
Пеший конному не попутчик, невежа ученому не советчик.
ДРУЗЬЯ ПТИЦ
Прочитай текст.
Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам! Ребята решили помочь им. Коля смел снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена. Саша повесил на ветку сало. Весело угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья.
Письменно ответь на вопросы к тексту.
Когда это было? _____________________________________________________________________
Куда прилетела синичка? _____________________________________________________________________
Кто стоял у окна? _____________________________________________________________________
Что сделали ребята? _____________________________________________________________________
Куда влетела синичка?_____________________________________________________________
Что она стала клевать? ____________________________________________________________________
Дифференциация Ч-Щ
Измени в слове букву «ч» на букву «щ»
плач – плащ
помочь – _____________________ печать – _________________________
горячий – ____________________ лечи – ___________________________
Прочитай стихотворение. Вставь буквы «ч» и «щ»
Солнце глянуло сквозь …ёлку,
Свесив огненную …ёлку.
Вышел ёж с сапожной …ёткой,
Занялся работой …ёткой.
Вставь в слова пропущенные буквы «ч» или «щ».
Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, ка…ка, зада…а, по…ада, встре…а, кру…а, мо…алка, до…ечка, удо…ка, хи…ник, стро…ка, ре…ной, пе…ера, ве…и, та…ка, пе…аль, обе…ание, пле…и, ка…ели, пе…ать.
Дифференциация Ч-Ц-Щ
Замени букву «ц» на букву «ч»
водица – води…ка
лицо – ли…ико
заяц – зай…ик
зубец – зуб…ик
огурец – огур..ик
Допишите слоги в словах
Да……, ули……, столи……, кру……, пти……, зада……, больни……, пугови……, ку……, уда……, све……
Назови предметы ласково, чтобы в названиях появился звук [Ч]
руковица – руковичка
кольцо – _______________________________
огурец – _______________________________
пуговица – _____________________________
цветок – _______________________________
лицо – _________________________________
птица – ________________________________
страница – _____________________________
синица – _______________________________
крыльцо – ______________________________
Измени слова, чтобы в них появился сначала звук [ч], потом [ц]
сестра – сестричка, сестрица.
вода – _____________________________, – _____________________________
коса – _____________________________, – _____________________________
лиса – _____________________________, – _____________________________
Запиши слова, вставляя буквы «ц» и «ч»
…ерта, …епь, …веты, …ерешня, сите…, сила…, молоде…, мя…, тка…, ли…о, вра…, ножни…ы, по…тальон, но…ь, доще…ка, уда…а, о…ки.
Исправь ошибки
Я пощинил клюц от поцты _________________________________________________
Ванецка отнес цемодан в щулан ____________________________________________
Леноцке подарили щерепаху _______________________________________________
Щижик вылетел из клетоцки_______________________________________________
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Жи-ши пиши с буквой «_____»
Ча-ща пиши с буквой «_____»
Чу-щу пиши с буквой «_____»
Вставь пропущенный слоги
КАМЫ________
Полночной порою в болотной глу________
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камы________
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрез________л блуждающий свет.
Полночной порой камы________ шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дро________т умирающий лик.
То месяц богровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? - камы________ говорят. –
Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печально безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей ду________,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камы________.
К. Бальмонт
Образуй от данных слов как можно больше однокоренных
Жить ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чудо ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Час __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Широкий ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Буквосочетания ЧК-ЧН
Вставь в слова пропущенные буквосочетания ЧК-ЧН
о______и, обы______о, привы______о, прото______ый, привы______а,
кори______евый, коро______а, стро______а, оборо______а, выу______а,
до______а, призра______ый, праздни______ый.
Просклоняй слова
замочек
И.п кто?что?__________________________________________________________
Р.п. кого? чего?________________________________________________________
Д.п. кому? чему?_______________________________________________________
В.п. кого? что?_________________________________________________________
Т.п. кем? чем?_________________________________________________________
П.п. о ком?о чем?______________________________________________________
горошек
И.п кто?что?__________________________________________________________
Р.п. кого? чего?________________________________________________________
Д.п. кому? чему?_______________________________________________________
В.п. кого? что?_________________________________________________________
Т.п. кем? чем?_________________________________________________________
П.п. о ком?о чем?______________________________________________________
вазочка
И.п кто?что?__________________________________________________________
Р.п. кого? чего?________________________________________________________
Д.п. кому? чему?_______________________________________________________
В.п. кого? что?_________________________________________________________
Т.п. кем? чем?_________________________________________________________
П.п. о ком?о чем?___________________________________________________
В русском языке слог ор и слог ол могут иметь следующую букву «о», но не «а». Поэтому если в слове с непроверяемой гласной в корне слова ты можешь проверить первую «о» в этих буквосочетаниях, смело пиши следующую тоже «о».
Вставь пропущенные буквы
в….р….та, г….р….д, с….р….ка, п….л….вина, с….л….ма, в….р….на, б….р….да
С помощью приставок образуй от данных слов как можно больше однокоренных
пороть_____________________________________________________________________________________________________________________________________колоть_____________________________________________________________________________________________________________________________________
городить___________________________________________________________________________________________________________________________________
воровать___________________________________________________________________________________________________________________________________
молоть____________________________________________________________________________________________________________________________________
толочь_____________________________________________________________________________________________________________________________________
волочь_____________________________________________________________________________________________________________________________________
Придумай четыре слова, соответствующие этой схеме
….оро…. ___________________________________________________________
____________________________________________________________________