«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Картотека упражнений по теме "Шипящие согласные звуки"

Фонетические характеристики шипящих Главной особенностью этой категории звуков является то, что они не всегда образуют пары. Описание каждого из них будет выглядеть следующим образом: [ш] - согласный, глухой/парный, твердый/непарный; [ж] - согласный, звонкий/парный, твердый/непарный; [ч'] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный; [щ] - согласный, глухой/непарный, мягкий/непарный. Таким образом, к твердым непарным шипящим относятся звуки [ш] и [ж].

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тренажер по русскому языку для учеников 2 класса

по теме "Правописание шипящих согласных звуков"

1. Дифференциация свистящих, шипящих согласных.

Буква [Ш] обозначает всегда твердый звук. Буква [Щ] обозначает всегда мягкий звук.

  • Добавь недостающую букву «ш» или «щ».

..апка, ..утка, ..ум, ..авель, ..ётка, ..айба, пла.., малы.., ду.., ле.., бор.., ..енок.

  • Добавь недостающий слог с буквой «ш» или «щ».

Да_______, пи_______, ка_______, ча_______, ро_______, на_______, гу_______, зрели_______, хоро_______, лоп_______, плю_______, ово_______, та_______, ве_______, клее_______, ду_______, голени_______, кладби_______, пры_______, ти_______, жари_______, у_______, поро_______, но_______.



2. Дифференциация Ц-С

  • Спиши слова, вставляя буквы «с» или «ц».

..итец, пугови..а, тепли..а, ..веток, ..арица, кра..ки, пятни..а, ..арапина, лукови..а, умель..ы, пти..а, ов..ы, о..ы, огуре.., ..ветит, кури..а, паль..ы, при..епил, ледене.., офи..ер, а..фальт.

  • Составь предложения со следующими словосочетаниями.

пестрая курица ________________________________________________________________________

собака на цепи ________________________________________________________________________

чистая водица ________________________________________________________________________

светит солнце ________________________________________________________________________

ценное письмо ________________________________________________________________________

  • Прочитай текст.

СИНИЧКА

Это было зимой. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко птичку. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птица была голодна. Она стала клевать хлебные крошки на столе.

  • Письменно ответь на вопросы к тексту.

  1. Когда это было? _____________________________________________________________________

  2. Куда прилетела синичка? _____________________________________________________________________

  3. Кто стоял у окна? _____________________________________________________________________

  4. Что сделали ребята? _____________________________________________________________________

  5. Куда влетела синичка?_____________________________________________________________

  6. Что она стала клевать? _____________________________________________________________________



Дифференциация Ч-Ш

  • Спиши слова, вставь буквы «ч» или «ш».

Ча…ка, шуто…ка, ко…ка, шашлы…ок, ту…а, да…а.

  • Измени слова по образцу.

Ракушка – ракушечка

Шапка – _________________________

Пташка – ________________________

Кошка – _________________________

Пушка – _________________________

Кукушка – ________________________

Ромашка – ________________________

  • Спиши чистоговорки, подчеркни буквы «ч» и «ш».

  1. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  2. У Пети – тачка, у Паши печенья пачка.

  3. Шубка овечки теплее любой печки.

  4. Лучше быть среди хороших худшим, чем среди плохих лучшим.

  5. Лучше меньше, да лучше.

  6. Пеший конному не попутчик, невежа ученому не советчик.


ДРУЗЬЯ ПТИЦ

  • Прочитай текст.

Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам! Ребята решили помочь им. Коля смел снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена. Саша повесил на ветку сало. Весело угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья.

  • Письменно ответь на вопросы к тексту.

Когда это было? _____________________________________________________________________

  • Куда прилетела синичка? _____________________________________________________________________

  • Кто стоял у окна? _____________________________________________________________________

  • Что сделали ребята? _____________________________________________________________________

  • Куда влетела синичка?_____________________________________________________________

  • Что она стала клевать? ____________________________________________________________________



Дифференциация Ч-Щ

  • Измени в слове букву «ч» на букву «щ»

плач – плащ

помочь – _____________________ печать – _________________________

горячий – ____________________ лечи – ___________________________

  • Прочитай стихотворение. Вставь буквы «ч» и «щ»

Солнце глянуло сквозь …ёлку,

Свесив огненную …ёлку.

Вышел ёж с сапожной …ёткой,

Занялся работой …ёткой.

  • Вставь в слова пропущенные буквы «ч» или «щ».

Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, ка…ка, зада…а, по…ада, встре…а, кру…а, мо…алка, до…ечка, удо…ка, хи…ник, стро…ка, ре…ной, пе…ера, ве…и, та…ка, пе…аль, обе…ание, пле…и, ка…ели, пе…ать.

Дифференциация Ч-Ц-Щ

  • Замени букву «ц» на букву «ч»

водица – води…ка

лицо – ли…ико

заяц – зай…ик

зубец – зуб…ик

огурец – огур..ик

  • Допишите слоги в словах

Да……, ули……, столи……, кру……, пти……, зада……, больни……, пугови……, ку……, уда……, све……

  • Назови предметы ласково, чтобы в названиях появился звук [Ч]

руковица – руковичка

кольцо – _______________________________

огурец – _______________________________

пуговица – _____________________________

цветок – _______________________________

лицо ­– _________________________________

птица – ________________________________

страница – _____________________________

синица – _______________________________

крыльцо – ______________________________

  • Измени слова, чтобы в них появился сначала звук [ч], потом [ц]

сестра – сестричка, сестрица.

вода – _____________________________, – _____________________________

коса – _____________________________, – _____________________________

лиса – _____________________________, – _____________________________

  • Запиши слова, вставляя буквы «ц» и «ч»

…ерта, …епь, …веты, …ерешня, сите…, сила…, молоде…, мя…, тка…, ли…о, вра…, ножни…ы, по…тальон, но…ь, доще…ка, уда…а, о…ки.

  • Исправь ошибки

Я пощинил клюц от поцты _________________________________________________

Ванецка отнес цемодан в щулан ____________________________________________

Леноцке подарили щерепаху _______________________________________________

Щижик вылетел из клетоцки_______________________________________________


ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ОРФОГРАММЫ

ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Жи-ши пиши с буквой «_____»

Ча-ща пиши с буквой «_____»

Чу-щу пиши с буквой «_____»

  • Вставь пропущенный слоги

КАМЫ________

Полночной порою в болотной глу________

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камы________

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.

И снова забрез________л блуждающий свет.

Полночной порой камы________ шелестят.

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дро________т умирающий лик.

То месяц богровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.

Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего? - камы________ говорят. –

Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печально безмолвно поник.

Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей ду________,

Тоскливо, бесшумно, шуршат камы________.

К. Бальмонт


  • Образуй от данных слов как можно больше однокоренных

Жить ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Чудо ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Час __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Широкий ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________



Буквосочетания ЧК-ЧН

  • Вставь в слова пропущенные буквосочетания ЧК-ЧН

о______и, обы______о, привы______о, прото______ый, привы______а,

кори______евый, коро______а, стро______а, оборо______а, выу______а,

до______а, призра______ый, праздни______ый.

  • Просклоняй слова

замочек

И.п кто?что?__________________________________________________________

Р.п. кого? чего?________________________________________________________

Д.п. кому? чему?_______________________________________________________

В.п. кого? что?_________________________________________________________

Т.п. кем? чем?_________________________________________________________

П.п. о ком?о чем?______________________________________________________

горошек

И.п кто?что?__________________________________________________________

Р.п. кого? чего?________________________________________________________

Д.п. кому? чему?_______________________________________________________

В.п. кого? что?_________________________________________________________

Т.п. кем? чем?_________________________________________________________

П.п. о ком?о чем?______________________________________________________

вазочка

И.п кто?что?__________________________________________________________

Р.п. кого? чего?________________________________________________________

Д.п. кому? чему?_______________________________________________________

В.п. кого? что?_________________________________________________________

Т.п. кем? чем?_________________________________________________________

П.п. о ком?о чем?___________________________________________________


В русском языке слог ор и слог ол могут иметь следующую букву «о», но не «а». Поэтому если в слове с непроверяемой гласной в корне слова ты можешь проверить первую «о» в этих буквосочетаниях, смело пиши следующую тоже «о».

  • Вставь пропущенные буквы

в….р….та, г….р….д, с….р….ка, п….л….вина, с….л….ма, в….р….на, б….р….да

  • С помощью приставок образуй от данных слов как можно больше однокоренных

пороть_____________________________________________________________________________________________________________________________________колоть_____________________________________________________________________________________________________________________________________

городить___________________________________________________________________________________________________________________________________

воровать___________________________________________________________________________________________________________________________________

молоть____________________________________________________________________________________________________________________________________

толочь_____________________________________________________________________________________________________________________________________

волочь_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Придумай четыре слова, соответствующие этой схеме

….оро…. ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее