«Зимний фестиваль знаний 2025»

Изобразительное искусство

рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса ООШ

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки



Пояснительная записка


Цели

Одной из самых главных целей преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творчес­кую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное ис­кусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных ис­кусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, на­родного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищ­ных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продол­жение художественно-эстетического образования, воспитания учащих­ся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художествен­ный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наив­но-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в сов­ременной жизни.

Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятель­ностной форме в процессе личностного художественного творчества.


Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме с натуры, по памяти и представлению, объёмно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность, декоративная работа в различных материалах.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное и неповторимое значение.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Что, в свою очередь, является основанием деления визуально-пространственных искусств на изобразительные, конструктивные и декоративные. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.


Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразователь­ной школе направлен на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетичес­кого переживания окружающей реальности является важным усло­вием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностн­ые связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник 5 - го класса научится:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • связь времён в народном искусстве;

  • место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;

  • несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома, Городец);

уметь

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века;

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

Выпускник 5 - го класса получит возможность:

• отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

  • пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

  • пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;

  • представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства;

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 ч)

«Древние корни народного искусства» (9 ч.)

Ознакомление с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с народным костюмом и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

1 тема. Древние образы в народном искусстве. 1 час.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2 тема. Декор русской избы. 1 час.

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

3-4 тема. Внутренний мир русской избы. 2 часа.

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5тема Конструкция, декор предметов народного быта. 1 час.

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 1 час.

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.

7-8тема. Народный праздничный костюм. 2 часа.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды, праздники (обобщение темы). 1 час.

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

2 четверть

«Связь времен в народном искусстве» ( 7 ч.)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла.  При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках. 1 час.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

11-12 тема. Искусство Гжели. 2 часа.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

13 тема. Городецкая роспись. 1 час.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

14 тема. Хохлома. 1 час.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

15 тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. 1час.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

16 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). 1 час.

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

3 четверть

Декор – человек, общество, время. (10 ч.)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Московской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

17 тема. Зачем людям украшения. 1 час.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

18 – 19 тема. Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества искусства 2 часа.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

20-21 тема. Одежда «говорит» о человеке. 2 часа.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 18 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 18 века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы 18 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

22 тема «Проектная работа «Бал в интерьере дворца».1 час.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 18 века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 18 века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: Выполнение эскиза костюма Западной Европы 18 века высших и низших сословий общества в технике «коллаж». Защита проекта.

23-24 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.2 часа.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

25 тема. Символы и эмблемы  в современном обществе. 1 час.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание символов и эмблем в современном обществе .

Материалы по выбору учащихся.

26 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).2 часа.

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически – творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

4 четверть.

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

  Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Современное выставочное искусство.

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

27 тема. Современное выставочное искусство. 1 час.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

28-29 тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). 2 часа.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

30-31 тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Тряпичная кукла - закрутка). 2 часа.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение куклы. Подготовка материала для изготовления куклы. Выполнение куклы.

Задания: 1. Выполнение творческой работы.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками». Материалы: бумага, ткань, нити, ножницы, лент.

32-33 тема. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно). 2 часа.

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.

34 тема. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 1 час. .

Музейный урок или виртуальная экскурсия. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции. Реализация разнообразных творческих замыслов, создание художественного образа лета. Оформление школьной выставки по итогам года.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя разнообразный материал.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, веревки, ленты, тесьма и т. д.


Календарно тематическое планирование


Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»



п/п

Недели сроки

Тема урока

Содержание деятельности

Домашнее задание, форма контроля






1.

1 неделя

сентябрь


Древние образы в народном искусстве

Крестьянское прикладное искусство Народный эпос. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний Изучение и первичное закрепление новых

знаний

условно-символического языка крестьянского прикладного искусства.

Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ


2.

2 неделя сентябрь

Декор русской избы

Русская изба, её убранство. Сруб, венец, причелина, кровля, конь-охлупень, подклеть, лобовая доска, наличники.


Подобрать иллюстративный материал. Обратить внимание на декор архитектурных элементов русской избы

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции.

3.

3 неделя сентябрь


Внутренний мир русской избы

Внутренний мир избы. Сакральные места русской избы: матица, бабий кут, палати, печь, красный угол, порог, конник, прялка, изображение внутреннего мира русской избы.

Подготовить материал об орнаментальных символах

Фронтальный опрос.

4.

4 неделя сентябрь.

Внутренний мир русской избы

Внутренний мир избы. Сакральные места русской избы: матица, бабий кут, палати, печь, красный угол, порог, конник, прялка, изображение внутреннего мира русской избы.

Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.

5.

5 неделя октябрь



Конструкция, декор предметов народного быта и труда

 

Конструкция и декор предметов народного быта, русские прялки, построение и украшение русских прялок.

Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов), подготовить материал о вышивках

Просмотр, анализ и оценивание работ

6.

6 неделя октябрь


Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки: макошь, конь – образ весны, птицы, древо жизни


Подобрать иллюстративный материал о народном костюме.

Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества

7.

7 неделя

октябрь

Народный праздничный костюм

 

Народный праздничный костюм. Сарафан, рубаха, навершник, панёва, передник, кокошник, сорока, кичка, лапти, порты.

Подобрать иллюстративный материал по теме.


8.

8 неделя октябрь

Народный праздничный костюм. традиции русского народа? Какие бывают праздничные обряды? Как выразить в костюме обряды русского народа?

Народный праздничный костюм, традиции русского народа, праздничные обряды. Выражение в костюме обрядов русского народа


Выставка работ.

самостоятельный контроль.


9

9 неделя октябрь

Народные праздничные обряды, праздники

Традиции и обряды русского народа. Праздничные обряды, праздники русского народа.


1.

10 неделя ноябрь


Древние образы в современных народных игрушках

 

Древние образы в современных народных игрушках, народные художественные промыслы игрушек. Игрушках русского народа, их форма, цвет и роспись. Дымковские, Филимоновские игрушки, Каргопольские игрушки. Дымковская, филимоновская и каргопольская росписи

Подобрать открытки, книжных иллюстрации с изображением народной игрушки.


2.

11 неделя

ноябрь


Древние образы в современных народных иг-рушках. Единство формы и декора

Народные промыслы русского народа. Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора. Дымковская роспись, филимоновская, каргопольская роспись

Опрос. Просмотр и анализ работ Выставка работ.

Просмотр, анализ и оценивание работ .Подобрать материал о современной керамике, иллюстра-тивный материал гжельской посуды необычной формы

3.

12 неделя


Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

Народные промыслы русского народа: Гжель, хохлома, городецкая роспись, Жостово. Произведения керамики. Традицион-ные цвета гончарных промыслов России. взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных эле-ментов, единство формы и декора в изде-лиях мастеров. Приемы ручного декорирования (налепы) на основе тра-диций гончарных изде лий. Искусство Гжели, орнаментальная композиция с использо-ванием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России.

Подобрать материал о городце Опрос. Про-смотр и ана-лиз работ Выставка работ.

Просмотр, анализ и оце-нивание ра-бот

4.

13 неделя


Золотая Хохлома. Истоки и со­временное развитие промысла

Золотая хохлома.. Истоки и современное, развитие промысла.

Подобрать изображение орнамен­тальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ

5.

14 неделя

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Жостовский промысел. умений росписи. Единство формы и де-кора в изделиях мастеров жостовских подносов, основные приемы жостовского письма.

Подобрать материал о городецкой росписи.

Выставка работ.

6.

15 неделя

Искусство Городца. Истоки и со­временное развитие промысла

Формирование у учащихся знаний о городецкой росписи.

Повторить все о народных промыслах

7.

16 неделя


Роль народных промыслов в современной жизни

Народные промыслы их роль народных промыслов в современной жизни

Выставка работ

1.

17 неделя


Зачем людям украшения

Декоративные искусства. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей.

Подобрать материал по теме

Фронтальный опрос (устно)

Тест «Роль народных промыслов в современной жизни»

Приложение №1

2.

18 неделя


Декор и положение человека в обществе

Декоративно-прикладно­е искусство древнего Египта

Подобрать зрительный ряд с изобра­жением украшений народов разных стран

Пре­зентация своих работ учащимися и оценка резуль­тата

3.

19 неделя


Роль декоративного искусства в жизни древнего общества искусства

Произведения декоративно-прикладно­го искусства древнего Египта

Выставка работ

4.

20 неделя


Одежда «говорит» о человеке.

Многообразие культур народов

России, Древней Греции, Древнего Рима, Китая.

Подобрать иллюстративный по теме

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

5.

21 неделя


Одежда «гово-рит» о человеке.

Многообразие культур народов

России, Древней Греции, Древнего Рима, Китая.

найти изображение костюмов разных времён и разных

6.

22 неделя


Проектная работа «Бал в интерьере дворца»

формы и декор в одежде народов раз­ных стран

Защита проекта.

Анализ результата коллективной работы

7.

23 неделя


О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.


Герб, эмблема; изобразительно-декоративные элемен­ты в гербе родного города и городов области; связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов герба.

Подобра

ть иллюстративный по теме

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

8.

24 неделя

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.


Герб, эмблема; изобразительно-декоративные элемен­ты в гербе родного города и городов области; связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов герба. Гербы и эмблемы Московской области и Москвы.



Подобра

ть иллюстративный по теме

Презентация проектных работ. Анализ и оценивание ре-зультатов

9.

25 неделя

Символы и эмблемы  в современном обществе.

Герб, эмблема; изобразительно-декоративные элемен­ты в гербе родного города и городов области; связь конструктивного, декоратив­ного и изобразительного элементов герба. Гербы и эмблемы Московской области и Москвы.

Подобра

ть иллюстративный по теме

Презентация проектных работ. Анализ и оценивание ре-зультатов

10.

26 неделя

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

соревновательная игра) Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Подведение итогов соревновательной игры

1.

27 неделя

Современное выставочное искусство

Современное выставочное искусство Витраж. Мозаика

Папье-маше. Батик

Декупаж.

Найти материал о витражах, мозаике, папье-маше. Выбрать наиболее понравившееся

произведение и объяснить свой выбор

Тестовое задание по итогам 3 четверти «Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества»

2.

28 неделя


Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Современное выставочное искусство Витражное искусство


Подбор материала о витражах

3.

29 неделя


Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Современное выставочное искусство Витражное искусство


Анализ и оценивание ре-зультатов

4.

30 неделя

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Тряпичные куклы, обрядовые куклы.

Найти информацию о тряпичных куклах, декоративных игрушках, выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности

5.

31 неделя

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Тряпичная кукла)

Тряпичные куклы, обрядовые куклы.

Найти информацию о мозаике Анализ и оценивание ре-зультатов. Выставка работ.

6.

32 неделя

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно)

Мозаичном искусстве Мозаичное панно


7.

33 неделя

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства

Мозаичном искусстве Мозаичное панно

Подобрать материал по теме «Здравствуй, лето!»


8.

34 неделя



Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.


Возможности декоративно-прикладного искусства. Образ Лета

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей. Выставка работ





  1. .

Формы контроля знаний, умений, навыков

(текущего, рубежного, итогового)

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность– ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольные, художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника почувствоввать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческих работ.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.


Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.


КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНОСТИ

Перечень контрольных и практических работ


№ п/п

даты

Тема раздела

Тема тестовых и контрольных работ

Сроки проведения

23.01

Декор –человек, общество, время

«Контрольное тестирование по теме: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

приложение№1

3 четверть

03.04

Декоративное искусство в современном мире

Контрольное тестирование по теме: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

приложение№2

4 четверть

26.12

Связь времен в народном искусстве

Контрольное тестирование за первое полугодие по теме

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУСТВО приложение№3

2 четверть

22.05


Итоговый тест по изобразительному искусству

приложение№4

4 четверть



Контрольно измерительные материалы

5 класс.


Контрольное тестирование по теме:

«Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Часть А.

А – К какому виду изобразительного искусства относят народные промыслы.

1 Архитектура.

2 Живопись.

3 Декоративно- прикладное искусство.

Б – Какое из ниже перечисленных названий не относится к народным промыслам.

1 Гжель.

2 Хохлома.

3 Печора.

В – Какой из перечисленных промыслов связан с росписью посуды.

1 Дымковская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Хохломская роспись.

Г – Какой из перечисленных промыслов не связан с обработкой глины.

1 Дымковская роспись.

2 Гжель.

3 Палех.

Д – Какой из перечисленных промыслов предполагает роспись только одной краской.

1 Хохломская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Гжель.


Часть Б

А – Вставьте недостающее слово в предложение.

1 Живописец рисует картину(чем?)________________ .

2 Объёмное изображение человека, животных выполненных из глины, мрамора, металла, называют_________________ .

3 Науку о постройках называют____________ .

Б – Какого цвета краска под названием кобальт.

1 Синяя.

2 Красная.

3 Зелёная.

В – Что обозначает слово Гжель.

1 Синяя.

2 Посуда.

3 Жечь.

Г – В какой росписи этапы выполнения работы называют: подмалёвок, тенёвка, оживка.

В какой росписи используют красный, золотой, чёрный цвета.

2 Городецкая роспись.

3 Хохломская роспись.

Д – Распредели материалы необходимые для изготовления изделий следующих промыслов.

1 Хохломская роспись. А Дерево, краски, лак.

2 Городецкая роспись. Б Глина, краска.

3 Гжель.

4 Дымковская роспись.

* Часть С

1 Напиши – какие материалы необходимы для изготовления: дымковской игрушки,

гжельской посуды, хохломской посуды.

2 Зарисуй элементы запомнившейся тебе росписи и подпиши их.


Приложение №2

Контрольное тестирование по теме:

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

1 вариант

Часть А.

Как называется вид декоративного искусства, где художник работает над созданием украшений.

1 прикладное

2 ювелирное

Как называют цветные полудрагоценные камни.

1 самоцветы

2 мозаика

Как называют рисунок в украшении одежды.

1 дизайн

2 декор

Какую роль играют декоративные украшения в жизни человека.

1 Дают возможность самовыражения.

2 Показывают его обеспеченность.

Как называют различные значки и символы рассказывающие о чём либо.

1 эмблемы

2 гербы

Часть Б

  1. Выбери страну в которых раньше других стало развиваться ювелирное искусство.

1 Россия

2 Франция

3 Египет

  1. Выбери из списка металлы, традиционно используемые для изготовления ювелирных изделий.

1 Олово

2 Серебро

3 Алюминий

4 Золото

5 Платина

  1. Разбери полудрагоценные камни по цвету.

1 Голубой а Изумруд

2 Красный б Рубин

3 Зеленый в Аквамарин

4 Белый г Тигровый глаз

5 Коричневый д Лунный камень

  1. Подбери к эмблеме соответствующее название.

А –аэропорт

В –стоматология

Б- кабинет географии

Г – осторожно инвалиды

12 3 4

  1. Подбери название стиля одежды соответствующие картинкам.

1 2

а спортивный , б классический , в романтический.

ЧастьС


Продолжи рассказ.

С древних времён человек пытается выделиться из толпы. Каждый из нас хочет быть не таким как все. Для этого человек использует-------------------------. Они помогают ему

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.

Я тоже пользуюсь------------------------------------------------------------------------------------------------------------ для того, чтобы---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------.


Критерии оценки.


Оценка 5 ставится если, ученик справился с заданиями части А, части Б,а также смог логически правильно продолжить рассказ в части С. Оценка 4 ставится если, ученик дал правильные ответы на 90%заданий из частей А и Б, а также смог логически правильно продолжить рассказ в части С.

Либо правильно ответил на все вопросы частей А и Б, но не сумел абсолютно правильно продолжить рассказ в части С. Оценка 3 ставится если, ученик дал правильные ответы на 70% заданий из частей А и Б, допустил ошибки в работе с текстом.


Оценка 2 ставится если, ученик дал правильные ответы на 60% заданий из частей А и Б, не справился с заданием части С.

Приложение №3

Контрольное тестирование за первое полугодие по теме

Декоративно– прикладное искуство

  1. Соедини линиями символические изображения с их значением.

Солнце, огонь Союз или противостояние Земля, плодородие,
двух начал засеянное поле

2. Напиши несколько имен богов, известных тебе из мифологии Древней Руси.

(Перун бог-громовержец, Макошьмать хорошего урожая, покровительница женских рукоделий, Стри бог – бог ветра, Даждь бог дающий блага…)


  1. Образы какой мифологической богини Древней Руси созданы современным художником и древней мастерицей?

(Богиня Макошь.)

  1. Какие изображения в домовой резьбе являются оберегами жилища?

(Изображения русалок, сиринов, солярные знаки, конь, олень, медведь…)

  1. Назови мифическое существо с туловищем льва, головой и крыльями орла.

(Грифон.)

  1. Какие элементы русской архитектуры своими названиями напоминают нам образ человека?

(Причелина, наличники, лобовая доска.)

  1. О каком языческом празднике наших предков идет речь в тексте?

Этот праздник символизирует победу весны над зимой. Катание на санках, русские тройки, снежные горки – главное развлечение этого праздника. В старину на этот праздник устраивались ку­лачные бои, приходили «вожаки» с медведем и козой, бродячие кукольники с Петрушкой, ходили ря­женые в масках. (Масленица.)

  1. Закончи предложение.

Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется…(Орнамент.)

  1. Назови известные тебе виды орнамента.

(Растительный, геометрический, смешанный, зооморфный*.)

  1. Этот символический образ широко использовался в крестьянском искусстве Древней
    Руси. Что это за изображение? Объясни его значение.

(«Древо жизни».Символизирует непрерывность жизни, мирное произрастание всего живого на Земле; единство небесного, земного и подземно-подводного.)

11.* К какому типу орнаментальной композиции относятся приведенные ниже (в, г) схемы?

(Сетчатый орнамент.)

12. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини цветными линиями названия животных и птиц с их символическим значением. *

Символ небесного огня Конь

Предвестник зари и солнца Крылатые собаки

Священные животные, охраняющие «древо жизни» Орел

Символ солнца Петух

  1. Перед тобой эскиз вышивки полотенца. Попробуй объяснить символическое значение данного орнамента. Какой смысл вкладывали в него люди Древней Руси?

..«.

(В основе данного орнамента лежит знак засеянного поля. Мотив земли, сбора и посева урожая имел большое значение для людей Древней Руси. Предмет с таким изображением помогал во вре­мя земледельческих работ и приносил богатство и удачу в дом.)

  1. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц. Что они символизируют?

(Птица – символ тепла, света, урожая.)

  1. Вставь пропущенное слово.

Керамика – это изделия и материалы из и ее смесей, закрепленные обжигом. (Глины.)

16. Какое значение имела вышивка в праздничной одежде крестьян?

(Оберегала, украшала.)

17. Что символизировали в русском народном искусстве различные цвета: белый, красный и черный?

18. Назови предметы, изображенные на картинке. Расскажи о композиции и символиче­ском значении декоративного орнамента, его связи с конструкцией вещи. Назови материал и технику выполнения.

(Лопасть прялки.Резьба по дереву.)









19.* О каком виде композиции идет речь в тексте? Вставь нужное слово.

В северных сказках лев – преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях он более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались львы стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в компози­ции по сторонам «древа» или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой. (Геральдической.)

  1. Закончи предложение.

Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется (Промысел.)

21. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.

Хохлома.

Дымково.

Филимоново

Гжель.

Каргополь.

Жостово.

22. Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву.

Жостово.

Хохлома.

Городец.

Дымково.

23. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки?

(Городец.)

24. Расписная деревянная посуда этого промысла – своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идет речь?

(Хохлома.)

25.* Назови промысел.

(Богородская игрушка.)

26. Какие виды декоративно-прикладного искусства ты знаешь? Классифицируй их по материалу или по технике выполнения.

(По материалу: металл, керамика, дерево и т.д.По технике выполнения: резьба, роспись, вышив­ка, чеканка и т.д.)

27. Филворд. Найди в сетке загаданные слова.

(Орнамент, Хохлома, ярмарка, конёк, игрушка, кокошник, Гжель, резьба, Полкан, глина.)

28. Соотнеси изображение предмета ДПИ с названием промысла.

Жостово Хохлома

Городец Гжель

Филимоновская игрушка Дымковская игрушка

29. Почему, на твой взгляд, до сих пор живут и развиваются народные художественные промыслы?

(В работах современных художников сохраняется преемственность традиций.)

30. Вставь названия сказочных птиц в пропущенные места в тексте. Назови предмет, изображенный на картинке. Скажи, какое он имел назначение в быту?

Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские пти­цы. Птицы … и … были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения. (Сирин и Алконост. Туес.











  1. Орнамент какого народа изображен на рисунке? Почему ты так думаешь? Назови тип орнаментальной композиции.

(Египет. Основной мотив – цветок и бутон лотоса. Линейный орнамент*.)

Приложение №4

Тест по изобразительному искусству для 5 класса

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
- печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд:
- кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.

4. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.

5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

8. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый.красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

11. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении

а) увеличиваются
б) уменьшаются
в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
а) сходятся в одной точке
б) остаются параллельными
в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении

а) четкие

б) покрыты дымкой,

в)расплывчаты.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспече­ния образователь­ного процесса

1.Нормативные документы: Примерная программа основного общего образо­вания по ИЗО

2.Учебники: по ИЗО для 5, 6, 7 классов:


класс

программа

Автор учебника

Название учебника

Дата издания

5

«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией Б. М. Неменского (2011 год издания)

Горяева Н.А., Островская О.В.

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»:

Москва «Просвещение» 2015год.

6

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»:

Москва «Просвещение» 2015 год


7

Питерских А.С., Гуров Г.Е.

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»

Москва «Просвещение» 2015год.

Технические средства обучения

        • Мультимедийный компьютер.

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран навесной.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Доска магнитная .

  • Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): ли­нейка, транспор­тир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°).

  • Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демон­стра­ционных и раздаточ­ных).

  • Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пласти­лин).

Литература

  1. История изобразительного искусства. В 2-х т. Учебник. Сокольникова Н.М. 2007, 2-е изд.; 304с., 208с., ил

  2. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил

  3. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Вазари Д.:2008 год, 1278с., цв. ил.

  4. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год, 192

  1. Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2012

  2. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Прсвещение», 2012.

  3. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 5 класс – Москва «ВАКО», 2012

  4. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 6 класс – Москва «ВАКО», 2012

  5. МЛ. О.М. Гусева Поурочные планы по программе Неменского 7 класс – Москва «ВАКО», 2012

  6. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998
























20


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее