«Осенний фестиваль знаний 2024»

Изложение по тексту А. Мусатова "Мурзик"

Устный или письменный пересказ текста используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания».

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Тема урока: «изложение по тексту А. Мусатова «Мурзик».

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом.

Задачи:предметные – содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль текста; представлять текст в подробном виде.

Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных – обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;

б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);

в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение.



Ход урока:

Этапы урока

Время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формы и приемы

1.Организационный момент


1.Провка готовности к уроку.

2. Правила посадки, положение тетради при письме.

Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку.


2. Вступительная беседа


Предлагает отгадать загадки:

Длинный нос и острый взгляд,

Я смелее всех тигрят,

А певица просто класс,

Каррр… и песня полилась!


Он мяукал  у дверей?

Открывайте мне скорей

Очень холодно зимой!

Кто же просится домой?



Внимательно слушают загадки, отгадывают их.



«Ворона».





«Кот».










Фронтальный опрос.

3. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи


Предлагает послушать, о чём идёт речь: «Это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания».

Подводит детей к постановке УЗ: «Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?».Просит сформулировать учебную задачу урока.

Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, по вопросам последовательно излагать содержание текста, т.е. подробно излагать текст.

Предлагает послушать, и следить за текстом в учебнике на стр. 66., рассмотреть иллюстрацию.

Внимательно слушают учителя.
«Об изложении».





Формулируют УЗ урока: «Мы будем писать изложение».






Слушают учителя, следят за текстом, рассматривают иллюстрацию.














Работа с учебником.

4. Анализ содержания текста


Просит определить тему текста: «О ком и о чем текст?».

Определите главную мысль:«О чем самом главном хотел сказать автор?»

Предлагает обсудить название текста: «Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту? А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради».

Просит определить к какому типу принадлежит текст, доказать.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и основную мысль текста.

Обсуждают название текста. Записывают выбранное название в тетради.





«Повествование, т.к. описывается ход событий».

Фронтальный опрос.

Определение названия текста.

Определение типа текста.






5. Анализ структуры текста


Просит определить количество частей в тексте:

«К каким из них даны рисунки? Какой еще рисунок можно сделать?»

Предлагает посмотреть на план

Работа над содержанием первой части (три предложения): «Что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заменяет слово он

Работа над содержанием второй части (два предложения): «Что говорится о действиях Мурзика? Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья) Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? Вместо какого слова употреблено слово озорник? Удачно ли подобрано слово?»

Работа над третьей частью (два предложения): «Что сказано о вороне? Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?»

Работа над четвертой частью (три предложения): «Назовите действия Мурзика. Почему «ему повезло»? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? А какие другие слова можно употреблять?»


Определяют количество частей в тексте. Отвечают на вопрос учителя.











«Прыгнул, вцепился когтями и замер».


«Вороне».




«Испугалась, полетела над деревней».





«Не удержался, упал, провалился в снег».


«Котику, озорнику».

Работа с учебником.





План:

1.Озорной кот и ворона.

2.Борьба Мурзика и вороны.

3.Падение Мурзика.

4.Удачное приземление.

6. Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения


Проводит работу над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями:

«Кто был озорной?

Где однажды сидел Мурзик?

Какая птица села рядом?

Куда прыгнул котик?

Чем он вцепился в перья?

Что случилось с вороной?

Что сделала ворона?

Что случилось с Мурзиком?»

Отвечают на вопросы:

«Котик Мурзик был озорной.

Однажды Мурзик сидел на дереве.

Рядом сидела ворона.

Мурзик прыгнул вороне на спину.

Озорник вцепился когтями в перья и замер.

Ворона испугалась.

Ворона полетела над деревней.

Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег».


7.Орфографическая подготовка


На слайде слова с пустыми окошками. Предлагает вставить правильные буквы

Вставляют правильные буквы.



_днажды; не уд_ржался;с_дел; пов_зло;на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней.

8. Запись текста, самостоятельная работа


Предлагает самостоятельно записать изложение, с закрытым учебником. Напоминает, что каждая часть записывается с «красной строки».
Вопросы на слайде и слова-подсказки:

1часть.Кто был озорной?

Где сидел Мурзик? однажды

Какая птица села рядом?

2 часть.Куда прыгнул котик?

Чем он вцепился в перья?

3 часть.Что случилось с вороной?

Что сделала ворона?

4 часть.Что случилось с Мурзиком? - 3 предложения

не удержался, провалился.

Работают самостоятельно, с закрытым учебником. Записывают подробное изложение в тетрадь.

Самостоятельная работа.



10. Проверка работ


Просит проверить написанный текст.

Проверяют оформление частей, содержание, орфографию.

Самостоятельный контроль.

11. Итог урока


Задает вопросы: «Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись?

Отвечают на вопросы учителя.


«Быть внимательными, помогать зимующим птицам».

Фронтальный опрос.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее