Тема урока: «изложение по тексту А. Мусатова «Мурзик».
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по отработке действий с учебным текстом.
Задачи:предметные – содействовать формированию умения делить текст на смысловые части; выделять главную мысль текста; представлять текст в подробном виде.
Планируемые результаты: личностные УУД – способствовать формированию интереса к учебному материалу и представлению о причинах успеха на учебе; оценивания своей деятельности.
метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:
а) регулятивных – обучать умению принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия;
б) познавательных – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; развивать умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; развивать умения мыслительной деятельности при работе с текстом (анализировать, выделять главное, структурировать);
в) коммуникативных – формировать умение выражать собственное мнение.
Ход урока:
Этапы урока | Время | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формы и приемы |
1.Организационный момент |
| 1.Провка готовности к уроку. 2. Правила посадки, положение тетради при письме. | Показывают готовность к уроку. Показывают правильную посадку. |
|
2. Вступительная беседа |
| Предлагает отгадать загадки: Длинный нос и острый взгляд, Я смелее всех тигрят, А певица просто класс, Каррр… и песня полилась!
Открывайте мне скорей Очень холодно зимой! Кто же просится домой?
| Внимательно слушают загадки, отгадывают их.
«Ворона».
«Кот». |
Фронтальный опрос. |
3. Знакомство с текстом. Постановка учебной задачи |
| Предлагает послушать, о чём идёт речь: «Это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания». Подводит детей к постановке УЗ: «Ребята, как вы думаете, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?».Просит сформулировать учебную задачу урока. Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, по вопросам последовательно излагать содержание текста, т.е. подробно излагать текст. Предлагает послушать, и следить за текстом в учебнике на стр. 66., рассмотреть иллюстрацию. | Внимательно слушают учителя.
Формулируют УЗ урока: «Мы будем писать изложение».
Слушают учителя, следят за текстом, рассматривают иллюстрацию. |
Работа с учебником. |
4. Анализ содержания текста |
| Просит определить тему текста: «О ком и о чем текст?». Определите главную мысль:«О чем самом главном хотел сказать автор?» Предлагает обсудить название текста: «Ребята, как вы думаете, какое название мы можем дать этому тексту? А какое название, на ваш взгляд, более точное? Запишите его в тетради». Просит определить к какому типу принадлежит текст, доказать. | Отвечают на вопросы учителя. Определяют тему и основную мысль текста. Обсуждают название текста. Записывают выбранное название в тетради.
«Повествование, т.к. описывается ход событий». | Фронтальный опрос. Определение названия текста. Определение типа текста.
|
5. Анализ структуры текста |
| Просит определить количество частей в тексте: «К каким из них даны рисунки? Какой еще рисунок можно сделать?» Предлагает посмотреть на план Работа над содержанием первой части (три предложения): «Что сказано о Мурзике? Почему автор назвал его не кот, а котик? Что значит озорной? Как вы понимаете слова однажды, рядом? Какое имя существительное заменяет слово он?» Работа над содержанием второй части (два предложения): «Что говорится о действиях Мурзика? Как понимаете слово замер? (Обращается внимание на выражение: вцепился когтями в перья) Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? Вместо какого слова употреблено слово озорник? Удачно ли подобрано слово?» Работа над третьей частью (два предложения): «Что сказано о вороне? Каким словом заменяется имя существительное ворона во втором предложении и почему?» Работа над четвертой частью (три предложения): «Назовите действия Мурзика. Почему «ему повезло»? Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? А какие другие слова можно употреблять?»
| Определяют количество частей в тексте. Отвечают на вопрос учителя.
«Прыгнул, вцепился когтями и замер».
«Вороне».
«Испугалась, полетела над деревней».
«Не удержался, упал, провалился в снег».
«Котику, озорнику». | Работа с учебником.
План: 1.Озорной кот и ворона. 2.Борьба Мурзика и вороны. 3.Падение Мурзика. 4.Удачное приземление. |
6. Языковой анализ текста, подготовка к написанию изложения |
| Проводит работу над предупреждением различных речевых недочетов, средством ответов на вопросы, соотнесения их с частями: «Кто был озорной? Где однажды сидел Мурзик? Какая птица села рядом? Куда прыгнул котик? Чем он вцепился в перья? Что случилось с вороной? Что сделала ворона? Что случилось с Мурзиком?» | Отвечают на вопросы: «Котик Мурзик был озорной. Однажды Мурзик сидел на дереве. Рядом сидела ворона. Мурзик прыгнул вороне на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. Ворона испугалась. Ворона полетела над деревней. Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег». |
|
7.Орфографическая подготовка |
| На слайде слова с пустыми окошками. Предлагает вставить правильные буквы | Вставляют правильные буквы.
|
|
_днажды; не уд_ржался;с_дел; пов_зло;на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней. | ||||
8. Запись текста, самостоятельная работа |
| Предлагает самостоятельно записать изложение, с закрытым учебником. Напоминает, что каждая часть записывается с «красной строки». 1часть.Кто был озорной? Где сидел Мурзик? однажды Какая птица села рядом? 2 часть.Куда прыгнул котик? Чем он вцепился в перья? 3 часть.Что случилось с вороной? Что сделала ворона? 4 часть.Что случилось с Мурзиком? - 3 предложения не удержался, провалился. | Работают самостоятельно, с закрытым учебником. Записывают подробное изложение в тетрадь. | Самостоятельная работа.
|
10. Проверка работ |
| Просит проверить написанный текст. | Проверяют оформление частей, содержание, орфографию. | Самостоятельный контроль. |
11. Итог урока |
| Задает вопросы: «Чему научились на уроке? О чем писали изложение? Вспомните нашу главную учебную задачу. Что помогло справиться с задачей? Где затруднялись? | Отвечают на вопросы учителя.
«Быть внимательными, помогать зимующим птицам». | Фронтальный опрос. |