Тема урока: Изготовление заделки. Вставка заделки на клею.
.
Цель урока: Учить учащихся выявлять дефекты древесины.
Развивать навыки работы ручным столярным инструментом.
Развивать моторику рук при работе с киянкой.
Воспитывать аккуратность, внимательность в работе.
Оборудование урока:
Заготовки деталей с дефектами, киянка, молоток,
Стамеска, коловорот, сверло.
Ход урока.
I.Организация учащихся на урок.
Рапорт, приветствие, подготовка рабочего места.
II.Повторение ранее изученного.
Вначале четверти мы с вами сталкивались с изучением пороков древесины.
а) Расскажите, что называют пороками древесины?
Пороки - это недостатки и повреждения отдельных участков древесины.
б) Что называют дефектами?
Пороки, возникшие в результате заготовки, транспортировки, механической обработки называют дефектами.
Пороки можно разделить на группы.
в) Назовите группы.
Сучки, трещины, пороки формы ствола и строения древесины, повреждения насекомыми.
г) Какие пороки могут возникать в результате хранения древесины?
Трещины, повреждения насекомыми.
III.Сообщение новых знаний.
Наиболее часто встречающимися пороками являются трещины и сучки. Сучки образуются в древесине ствола в местах основания ветвей. По форме разреза на поверхности сучки различают: крупные, овальные, продолговатые.
По месту размещения - пластиевые, кромочные, ребровые.
Обратить внимание на форму заделки ребровых сучков. Почему основная масса ребровых сучков являются не сквозными.
Трещины делятся на метиковые, отлупные, трещины усушки.
Объясняем значение слов метиковые и отлупные.
Дефекты в деталях и пороки древесины во многих случаях устранимы.
Физминутка.
А теперь, ребята, вствть,
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело!
IV.Закрепление новых знаний.
1.Определить на заготовках пороки и дефекты древесины.
2.Определите основные разновидности сучков на пиленых лесоматериалах.
V.Практическая работа.
Чаще всего приходится заделывать сучки и выбоины.зготовленипе На производстве сучки высверливают и помещают на их место круглую вставку. Но довольно часто такую операцию проводят вручную. Заделку в зависимости от размера и формы сучка, обводят остро заточенным карандашом. Затем по линиям разметки долбят отверстие, в которое на клею устанавливают заделку. После высыхания клея, заделку застрагивают. Направление волокон должны совпадать.
Составляем план работы.
а) определить форму заделки
б) разметить заделку
в) выпилить заделку
г) разметить отверстие под вставку
д) сделать отверстие под заделку
е) установить заделку на клею
ж) застрогать поверхность заделки
VI.Текущий инструктаж.
Учитель следит, чтобы правильно производилась разметка, соблюдались правила безопасной работы стамеской и киянкой.
Заделка должна прочно соединяться с древесиной изделия.
Задание. Заделать на обрезках сучки. Следить, чтобы учащиеся работали исправным инструментом, и контролировать качество выполняемой работы.
VII.Подведение итога урока.
Проверка учителем выполненной работы, указание на недочеты, выставление оценок.
VIII.Организация учащихся на перемену.
Уборка рабочих мест, подготовка к следующему уроку.