Технологическая карта урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс В
Тема урока: «Из прошлого – в настоящее».
Тип урока: комбинированный
Цель: Формировать умения находить орфограммы в личных окончаниях глаголов настоящего времени.
Задачи:
Учить находить орфограммы в глаголах настоящего времени.
Развивать связную речь и умение анализировать, группировать, выделять лишнее по одному признаку.
Воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к учебному материалу. Развивать способность к самооценке.
Познавательные УУД
Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).
Коммуникативные УУД
Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Методы работы: частично-поисковый, наглядный.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки, рабочие тетради.
Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Самоопределение к деятельности Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | У: Здравствуйте, ребята! Тихо, дружно, как всегда, Сядьте все за парты. Посмотрите на столы, Все ли есть к уроку? Книга, ручка и тетрадь? Что ж, пора и начинать. За окном метут метели, И бураны, и пурга. К нам сегодня на урок Пришла зимушка- зима.
Открываем тетради, записываем число. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: быстрое включение в работу
а) индивидуальная работа по карточкам. | У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. -Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях. На доске: ет л л л ле ул -Обратите внимание на соединение буквы у с буквой эль (нижнее соединение). улететь вылететь залететь У: В каких словах встречаются эти сочетания? К какой части речи они относятся? Докажите? Запишите слова с этими сочетаниями. Какой частью слова различаются эти слова? - Выделите приставку.
Карточка 1. Выписать глагол настоящего времени (поливал, кружит, стреляла, бушует, двигала, дразнит). Определить лицо и число. Карточка 2. Образовать от глаголов неопределенной формы глагол настоящего времени ед. числа, 1 лица (писать, искать, кричать, двигать, играть).
| Подготовка к введению новой темы. | Дети прописывают буквы по образцу.
Приставкой. |
|
3.Постановка задачи и цели урока
а) работа в парах. | -Многие поэты и писатели посвящали своё творчество различным временам года. (Слайд ) У: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашуршит, То как путник запоздалый К нам в окошко постучит. - Послушайте в исполнение мастера художественного слова. Кто автор данного стихотворения? (А.С. Пушкин «Зимний вечер»). (Стук в дверь. Входит Маленький Мук.) Мук. - Здравствуйте! Сильный ветер принес меня. Куда это я попал? У. Здравствуй! Ребята, вы узнали, кто к нам пришел? Это Маленький Мук. А попал ты в 3 класс на урок русского языка. Мук. А что изучают на уроке? У. Сегодня мы продолжим исследование части речи - глагол. А какие глаголы будем исследовать, подскажут дети. Кто найдет глаголы, которые встретились в стихотворении Пушкина? Подчеркните их. Давайте проверим, какие глаголы вы подчеркнули. «Лишний» глагол подскажет тему урока. Найдите его. Почему? Форму какого времени глагола мы будем исследовать? Прочитайте тему урока. Мук. Понятно, я прилетел из прошлого. А попал в настоящее, а причем здесь глагол? У. Ребята, объясните Муку, почему так названа тема. -Какие цели урока поставим перед собой? Мук. Теперь ясно, но не очень, это что за глаголы настоящего времени? У. Посиди у нас на уроке, и дети тебе расскажут все, что знают о глаголе настоящего времени откроют что-то новое. У. Ребята, давайте составим сообщение для Мука о глаголе настоящего времени, пользуясь таблицами на доске. - Что обозначает форма настоящего времени? - На какие вопросы отвечает? - Как изменяются глаголы в настоящем времени? - Почему окончания в настоящем времени называют личными? Какая орфограмма в них встречается? | Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи | Формулируют тему урока и определяют задачи.
Один уч-ся на интер. Доске.
Кроет
Глаголы в форме настоящего времени.
Из прошлого – в настоящее.
Потому, что мы изучили секреты письма глаголов прошедшего времени и приступаем к изучению орфограмм глаголов формы настоящего времени.)
1.Исследовать глагол настоящего времени. 2.Узнать, как изменяется глагол настоящего времени. 3.Учиться изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам.
Действие, к-е совершается в момент речи.
По числам и лицам. | Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. |
4. Объяснение нового материала. Цель: поиск оптимального решения учебной задачи. | У. А теперь продолжим изменять глагол настоящего времени по лицам и числам. У. Откройте задачник с. 39 № 310. Изменим глагол лететь по лицам и числам. (На интерактивной доске работает ученик). - Свои выводы занесите в таблицу. -Проверяем. Выделяем окончания. - Назовите. - Что можете сказать о гласной в окончаниях этого глагола? - А теперь давайте прочтём сообщение на стр.117 учебника. Из которого узнаем что-то новое. - Что нового узнали? Какие ещё есть советы? | Организует работу в парах. | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.
Они ударные, указывают на лицо, поэтому называются личные.
Чтение правила. | Познавательные. Регулятивные: планирование – составление плана действий (с помощью учителя) |
5. Закрепление. Цель:формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи | У. –Обратимся к упр.312 на стр. - Прочитайте. - Хорошее ли объяснение дала птица? - Чтобы вы ответили птенцу? - Теперь и Маленький Мук узнал, что такое зима. Мук. Зима – это очень холодно. У. По словарю Даля «зима» – это одно из четырех времен года следующее за осенью. - Мук, ты все понял в этом тексте? Мук. Нет, мне не понятно, что значит зима на носу. У. Ребята, объясните Муку это выражение. Мук. И чего это птицы беспокоятся о зиме? Учитель. Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Зимой они селятся ближе к жилью людей. А люди им помогают пережить зиму. Мук. А как? У. Расскажите, ребята, как вы помогаете птицам зимой? - А теперь составьте задание по тексту в соответствии с темой урока. -А рядом напишите лицо и число. - В каких словах встречается новая орфограмма? Какой совет вы должны помнить при написании личных окончаний? - Какие еще орфограммы встретились в слове «знаешь»? |
|
Это выражение употреблено в переносном смысле .
Найти и выписать глаголы настоящего времени в столбик.
разговаривают 3-е лицо, мн. ч. слышу 1-лицо, ед.ч. знаешь 2-лицо, ед.ч. знаю 1-лицо, ед.ч . | Познавательные: Осуществлять анализ, проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
6. Физминутка. | Мук. Что-то холодно стало. Давайте розогреемся. |
|
|
|
7.Закрепление. Работа в группах по карточкам. Цель: освоение новых способов действий | У. Прочитаем и впишем нужные слова. - Прочитайте слова, которые вписали. - Как называются такие слова? - Найдите глаголы и определите форму глагола: время, число и, если можно, лицо и род. (Поднимает, крутит, подняли, назвали, называют.) У. Ребята, мы не заметили, а вьюга унесла Мука в свою теплую страну. | Организует групповую деятельность детей. Контролирует выполнение работы. |
| Познавательные: ориентация в карточках. Полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
8.Закрепление. Самостоятельная работа. | У. Посмотрите на доску. - Прочитайте слова и найдите «лишнее». Почему? (Дуешь, листать, пишет, говорим, молчит, держусь, бегает.) - Разделите остальные слова на две группы основываясь на тему урока - Запишите в два столбика и определите форму глаголов. - Какой совет авторов вы будете помнить при написании безударных личных окончаний? | Организует самостоятельную деятельность детей. | Самостоятельное выполнение задания.
На месте безударной гласной оставим «окошки»)
| Познавательные: чтение учебных заданий, их полноценное понимание и воспроизведение. Регулятивные: действие по Намеченному плану, работа по словарю. |
9.Рефлексия деятельности. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащихся.
| (Телефонный звонок. На интерактивной доске появляется видеописьмо. Текст письма: « Ребята я долетел хорошо. Спасибо за урок. Я узнал много нового о русском языке, о глаголе, вашей русской зиме и теперь расскажу своим друзьям») У. О глаголе, какой формы расскажет Мук своим друзьям? - Что можно рассказать о глаголе настоящего времени? - Какая орфограмма? - Какой совет нужно дать Муку и его друзьям, чтобы они не делали ошибки при письме? Рефлексия.
Самооценка учащихся. Выставление оценок учителем.
| Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. | Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Регулятивные: оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно-познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке |
10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | словарные слова, стр.119 упр.314 учебника |
|
|
|