«Национально-региональный компонент в образовании и воспитании обучающихся начальных классов» из опыта работы
Пусть дома, мимо которых мы ходим,
пусть города и села, в которых мы живем,(…)
будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое!
Жизнь – это не одномоментность существования.
Д. С. Лихачев.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).
В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Причем устанавливается соотношение распределения времени между федеральным и национально-региональным компонентами:
федеральный компонент - не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
национально-региональный компонент – не менее 10%;
Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
В настоящее время национально-региональный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.
В последнее время в образовательную практику вводится региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
Национально-региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Считаю, что использование такого материала делает урок интересным и увлекательным. Наши дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Активно включаются в деятельность. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
При составлении тематического планирования ввожу региональный компонент на основе краеведческого материала, что способствует привитию интереса к своему краю и к своей малой родине, развитию творческих способностей учащихся.
Введение регионального компонента осуществляю на уроках:
- математики;
- окружающего мира;
- литературного чтения;
- русского языка;
Уроки математики. При изучении темы «Площадь», «Меры длины»
я предлагаю детям узнать у родителей, из информационных источников площадь дома, школы и села, даю информацию об озерах Ялмата,Барманцак расстояние между соседними селами. При закреплении тем хорошо проводить математические диктанты, с использованием числовых данных из сведений о селе.
Успешно проводится такая форма работы как «День одного текста в школе», которая применяется на всех уроках в один день. Например, текст «История Ханатинского заказника ». На математике дети в тексте находят числа, меры измерения, площади; по окружающему миру названия растений, животных, птиц; по русскому языку находят части речи и так далее.
С первых уроков окружающего мира учу детей наблюдать за природой своего села, за окружающей действительностью. Стало традицией проводить экскурсии в степь, экскурсии по селу, подготовка презентаций и сообщений по различным темам.
Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:
- составление и написание предложений на тему «Мое село», «Мои родители», «Улицы моего села» и др.;
- письмо по памяти;
- орфографические минутки на основе краеведческого материала.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать с внеклассными мероприятиями. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.
Так же на уроках русского и калмыцких языков, при изучении собственных имен существительных, эффективно использование названий улиц, возвышенностей, водоемов. Интересна тема изучение происхождения фамилий. Изучение рода может вылиться в реферативную и исследовательскую работу. Своеобразен диалект наших односельчан. Это можно использовать в теме «Лексика».
Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература. На уроках литературного чтения мы знакомимся не только с программным материалом, но и с творчеством своих земляков. Богата наша земля такими талантами.
Реализацию национально-регионального компонента можно осуществлять как на уроках, так и во внеклассной работе. В школе, сельском клубе и библиотеке проходит много различных мероприятий: классные часы, встречи, конкурсы – путешествия, стихов, рисунков, экскурсии. Например, реализация школьного проекта в рамках РМО «Моя семья – мое богатство», классный час «Я и моя семья», педагогический проект «Вырасти зеленого друга» (озеленение территории школы), библиотечный урок «Берегите степь», «Таланты моего села» и другое. Эти мероприятия проводятся в течение всего учебного года.
Используя в своей работе национально – региональный компонент я стараюсь приобщать своих учеников к национальной культуре, воспитывать у ребёнка чувство Родины, патриотизма, нравственности, гордости за духовные богатства нашего края.
Считаю, что любой человек должен знать историю своей малой Родины. Зная историю своего села, начинаешь больше ценить и беречь её. Именно с любви к своей малой Родине, к этой маленькой, непримечательной деревне и начинается любовь к огромной стране, к своему Отечеству.
Список литературы:
1.Закон об образовании РФ.
2.Материалы по краеведению из архива районной администрации, школы и музея.