«Зимний фестиваль знаний 2025»

Из опыта работы по самообразовательной деятельности учителя

Профессиональная компетентность педагога сегодня рассматривается как основа повышения эффективности образовательного процесса.В статье говорится о необходимости формирования,совершенствования профессиональной компетентности учителя,ведь развитие школьников возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимися педагогами.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАНИЕ

Абылкасова З.А. заместитель директора по УВР СОШ №4 им.К.Макпалеева (г. Павлодар)

Модернизация системы образования выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность педагога, воспитателя сегодня рассматривается как основа повышения эффективности образовательного процесса в целом. Необходимость формирования, совершенствования профессиональной компетентности учителей школьного обуславливается тем, что развитие школьников возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом. Способность «Творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественной основой человеческой жизни, острейшей проблемностью дня [1].

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умение, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь». Одним из показателей профессиональной компетентности учителя является его способность к самообразованию.

Учитель 21 века – это: Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач. Умеющий организовать рефлексивную деятельность. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов. Современная система образования требует от учителя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать различными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях – очное обучение, очно-заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары. И не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов – это самообразование. Постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности» основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс . Существует две формы самообразования педагога: - Индивидуальная (предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня) - Коллективная (направленная на активное участие педагогов в методической работе ). Какова же результативность данных процессов? Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно- практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом [2]. Профессиональная деятельность и компетентность учителя является важным звеном в воспитательной системе. И обусловленная она задачей которую ставит перед образовательным учреждением любого типа государства и общества – всесторонние развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. В нашем Центре провели мониторинговое исследование по выявлению затруднений учителей в профессиональной деятельности. Результаты показали, что педагоги испытывают затруднения в: - в выборе содержания (13%, 4 человека); - в выборе оптимальных методов обучения (37%, 11 человек); - в выборе средств обучения (17%, 5 человек); - в самоанализе (37%, 11 человек). Для повышения профессиональной деятельности и компетенции учителя необходимо целенаправленная и систематическая работа по формированию следующих компетентностей: - специальной; - технологической; - коммуникативной; - рефлексивной; - интеллектуально-педагогической; - информационной; - регулятивной. В деятельности педагога, который непрерывно работает над своим повышением педагогического мастерства проявляются следующие компоненты:

-Культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, классификация и сравнения, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности и иные условия;

- Устойчивый познавательный процесс, умение и навыки творческого решение познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах ;

- Рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

-Гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразование педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны – это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой – овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли педагог данной способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

- целеполагание;

- планирование;

- самоконтроль;

- коррекция.

Результаты мониторинга потребностей учителей в приобретении профессионально важных качеств показали следующие:

В методических знаниях (43%, 13 человек)

В психологических знаний (30%, 9 человек)

В педагогических (17%, 5 человек)

В специально-научных (60%, 18 человек)

В общекультурных (3%, 1 человек)

Зажечь ученика желанием получать новые знания, заинтересовать их в различных видах деятельности могут педагоги, владеющие новыми теоретическими знаниями, уверенно проектирующие их в свою профессиональную деятельность. Одним из направления работы педагога является актуальность решения проблемы развитие мыслительных способностей своих воспитанников. Благоприятные условия для развития интеллекта школьников складываются в игровой деятельности, при решении логических задач и упражнений в различных сферах его деятельности. Именно это утверждение и послужило мотивом выбора моей темы по самообразованию: «Формирование способ логического мышления у школьников» [3]. Под развитием логического мышления понимается приобретение навыков практического владения логическими операциями мышления. Ученными установлено, что научить ученика выделять главное, рассуждать, доказывать, делать выводы невозможно, если он не владеет этими операциями. Суть проблемы формирования логической культуры у школьников заключается в необходимости выработки у них основных мыслительных операций. Ученикам нужно показывать «работу» каждой мыслительной операции в отдельности и их единства в процессе познания. Формы обучения с учетом «логических знаний» позволяют не только развивать природные способности каждого дошкольника, но и создавать условия для их проявления, пробуждения познавательного интереса. Из этого возникла гипотеза моей работы: «Если в практической деятельности использовать постепенно усложняющиеся с учетом возраста логические задачи и упражнения, внедрять в воспитательно- образовательный процесс поисковую деятельность, то результатом явится сформированность логического мышления у школьников». В ходе учебно-воспитательного процесса и работы по теме самообразования поставила перед собой следующие задачи:

-Изучить теоретические основы развития мышления школьников и выявить особенности мыслительных операций;

- Обеспечит систематичность знаний и умений;

- Создать условия для творчества, самовыражения, развития мыслительных операций и таких качеств мышления как активность, самостоятельность;

-Способствовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Воспитать многие личные качества, такие как собранность, внимательность, рассудительность, воля и трудолюбие Но самое главное – это максимальное погружение в деятельность, потому что способности – понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется в деятельности. В результате работы действия детей стали более целенаправленными и осознанными. Ученики научились логически мыслить и самостоятельно познавать мир: анализировать и систематизировать информацию, абстрагировать, проводить эксперименты, делать выводы и умозаключения, задавать вопросы, видеть проблему, выдвигать гипотезы, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, овладели новыми способами деятельности.

Литература

1 Блохин Е.Б. Повышение квалификации работников образования на муниципальном уровне //Народное образование – 2012 - №8.

2 Бугрова Н. Гора из компетенций: К вопросу о выборе программ повышения квалификации педагогов// Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября» - 2012. - №3.

3 Ценарева И. Учитель в системе повышения квалификации: поиск новых форм//Народное образование – 2012 - №8.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее