Галяс Марина Юрьевна МОУ СОШ №3
Г. Комсомольска-на-Амуре, Хабаровского края
Работа с одарёнными детьми.
Математический кружок
Хочу знать больше.
Цели:
Уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости.
Усиление научно-метадического сопровождения по данному направлению;
Исходить из принципа: каждый ребёнок от природу одарён по своему.
Задача:
Предусматривать степень и методы самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно- коммуникативная адаптация);
Помощь одарённым детям в самораскрытии их творческой направленности, самореализации в отношениях.
Давно замечено, что талантливые
Являются всюду и всегда, где и когда
Условия , благоприятные для них.
Г. В. Плеханов.
На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одарённым детям, как к будующей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрий Медведев подчёркивал, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождения в течении всего периода становления личности. Создание условий обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Принципы работы педагога с одарёнными детьми:
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условия для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели работы с одарёнными детьми:
Выявление одарённых детей;
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный моме нт может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачёк в развитии их способностей;
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников.
Ожидаемые результаты:
Формирование системы работы с одарёнными учащимися;
Повышение качества знаний учащихся по математике;
Развитие творческих способностей учащихся.
Условия успешной работы с одарёнными учащихся:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одарёнными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.
Система работы с одарёнными детьми включает в себя основные направления, которые тесно взаимосвязаны:
Выявление одарённости;
Развитие творческих способностей на уроке;
Развитие способностей во внеурочной деятельности;
Создание условий для всестороннего развития одарённых детей;
Совершенствование научно-методического уровня педагогов.
Определение основных приёмов работы:
Только в интеграции урочной и внеурочной деятельности возможно формирование интеллектуальной одарённости школьников при обучении математике, так как появляется возможность создать особую интеллектуальную, развивающую среду.
Работа на уроке:
Задачи-минутки;
Задачи с лишними или недостающими данными;
Нестандартные задачи;
Олимпиадные задания, связанные с темой урока;
Устные олимпиады, мини-олимпиады;
Решение задач разными способами;
Прикладные задачи и задачи практического содержания т. д.
Внеклассная работа:
Математические КВН.
Интеллектуальные игры;
Кружок;
Научно-практические конференции;
Проектная деятельность.
Внешкольная работа:
Участие детей в заочных предметных олимпиадах;
Интернет-олимпиадах;
Международные олимпиады по основным наукам urfodu;
Конкурсы.
Формы работы с одарёнными детьми
Традиционные.
Индивидуальные и групповые занятия с сильными учащимися (кружок, творческая группа)
Задачи:
Учёт индивидуальных возможностей учащихся;
Повышение степени самостоятельности учащихся;
Расширение познавательных способностей учащихся;
Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Факультатив.
Задачи:
Учёт индивидуальных возможностей учащихся;
Повышение степени самостоятельности учащихся;
Расширение познавательных способностей учащихся;
На факультативных занятиях даётся дополнительный материал, не входящий в рамки школьной программы. Темами факультативных занятий являются так же: «Наглядная геометрия», «Квадратный трёхчлен и его приложения», «Решение текстовых задач». Ведётся индивидуальная работа с сильными учащимися.
Предметные недели.
Задачи:
Предоставление широкого спектра форм внеурочной деятельности;
Повышение мотивации учеников к изучению математики;
Развитие творческих способностей учащихся.
Развитие способностей неразрывно связанно с формированием интереса к математике, а точнее к точным наукам. Привить интерес и помогают предметные недели. В рамках декад проводятся математический КВН, конкурсы «Ох уж эта математика», конкурс кроссвордов, стенгазет. В каникулярное время проводятся профильные отряды с математической направленностью.