«История в художественно-исторических образах»
Алексеенко Татьяна Александровна
Учитель истории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №91 города Донецка»
В преподавании истории встречается немало трудностей, и одна из них заключается в том, что явления прошлого не могут быть непосредственно наблюдаемы учащимися. Дети не обладают достаточно развитым абстрактным мышлением, и полное отвлечение от известного, привычного крайне затруднительно для них. А в том, что окружает их, они не могут наблюдать ничего похожего на то, что им становится известно в процессе изучения истории.
Для того чтобы учащиеся не только поняли, но и живо представили себе историческое прошлое, необходимо сделать каждый урок максимально ярким, эмоционально насыщенным. А помогает этому художественное слово.
Использование художественной литературы на уроках истории благотворно влияет на развитие учащихся, способствует более глубокому и содержательному пониманию материала, разнообразит урок, воспитывает поликультурную компетентность.
Применение художественной литературы в преподавании истории развивает речь и воображение ребят, их эмоции и эстетические вкусы, вырабатывает навыки самостоятельного анализа исторических событий, побуждает детей к активности на уроке, облегчает процесс закрепления и повторения изучаемого материала, способствует лучшему пониманию иллюстраций и карт учебника. На первых уроках изучения истории целесообразно рассказать об археологии и археологах, о трудной и кропотливой работе ученых над историческими памятниками. Археологическое исследование это не только работа рук, но и напряженная работа мысли. Как оживить этот рассказ, какие художественно-литературные образы призвать на помощь? Представления о том, как археологи читают прошлое, даёт отрывок «Находки в пещере Тешик-Таш» из научно-художественного очерка Г.Кублицкого «Череп неандертальца». В нём описываются раскопки в урартийской крепости Тейшибаини, проведенные профессором А.П. Окладниковым. При чтении отрывка, обращаем внимание на трудности, которые встают перед археологами, на технику проверки научных предположений. Чтобы раскрыть значение археологических находок для изучения жизни древних людей, можно рассказать о раскопках в Помпеях. Так, говоря о гибели Помпей, учитель может сочетать рассказ с показом знаменитой картины К. Брюллова “Последний день Помпеи“ и чтением стихотворения А. С. Пушкина “Везувий зев открыл…“[1]
Везувий зев открыл-дым хлынул клубом – пламя
Широко развилась, как боевое знамя
Земля волнуется-с шатнувшихся колонн
Кумиры падают, народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами стар и млад бежит из града вон.
Трагическая гибель древнего города художественно изображена английским писателем
Э. Бульвер-Литтоном в историческом романе “Последние дни Помпей“.[2] Особенно большое впечатление может оставить в памяти учащихся та часть романа, в которой дано описание мёртвого города, каким он представился глазам современных археологов.
На уроке о природе и древнейшем населении Египта, открывающем тему, можно использовать отрывок “Разливы Нила“ из романа Б. Пруса “Фараон“.[3]
Разливы Нила
Окончился месяц тот, и начинался месяц паопи, вторая половина июля. Вода Нила из зеленоватой стала белой, потом красной и всё прибывала… Самые низменные места были залиты, с более высоких спешно убирали лён, виноград и род хлопка. Где утром было ещё сухо, там к вечеру уже плескались волны.
Казалось, будто в глубине реки бушует грозный невидимый водоворот. Вздымает, словно плугом, широкие валы, заливает пеной борозды, на мгновение разглаживает поверхность вод и тотчас же вновь свивает их в бездонные воронки. Опять вздымает валы, затем сглаживает, свивает, нагоняет новые горы воды и пены и всё вздувает и вздувает бурлящую реку, поглощая новые пространства земли, достигнув вершины какой-нибудь преграды, река переливается через неё и падает в низину, образуя сверкающее озеро там, где ещё только что рассыпались в прах сожжённые солнцем травы.
Хотя подъём воды достиг едва лишь третей части наибольшего уровня, побережье было уже затоплено. С каждым часом все новые хуторки на холмах превращались в острова, и если сперва их отделял лишь узкий проток, то понемногу он расширялся, окончательно отрезая жильё от соседей. Люди, выйдя на работу пешком, нередко возвращались домой в лодках.
Лодок и плотов появлялось всё больше и больше. С одних ловили сетями рыбу, на других свозили урожай на гумна или мычащий скот в хлева, на третьих отправлялись в гости к знакомым, чтобы с весёлым смехом и громкими возгласами объявить им, что Нил прибывает. Иногда лодки, сгрудившиеся в одном месте, как стая уток, разбегались во все стороны перед широким плотом, несшим из Верхнего Египта вниз огромные каменные глыбы, высеченные в прибрежных каменоломнях.
Воздух был наполнен шумом прибывающей воды, криком всполошенных птиц и весёлыми песнями людей. Нил прибывает- будет вдоволь хлеба!
Действующие лица романа вымышлены, смещены во времени отдельные исторические события, но автору удалось правдиво и убедительно изобразить природу древнего Египта, особенности быта богатых и бедных, разрушительные войны, недовольство народных масс; ирригационную систему древних египтян. Для того чтобы усилить представление учащихся о функциях древнеегипетского государства, о власти царя и обязанностях вельмож и чиновников, можно использовать отрывок «Фараон слушает доклад вельможи» из небольшой пьесы А. Блока «Рамес» Действие пьесы происходит при Рамесе II,фараоне XIX династии(XIV в. до н.э.) [ 4]
В ряде сцен пьесы рассказывается об ограблении и притеснении народа чиновниками. Показывается, сколь разорительными для народа были налоги и частные войны, изнурившие страну. Хорошо было бы заранее подготовить учащихся и разыграть этот отрывок как небольшую драматическую сценку.
Греческая мифология отличается особым богатством образов и красок, необыкновенной силой художественного воображения, бесконечным разнообразием тем и сюжетов.
Вплоть до наших дней они остаются неисчерпаемым источником мысли и сюжетов для художников, писателей, поэтов, музыкантов, актеров, архитекторов. С греческой мифологией связаны тысячи словарных понятий, афоризмов и речевых оборотов, прочно вошедших в язык каждого человека.
Желательно познакомить учащихся с мифом о Дедале и Икаре, в котором нашла выражение вековая мечта человека о покорении воздушной стихии.
Учащиеся любят инсценировать, читать по ролям.
Занимателен и доступен детям миф о Тесее, в котором раскрыты отношения между греками и критянами.
Миф о Тесее
Горе охватило греческий город Афины. Рыдают женщины, отчаяние на лицах мужчин. Сам царь Афин седой Эгей надел тёмные одежды. Зловещий слух подтвердился, прибыл корабль с острова Крит. Посол могущественного царя Миноса, владыки Крита, сошёл на берег.
- Настал условленный срок,- обратился к Эгею посол.- Готов ли ты к уплате дани, царь Афин?
- О Боги! За что вы караете мой город и его жителей!- воскликнул Эгей.- Афиняне!- обратился он к согражданам.-Царь Минос в третий раз требует семерых девушек и семерых юношей на съедение людоеду Минотавру. Решайте жребием, кому из вас суждено погибнуть!
Толпа заволновалась.
- Мы шлём на смерть наших детей, а собственный сын Эгея избавлен от жеребьёвки! Вот он стоит, глухой к чужим бедам: скажи, Тесей, не в насмешку ли тебя прозвали бесстрашным?
Тесей не мог дольше оставаться безучастным.
- Снаряжайте корабль. Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне Боги одолеть это чудовище- Минотавра!
Вместе с теми, кому выпал жребий, Тесей взошёл на корабль, Эгей напутствовал сына.
- Если останешься жив, замени чёрный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе.
Через несколько дней афинский корабль входил в главную гавань Крита. Там, за горой, был лабиринт- большое здание со множеством запутанных ходов и помещений. Человек, попавший в лабиринт, не мог выбраться из него без посторонней помощи. В лабиринте жило свирепое чудовище- Минотавр.
Чужеземцев приводили во дворец Миноса. Красота Тесея тронула сердце царской дочери Ариадны. Неужели он будет растерзан Минотавром? Или заблудится в лабиринте, откуда никто ещё не нашёл выхода? Как Ариадне спасти Тесея!
Царевна тайно принесла Тесею меч и клубок ниток.
- Привяжи нить у входа,- сказала она,- и углубляясь в лабиринт, разматывай клубок. По этой нити найдёшь обратный путь.
Четырнадцать обречённых юношей и девушек медленно двигались по извилистым ходам лабиринта. Страх охватил Тесея: смертельная опасность ждала за каждым поворотом.
- Эй, Минотавр, если ты здесь, то выходи на бой!
Сразу же с грозным рёвом явилось чудовище, имевшее туловище человека и голову быка. Громадными острыми рогами готовилось оно пронзить Тесея. Внезапно Минотавр прыгнул- и вопль ужаса огласил своды лабиринта. Казалось, Тесей погиб… Но герой не был даже ранен. Одной рукой он схватил Минотавра за рог, другой нанёс ему удар прямо в сердце. Мёртвое чудовище рухнуло к его ногам.
По нити Ариадны вывел Тесей своих спутников из лабиринта. У входа ждала их царевна.
- Бежим! Скорее на корабль, пока отец мой, царь Минос, ничего не знает.
Весь обратный путь греки ликовали и радовались своему спасению. И за всё время Тесей так и не вспомнил просьбу старого отца… А между тем царь Эгей подолгу стоял на крутом берегу, вглядываясь в морские дали. И вот показался корабль.
- Афиняне!- закричал он.- Я узнаю корабль, но не могу различить цвет паруса.
- Мужайся, царь,- был ответ,- парус остался чёрным.
Решив, что сын погиб, Эгей бросился с обрыва в бурлящие волны и разбился насмерть. С тех пор это море называют Эгейским…[5]
Форма изложения, его занимательность, играют в обучении истории отнюдь не последнюю роль. Увлеченность учителя материалом, его заинтересованность в сидящих перед ним учениках не только повышает эффективность обучения, но и раскрывает лучшие стороны детской души.
Литературные тексты можно использовать на любом этапе урока. Чаще всего при изучении нового материала, чтобы создать проблемно-поисковую ситуацию, а так же в конце урока- как эмоционально-образное обобщение.
Хорошие результаты для повышения качества знаний учащихся даёт использование крылатых слов из известных литературных произведений, народных поговорок и афоризмов. Учащиеся ведут словарь крылатых выражений.
СКВ
Словарь крылатых выражений
КВ (Крылатое выражение) | Историческое происхождение | Современное звучание |
«Нить Ариадны» | «Миф о Тесее» | Основная мысль, главный способ, который помогает найти выход из трудного положения. |
«Между Сциллой и Харибдой» | | Оказаться между двумя враждующими силами, когда опасность угрожает с одной и с другой стороны. |
«Полёт Икара» | Миф о Дедале и Икаре | Стремление узнать неизвестное, смелые, необдуманные поступки, которые не всегда приводят к успеху. |
«Зарубить себе на носу» | Нос- дощечка, где записывали дань. | Запомнить крепко- накрепко, навсегда. |
«Язык до Киева доведёт» | Кий- палка. | Договоришься. |
Объясняя новый материал, делая обобщения и выводы, целесообразно обогащать свою речь высказываниями, стихотворными рифмами, интересными выражениями и эпитетами, взятыми из художественной литературы и фольклора. Это побуждает у учащихся живой интерес к материалу, помогает им лучше запомнить, а так же научиться у учителя пользоваться образным словом и использовать это умение в своих ответах.
Отбор художественного материала должен быть разумным, тщательным и экономным. Далеко не всё описанное в художественной литературе согласуется с современными научными данными той или иной эпохи, поэтому с учащимися можно анализировать, сравнивать, работать с историческими источниками.
Таким образом, использование литературных текстов в учебном процессе при условии исследовательско-творческого подхода к ним открывает широкие возможности для заинтересованности учащихся историей, воспитания у них любви к книге как к источнику знаний, выработке навыков и умений самостоятельного учебного труда, повышает качество их знаний и помогает формировать глубоко осведомлённые убеждения и воспитывает поликультурную компетентность.
У П. П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Как не хватает нам этого на уроках истории…
Сноски
А. С. Пушкин , Везувий зев открыл …, Собр. соч., ГИХЛ, М., 1999
А. В. Шестаков и О.В. Волобуев История древнего мира в художественно – исторических образах . – М., Просвещение , 1998
Б. Прус Фараон : Пер. с польск. Е. Троповского. – М.: Правда ,1998
А. Блок Рамзес . Собр. соч. в 8-ми т.4 , Гослитиздат ,М.- Л., 1991 с.258
Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун .- М., 2008
Список использованной литературы
А.А. Вигасин Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / М.: Просвещение , 2016
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун .- М., 2008
Н.А. Немировский Книга для чтения по истории Древнего мира / А.И. Немировский.- М., 1991
С.В. Покровский Охотники на мамонтов / С.В. Покровский .- М., 2007
Б. Прус Фараон : Пер. с польск. Е. Троповского. – М.: Правда ,1998
А. С. Пушкин , Везувий зев открыл …, Собр. соч., ГИХЛ, М., 1999
Шестаков А.В. и Волобуев О.В. История древнего мира в художественно – исторических образах . – М., Просвещение , 1998
А. Блок Рамзес . собр. соч. в 8-ми т.4 , Гослитиздат ,М.- Л., 1991 с.258