Тема урока: История развития языков программирования
Тип урока: Урок – семинар
Цели:
познакомить учащихся с историей развития языков программирования, особенностями и областями применения различных языков программирования
Задачи:
обучающая: изучение истории развития языков программирования, их особенностей и назначения для решения практических задач.
развивающая: продолжить формирование умения анализировать литературные источники, обобщать учебный материал, умения работать в группе, развитие самостоятельности.
воспитывающая: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности воспитывать внимание, чувство ответственности, воспитывать добросовестное отношение к предмету.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся, раздаточный материал.
Этапы подготовки урока-семинара:
ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
осмысление и выбор микротем;
создание творческих групп;
подбор материала к семинару;
консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);
систематизация и обобщение материала.
План урока:
Орг момент.(1 мин)
Вступительное слово учителя (4 мин)
Выступления учащихся (25 мин.)
Историческая справка (5мин)
Языки программирования низкого уровня (5 мин)
Языки программирования высокого уровня. Процедурные языки (5 мин)
Языки программирования высокого уровня. Логические языки (5 мин).
Языки программирования высокого уровня. Объектно – ориентированные языки (5 мин)
Релаксация(1,5 мин)
Тестирование (7 мин).
Подведение итогов. Дом. задание.(4 мин.)
Рефлексия (1 мин)
Ход урока
Орг момент
Подготовка учащихся к работе на уроке. Сообщение темы урока, которая записана на доске " Истрия развития языков программирования "
СЛАЙД 1
Вступительное слово учителя
Общеизвестно, что информационные технологии являются одной из наиболее быстро развивающихся областей современной жизни. Новые технологии, проекты, названия и аббревиатуры появляются едва ли не каждый день. И в погоне за прогрессом, в стремлении не отстать от него бывает подчас полезно остановиться на минутку, встать на цыпочки и осмотреться. Окинуть взглядом горизонт, вспомнить историю и задуматься о будущем… С тем, чтобы со свежими силами вновь окунуться в работу, осваивать новые технологии, повышать собственную эффективность и благосостояние. До тех пор, пока снова не захочется подняться на цыпочки… Именно поэтому изучение темы программирование мы начинаем с исторического очерка развития различных языков.
(Цели и задачи урока
СЛАЙД 2)
Выступления учащихся (презентация + буклет) Темы выступлений были заранее (за 2 недели) предложены ученикам.
Историческая справка (Таболаева Е., Бушуев Артём) СЛАЙД 3
Языки программирования низкого уровня (Колобзаров И.) СЛАЙД 4
Языки программирования высокого уровня. Процедурные языки (Гришин Д.) СЛАЙД 5
Языки программирования высокого уровня. Логические языки (Ковыляев Д.) СЛАЙД 6
Языки программирования высокого уровня. Объектно – ориентированные языки (Маркина А., Голубева Н.) СЛАЙД 7
Учащиеся оценивают выступления и буклеты друг друга, внося результаты в лист оценивания Приложение 2
Релаксация
Учитель предлагает учащимся расслабиться и отдохнуть, настроиться на прохождение теста (презентация с музыкальным сопровождением) СЛАЙД 8
Тестирование СЛАЙД 9
Проверка полученных на уроке знаний осуществляется путем тестирования. Учащиеся выполняют компьютерный тест, приготовленный учителем в программе My Test (7 мин). Программа сама выставляет оценку ученику.
В это время учитель собирает оценочные листы, анализирует, выводит средний балл.
Подведение итогов
Объявление итоговой оценки за урок (средний балл за выступление, буклет, тест)
Заключительное слово учителя СЛАЙД 10
Сделаю некоторые выводы из нашего урока. Изобретение языка программирования высшего уровня позволило нам общаться с машиной, понимать её (если конечно Вам знаком используемый язык), как понимает американец немного знакомый с русским языком древнюю азбуку Кириллицы. Проще говоря, мы в нашем развитии науки программирования пока что с ЭВМ на ВЫ. Поверьте мне это не сарказм вы только посмотрите как развилась наука программирования с того времени, как появились языки программирования, а ведь язык программирования высшего уровня, судя по всему ещё младенец. Но если мы обратим внимание на темпы роста и развития новейших технологий в области программирования, то можно предположить, что в ближайшем будущем, человеческие познания в этой сфере, помогут произвести на свет языки, умеющие принимать, обрабатывать и передавать информации в виде мысли, слова, звука или жеста. Так и хочется назвать это детище компьютеризированного будущего: «языки программирования "высочайшего" уровня». Возможно, концепция решения этого вопроса проста, а ближайшее будущее этого проекта уже не за горами. И в этот момент, где нибудь в Запорожье, Амстердаме, Токио или Иерусалиме, перед стареньким компьютером горбится молодой, никем не признанный специалист и разрабатывает новейшую систему искусственного интеллекта, которая наконец-то позволит человеку, с помощью своих машинных языков, вести диалог с машиной на ТЫ.
Размышляя над этим, хочется верить в прогресс науки и техники, в высоко - компьютеризированное будущее человечества, как единственного существа на планете, пусть и не использующего один, определенный разговорный язык, но способного так быстро прогрессировать и развивать свой интеллект, что и перехода от многоязыковой системы к всеобщему пониманию долго ждать не придется.
Напоследок хочется сказать: единственный способ изучать новый язык программирования – писать на нём программы. В 9 классе мы с вами изучали программирование на языке Бейсик. Давайте попробуем поработать с другим языком программирования. А вдруг это окажется эффективнее и полезнее в дальнейшем обучении? Из выступления Димы мы узнали, что многие ВУЗы при обучении программированию практикуют программирование на языке Паскаль. Поэтому именно с этим языком программирования мы познакомимся более подробно на последующих уроках.
Домашнее задание СЛАЙД 11
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на СЛАЙДЕ 12:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Приложение 2
Оценочный лист
Уважаемый (- ая)________________________(Ф.И)
оцените работу своих одноклассников по пятибалльной системе
№ | Ф.И. | Выступление | Буклет | Итог | |||
Оформление презентации | Содержание | Защита работы | Содержание | Оформление | |||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|