История и обществознание как главные средства патриотического воспитания в школе
Сафонова А.Д.
МОУ «СОШ 5»
Аннотация: Патриотизм является одной из важнейших задач воспитания в школе. С самых ранних лет необходимо прививать детям любовь к Родине и природе, уважение к истории своей страны и многое другое. Школа как один из основных институтов социализации взяла на себя обязанность патриотического воспитания школьников. С помощью различных приемов на уроках истории и обществознания происходит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколении.
Ключевые слова: Патриотизм, воспитание, гражданственность, уроки, история,обществознание.
History and social studies as the main means of patriotic education in school
Safonova Anastasia Danilovna
Abstract: Patriotism is one of the most important tasks of education in school. From the earliest years, it is necessary to instill in children a love for the Motherland and nature, respect for the history of their country, and much more. The school, as one of the main institutions of socialization, assumed the responsibility of patriotic education of schoolchildren. With the help of various techniques in the lessons of history and social studies, the civil and patriotic education of the younger generation takes place.
Keywords: Patriotism, education, citizenship, lessons, history, self-awareness, civic position.
Стремительно развивающееся информационное общество несет на себе ответственность за воспитание подрастающего поколения. Эта ответственность заключается в том, что дети должны знать ценностно-моральные установки, свои права и обязанности. Проблема патриотизма, на сегодняшний день, является одной из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений Российской Федерации. Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»1. Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования»2.
Во все времена одной из наиважнейших задач выполняемых школой – было гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Так как детство и юность являются тем самым подходящим временем для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием мы подразумеваем формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, формирование активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе. Важную роль в решении данной проблемы играют уроки истории и обществознания.
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Е.В. Саштина и А.И. Санлин считают, что «необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как к всепроникающему началу, которое вокруг нас. Показать, что история – это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем»3.
Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, они могут достаточно много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины веков. Проверка знаний у детей происходит в форме беседы, рассказов, мини-семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
Педагогу, решившему включить родословие в курс отечественной истории, можно дать некоторые методические рекомендации:
Учащиеся должны быть полностью поглащенны в образовательный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.
Школьники должны использовать при изучении родословия всевозможные источники, например, это могут быть фотографии, всевозможные письма, заметки в газетах, рассказы родственников и знакомых семьи, а так же материалы всевозможных архивов.
Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.
Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.
Работа над родословной должна быть доступной и интересной.
В процесс работы должны быть вовлечены родители, с которыми необходимо провести предварительную доверительную беседу4.
Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье.
Работа над своей родословной превращает каждое занятие в урок двух историй – своей семьи и своего государства; она помогает ученикам без чувства равнодушия изучать историю Отечества, а так же чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она предоставляет возможность познать ни с чем несравнимое ощущение от совершенного открытия в истории своей семьи.
Активные и интерактивные методики содействуют формированию умений и способностей как учебных, так и гражданских.
Именно на занятиях обществознания открываются широкие возможности формирования у обучающихся единой законодательной, политической и моральной культуры, лежащих в базе гражданственности, а ребята получают опыт освоения главных социальных ролей, обучаются ведению диалога, быть толерантными, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, делать выбор в трудных ситуациях. Одновременно они приобщаются к идеалам и ценностям демократического общества, к которым относится и признание прав человека.
Однако, главное не просто провозгласить об имеющихся правах, обучить учащихся школ использовать их в повседневной жизни, не отделяя при всем этом права от существующих обязательств. Задача учителя – сделать так, чтобы дети почувствовали их идею, поняли, что права имеют прямое отношение к жизни, к нему самому и окружающим. Зачастую, дети не знают, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, и, к сожалению, взрослые люди, которые их окружают, не могут продемонстрировать собственных гражданско-правовых знаний и культуры, толерантности, позитивного и осознанного сотрудничества с государственными организациями.
Главная задача учителя обществознания – помочь определить, сформулировать задачи для формирования активной гражданской позиции, личностного роста и создать условия для самостоятельного поиска решений5. Гражданское воспитание не может быть отделено от моделирования изучения настоящих актуальных ситуаций, обоснованной защиты собственной позиции.
Вот например, на занятиях в разновозрастных группах расширенного обучения (10-11 класс) организуется работа службы «Правовой консультант». В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью получения юридической помощи, но не всегда имеет настоящую возможность ее получить от квалифицированного специалиста и поэтому вынужден самостоятельно обращаться к нормативно-правовым документам, изучать их, не только, чтобы выработать собственное отношение к какому-либо вопросу, но и, в первую очередь, для того, чтобы со знанием дела применять на практике, прогнозировать последствия своей деятельности и критически оценивать ее. Учащиеся делятся на 2 группы: одна – консультанты по какой- либо конкретной проблеме, вторая – желающие получить консультацию. Обе группы предварительно готовятся – ищут вопросы и ответы. Такая работа позволяет учиться ориентироваться в нормативно-правовых документах, извлекать нужную информацию, передавать информацию с помощью устной и письменной речи, способствует усвоению знаний6.
Список использованной литературы:
Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина. – СПб.: Каро, 2014. – 221 с.
Горячев, А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества / А.И. Горячев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2017. – № 2. (9) – С. 58-66.
Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 8-11.
Попов, И.И. Принципы школьного, семейного и общественного воспитания в России / И.И. Попов // Проблемы российской истории. – 2012. – №1(11). – С. 330-338.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.10.2020). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
1 Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 10.
2 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 03.10.2020). – Загл. с экрана. – Яз. рус.
3Попов, И.И. Принципы школьного, семейного и общественного воспитания в России // Проблемы российской истории. – 2012. – №1(11). – С. 335.
4Горячев, А.И. Патриотизм как феномен современного российского общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2017. – № 2. (9) – С. 61.
5Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб. – 2014. – С. 133.
6Харламов, И.Ф. Педагогика. – М. –1999. – С. 345.