ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«В МИРЕ НЕЗНАКОМЫХ СЛОВ»
ВВЕДЕНИЕ
Без знания прошлого нет настоящего.
Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читали новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняли значение новых слов у нашей учительницы. Иногда она сама отвечала на наши вопросы. Но чаще предлагала обратиться к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса.
Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;
найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,
которые обозначают предметы или какие-то события;
провести анкетирование среди учащихся 4–10 классов;
создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов».
Практический материал собирали в течение учебного года. Анкетирование провели в январе 2014 года.
Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.
В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.
НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время [7]. Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали [7]. Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».
2.1. ПОЯСНЕНИЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ К НЕЗНАКОМЫМ И НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Мы стали вести специальную тетрадь, в которую записывали слова, значение которых нам было непонятно, и выписывали из словарей их значения. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации (Приложение 1). А потом учительница помогла добавить к некоторым слайдам звук. Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки [8], и звуки [5]. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 3).
2.2. ПРОВЕДЕНИЕ И ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 9-10 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстрации и, где это было необходимо, даже музыкальные фрагменты. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
незнакомые и непонятные слова встречаются людям в течение всей их жизни;
для того, чтобы узнать значение незнакомых слов, можно пользоваться различными источниками информации;
Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать разные умные книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.
Мы создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А мы продолжим эту работу и в 4 классе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение: учебник для 3 класса учреждений общего среднего образования. Ч.1 Минск. Белорусский республиканский литературный фонд. 2012г.
Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Литературное чтение: учебник для 3 класса учреждений общего среднего образования. Ч.2 Минск. Белорусский республиканский литературный фонд. 2012г.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». Москва, «Русский язык». 2005 г.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» Москва. РАН. 2001г.
http://muzofon.com/
http://newslab.ru/blog/30128
http://ru.wikipedia.org/wiki/
https://www.google.by/search?q
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
АЛЛИГАТОР – американский и восточноазиатский крокодил, отличается широкой мордой, а глаза расположены в верхней части туловища [6] .
БАОБАБ – дерево в Африке, которое живёт несколько тысяч лет и имеет очень толстый ствол (от 25 до 40 метров) [1, с. 47].
БАС – самый низкий мужской голос [4, с. 37].
БИВЕНЬ – выступающие наружу зубы, клыки [4, с. 47].
ВЕРЕЮШКА – верёвка [1, с. 8].
ВОЖЖИ – верёвки, пристёгиваемые к удилам лошади [3, т.1, с.224].
ГАЛОШИ - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости [4, с. 125].
ГОРОДОВОЙ – в царской России низший чин городской полиции [4, т.1, с.381].
ИСТОМА – чувство приятной расслабленности [3, т.3, с.185].
КАРЕТНИК – сарай для повозок [3, т.2, с.92].
КАРТУЗ – фуражка с козырьком [3, т.2, с. 94].
КЕДР – вечнозелёное хвойное дерево[4, с. 272].
КРЕМЕНЬ – камень, который раньше применялся для высекания огня [1, с. 68].
КУДЕСНИК – колдун [3, т.2, с.212].
ЛОЖЕ – место для спанья, постель (устар.) [4, с. 331].
МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА – масленицу называли самыми нелепыми и смешными прозвищами – кривошейка, обжора, обмануха для того чтобы вызвать смех [1, с. 14].
МГЛА – непрозрачный воздух от сгущающихся сумерек, темнота [4, с. 347].
МОВО, ТВОВО – моего, твоего [1, с. 8].
МОРОКА – утомительная неприятная работа [6].
НЕУЧТИВЫЙ – невежливый, непочтительный [4, с. 415].
ОБОЧИНА – боковая часть дороги [4, с. 435].
ОБРЯД – ряд определённых действий [1, с. 6].
ОЧИЩАТЬСЯ ОГНЁМ – считалось, что огонь избавляет от всего плохого [1, с. 17].
ПЕСЕННЫЕ ПРИБАУТКИ – маленькие сказочки в стихах [1, с. 4].
ПОВОДА – прикреплённые к удилам длинные ремни, которыми управляют лошадью [1, с. 8].
ПОДМАСТЕРЬЕ - помощник мастера, в ремеслах, мастерствах. [3, т.3, с.185]
ПРОПЕЛЛЕР – у самолетов, вертолетов, дирижаблей, аэросаней воздушный винт [4, с. 617].
РОГОЖА – грубая плетёная ткань [1, с. 14].
САЖЕНЬ - старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м) [4, с. 692].
САЛАЗКИ – ручные санки [3, с. 10].
СКИПИДАР – жидкость, растворяющая краску [1, с. 94].
СЫЗМАЛЬСТВА – с малых лет, с детства [6].
ТЕНОР – высокий мужской голос [4, с. 794].
ТЕРРАСА – летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию [4, с. 64].
ТАНОК – хоровод [3, т.4, с.390].
ТОМ – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания [4, с. 802].
УДИЛА – прикреплённое к ремням железо, которое с двух сторон вкладывается в рот лошади [1, с. 8].
УПРАВДОМ – управляющий домами [1, с. 94].
УШАТ – большое деревянное ведро с двумя ручками-«ушами», в отверстия которых продевается палка для подъёма, ношения [5].
ЧЕХАРДА – игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину [4, с. 883].
ШАБАШ – заканчивайте [1, с. 94].
Текст защиты работы (с мультимедийной презентацией)
Без знаний прошлого — нет настоящего
Наша работа посвящена знакомству с новыми для нас словами.
Мы читали художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса, находили слова, которые редко употребляются в современном русском языке и незнакомые нам слова.
Мы захотели найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Мы предполагали, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Сначала мы наметили план нашей работы:
выбрать из учебника по литературному чтению все слова, значение которых незнакомо и непонятно;
найти пояснение и иллюстрации к непонятным и незнакомым словам,
которые обозначают предметы или какие-то события;
провести анкетирование среди учащихся 5 –10 классов;
создать маленький «Толковый словарик незнакомых слов».
Слайды мы расположили в том порядке, в котором иду литературные произведения в учебнике. И сейчас предлагаем вам совершить небольшую экскурсию по страницам учебника «Литературное чтение»
Начали мы с раздела «Народное творчество» Мы узнали, что народное творчество имеет и второе название – фольклор, которое произошло от английского слова folklore , что значит «народная мудрость». Из народных песен мы выписали слова «мово, твово», а к словам «вереюшка» и «салазки» еще и подобрали картинки.
Там же были слова – удила, повода. Было к ним и объяснение. Но только картинка действительно показывает, что это такое. А, заодно, мы узнали и что такое уздечка – набор ремней на голове лошади.
Очень интересно было при знакомстве с народными праздниками. Мы нашли такие красочные картинки, и даже послушали праздничные песни.
А какая красивая песня «Купалинка»!
У нас в презентации только коротенькие отрывки народных песен, но, если Вы захотите, мы можем поделиться с вами – у нас они есть и полностью.
Потом мы читали сказки. И вновь встречаемся с незнакомыми словами – вдова, неучтивый, сызмальства. Слово «обочина» вроде бы знакомое, но мы всё-таки и к нему подобрали картинку.
А вот кедр уж точно в наших местах не растёт!
И слово «ложе» мы не знали. Оказывается, это просто постель. Но в сказке «Неведомый рай» мягким ложем оказался просто мох.
Сколько интересных сказок и стихов в замечательной стране «Вообразили» Но и там опять появляются непонятные слова, например, в стихотворении Б.Заходера «Моя Вообразилия» слово «кудесник».
А вот баобаб из стихотворения «Розовый слон»… Мы даже представить себе не могли, до чего же это огромное дерево!
Мы знаем много интересных игр. Но вот в чехарду, в которую играл Винни-Пух с Крошкой Ру, никогда не играли. А, заодно, мы узнали, что раньше играли в такие игры как «Казаки-разбойники», «лапта», «бирюльки»…
Оказывается, у пропеллера могут быть не только 3, как у Карлсона, но 2 или 4 крыла, которые называются «лопасти».
А еще, читая приключения Барона Мюнхаузена, мы узнали про необыкновенный камень «кремень», при помощи которого можно и огонь высекать и воду очистить и сделать лечебной. А еще древние люди из него делали ножи и оружие.
А в стране «Хохотании» мы не только от души посмеялись, но и послушали голоса великих певцов.
Кстати, теперь мы знаем, как выглядит картуз, что такое ушат.
Чем аллигатор отличается от других видов крокодилов
В рассказе Николая Носова «Федина задача» говорится про титулярного советника. Вот примерно так выглядел титулярный советник в форме.
И вот уже «Страна мудрых уроков». Теперь мы хорошо себе представляем, как выглядит пучина морская и даже послушать шум моря.
А, читая рассказ Сергея Вольфа « Век его не забуду», послушать Болеро Делиба.
А вот так выглядел городовой. Сейчас примерно такие же обязанности выполняет постовой милиционер.
И еще старая фотография, на которой мы видим мастера и его ученика – это подмастерье.
В рассказе Н.Г. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка» было много непонятных слов. Но теперь мы точно знаем, как выглядит сруб старого заброшенного колодца, что такое вожжи, жерди.
А вот так примерно так выглядела терраса богатого дома. Или каретник, в котором стояли повозки. Или «чёрный двор».
Еще с первого класса мы начали знакомство с рассказами Льва Николаевича Толстого. Теперь мы знаем, что такое усадьба, и как выглядела усадьба, в которой жил Лев Николаевич.
А вот так выглядела корабельная пушка и пушечное ядро.
А, видя эти картинки. Сразу вспоминаешь стихи Александра Сергеевича Пушкина:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит...
И… Только вёрсты полосаты попадаются одне...
Наша экскурсия по страницам учебника Литературного чтения в 3 классе окончена. Но мы увлеклись этой работой и продолжим её в следующем году.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно-
В огромном море – море слов
Купаться ежечасно.
А.Шибаев
Мы думаем, что значимость нашей работы состоит в том, что она помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом.
Результатами нашей работы сможем воспользоваться не только мы, но и те ребята, которые придут в 3 класс после нас. А если вам показалась интересной наша работа, мы с удовольствием поделимся этой презентацией.
18