«Осенний фестиваль знаний 2024»

Исследовательская работа "Наши учителя"

В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей - в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей - воспитатели и учителя. При этом понятие «воспитание» появилось значительно раньше понятия «обучение», это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВЕТИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЗАВЕТИНСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ











Проектно – исследовательская работа

«НАША ПАМЯТЬ!»









Выполнила:

Зверева Елена, ученица 5 класса

Руководитель:

Педагог дополнительного образования

Бочарова Ирина Владимировна

МБОУ Савдянская СОШ им. И.Т. Таранова

347442 Ростовская обл., Заветинский район,

хутор Савдя, ул. Молодежная д. 4 кв. 2







2016 год

Введение

В древние времена все люди, взрослые и дети на равных позициях принимали участие во всех сферах жизнедеятельности, что объяснялось необходимостью борьбы за выживание. Позже начала оформляться и укореняться новая сфера жизни людей - в определенной степени организованная передача знаний и умений новому поколению. Совершенствование общества и повышение уровня трудовой деятельности содействовало необходимости большей организации обучения и предоставление этого определенным людям. Так, постепенно формировалась определенная группа людей - воспитатели и учителя. При этом понятие «воспитание» появилось значительно раньше понятия «обучение», это объясняется тем, что осознание людьми наличие знаний и умений как определенной ценности произошло гораздо позже, чем потребность в адаптации детей к жизни в условиях окружающей среды, что первоначально являлось главной задачей воспитания.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации.

В настоящее время в педагогике происходят большие изменения, но, не смотря на это, большое влияние продолжает оказывать на становление молодых педагогов опыт старших поколений. Знания педагогов старшего поколения оказывают неоценимую помощь и поддержку новым учителям в их педагогической деятельности, в общении с детьми.

В жизни каждого человека педагог оставляет неизгладимый след и от него зависит, каким будет этот след, светлым, оставляющим приятные воспоминания на всю жизнь, или темным, вызывающим негативные эмоции.

Данная педагогическая работа направлена на изучение богатого педагогического опыта педагогов нашей школы, его значения в становлении молодых педагогов и учащихся.

Задачи:

  1. Кратко охарактеризовать историю педагогического наследия нашей школы.

  2. Раскрыть взаимосвязь педагогических поколений.

  3. Рассказать о жизни и педагогической деятельности учителя, сделавшего многое для нашей школы.

























История педагогического наследия нашей школы уходит своими корнями в прошлый век. На заре становления и формирования школьных традиций в хуторе Савдя работа учителей требовала полной самоотдачи. Фамилии многих из них хранятся в памяти потомков. Директора школы того времени являлись не просто руководителями, а в первую очередь воспитателями и наставниками. Они вели детей и педагогов сквозь трудности, лишения и тяготы жизни того периода. Их жизнь и педагогическая деятельность является непререкаемым примером, как для их современников, так и для воспитанников нового поколения. Одним из таких педагогов – наставников, сделавшим большой вклад в развитие нашей школы, являющимся примером для молодого поколения, посвятившим себя воспитанию детей, стала для нас Степаненко Надежда Ивановна.

Степаненко Надежда Ивановна родилась 30 апреля 1945года в селе Федосеевка Заветинского района Ростовской области, там же прошло все ее детство. Родители Надежды Ивановны были коренными жителями этой местности. Отец работал главным бухгалтером в совхозе, мать была разнорабочая, но долгое время работала водителем грузовых машин, комбайнером, трактористом. Отец прошел Великую Отечественную войну, став инвалидом. Было сложно, все работали не покладая рук. В семье было пятеро детей, но все любили друг друга и жили очень дружно. Кроме своих детей, родители Надежды Ивановны воспитывали еще семерых детей сестры. Детство, вспоминает Надежда Ивановна, было ярким, веселым. Но в тоже время дети во всем помогали отцу и матери.

В 1952году Надежда Ивановна пошла в Федосеевскую среднюю школу, где окончила семь классов, основное образование получала в Калмыкии. В школе самым сложным предметом, как рассказывает Надежда Ивановна, была математика. Она с благодарностью вспоминает своего учителя, Побединского Василия Яковлевича, который помогал ей в освоении этой далеко не легкой науки. Школу окончила хорошо, кроме математики, по всем предметам получила «отлично».

После окончания школы, Надежда Ивановна твердо решила получать профессию учителя. Сначала было педагогическое училище, затем заочное окончание шахтинского педагогического института, факультета истории.

Свой педагогический путь Надежда Ивановна начала в 1963году учителем младших классов на ферме №1, Заветинского овцесовхоза №19. Работа с детьми оказалась сложнее, чем представляла себе молодой педагог. Школа была малокомплектная, в такой школе с первого и до 4 класса вся работа по воспитанию, обучению и развитию детей ложились на плечи учителя. Для педагога, не имеющего опыт работы, это конечно оказалось очень сложным. Большую помощь в становлении себя как педагога Надежде Ивановне оказала Бойко Нина Андреевна. Именно она помогла познать азы такой сложной науки – учитель. Будучи ответственным и требовательным педагогом, она воспитала эти качества и в своей ученице.

В 1965году Таранов Иван Тарасович, будучи директором школы, предложил Надежде Ивановне переехать и приступись к работе в должности учитель истории и обществознания в Октябрьской средней школе. В этот же год у нее родился первый ребенок – дочь Лариса. Она согласилась. Работать приходилось в две смены, были моменты, когда хотелось все бросить и уйти, но сила воли и твердый характер не позволяли сдаться. Конечно было очень сложно, семья, ребенок, работа в две смены и заочное обучение в институте требовали полной отдачи.

В трудовом коллективе данной школы были люди, которые помогали Надежде Ивановне. Не только оттачивая ее трудовые навыки, но и формируя черты характера. С уважением и благодарностью она вспоминает директора школы Таранова Ивана Тарасовича, заместителя директора Самсоненко Анну Никитичну, Гетманскую Валентину Георгиевну. Эти люди вселяли уверенность в своих силах, надежду на успешную деятельность.

Кроме основной педагогической деятельности, Надежда Ивановна вела также и классное руководство. Найти общий язык с ребятами было очень сложно, по возрасту они отличались всего на 2-3 года. И построить дружеские отношения, не переходя черту приятельства, было сложным для молодого педагога. Вскоре Надежда Ивановна получила должность воспитателя - организатора. Все мероприятия: вечера, собрания, концерты, проводимые Надеждой Ивановной, были интересны и ей и детям, небольшая разница в возрасте позволяла разобраться в интересах детей, и строить работу направленную на развитие способностей этих ребят и поддержание их интереса к учебе. Деятельность воспитателя – организатора дала возможность Надежде Ивановне широко проявить свои творческие возможности. В течение 10 лет вместе со своими воспитанниками она ездила по ярким запоминающимся местам Советского союза и ближнего Зарубежья. От этих поездок остались фотографии, памятные подарки, теплые воспоминания и конечно бесконечная благодарность учеников.

В 1970 году родилась вторая дочь – Галина. Рождение своих детей, надежда Ивановна считает одним из наиболее ярких воспоминаний своей молодости.

В 1978г. Надежда Ивановна перешла на должность заместителя директора. Эти годы работы, под руководством Таранова Ивана Тарасовича, она вспоминает с теплотой и грустью. Именно этого человека она считает наставником с большой буквы. Именно он научил Надежду Ивановну отдавать работе всю себя, без остатка, но при этом требовать того же от других. Он показал, что главное в работе с детьми это честность, открытость, доброжелательность. Именно его пример дал возможность Надежде Ивановне стать тем педагогом, которого мы все любим и ценим.

После четырех лет работы заместителем директора школы, в 1982году на долгих семь лет Надежда Ивановна ушла на работу в администрацию, на должность председателя Савдянского сельского поселения. В этот период жизни было много хорошего и не очень. Родилась первая внучка Елена. Но, вспоминает Надежда Ивановна, она все время жила с чувством, что ей чего-то не хватает.

В 1989 году Надежда Ивановна вновь вернулась на работу в родную школу. Теперь уже на должность директора школы и учителя истории. В этой должности она проработала 12 лет. За этот период ею было сделано не мало. Но самым важным, по ее мнению, было признание ее заслуг учениками. Дети шли к ней со всеми своими проблемами, а она всегда находила время, чтобы поговорить с каждым. По воспоминаниям педагогов, работавших с ней в тот период ее педагогической деятельности: «Она вела школу твердой рукой, незаметно, ненавязчиво направляя коллектив, всегда ладила с детьми, они бегали за ней хвостиком».

В 2001 году Надежда Ивановна ушла на пенсию. По ее мнению, возраст уже не позволял вести руководящую деятельность с той твердостью, которая должна быть присуща директору.

Но в 2007 году работа вновь позвала Надежду Ивановну в стены родной школы. Сначала необходим был учитель истории, а затем коллектив решил, что лучше кандидата на должность заместителя директора им не найти. Так они уговорили Надежду Ивановну остаться. В настоящее время она занимает должность завуча. И хоть возраст дает о себе знать, Надежда Ивановна отдает все силы своей школе.

Трудовой путь этого педагога был долгим ярким и насыщенным. За долгую жизнь она получила множество наград, грамот, благодарственных писем. Была присвоено звание «Отличник народного образования».

Главной своей заслугой в жизни она считает своих воспитанников, их благодарность за вложенный труд, свою душу.

По мнению Надежды Ивановны, кто такой педагог-наставник, она говорит, что это человек, который в первую очередь не указывает на недостатки и ошибки, а направляет по жизненному пути.

Многие ее выпускников добились больших результатов в своей жизни. Они с благодарностью вспоминают детство и учебу под руководством этого педагога. В течении всей взрослой и сознательной жизни и до сих пор многие из них поздравляют Надежду Ивановну с праздниками, приходят в школу просто, чтобы пообщаться с ней, получить совет, поделится своими успехами и разочарованиями. Часть ее воспитанников пошла по ее стопам, став педагогами. Они не жалеют о сделанном выборе и мечтают, в своей трудовой жизни стать хоть частично похожими на своего наставника.























Заключение

Деятельность педагога имеет и положительные, и отрицательные стороны. Но награда за свой труд – признание твоих умений, опыта, знаний учащимися, потому что, именно взгляд ребенка, незамутненный бытовыми проблемами, не испытавший циничности современного мира может сказать, каким был наставник, какой вклад он внес в развитие личности каждого ребенка, в ком он оставил частичку себя. Художники, композиторы, скульпторы живут вечно в своих творениях, а педагоги живут в детях, которые благодаря их бессменному труду стали настоящими личностями. У каждого человека на этой земле есть учитель, которому он с любовью и благодарностью всегда скажет спасибо.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее