«Зимний фестиваль знаний 2025»

Исследовательская работа на тему: «Влияние радиации на человека и окружающую среду».

Исследовательская работа ученицы 9 класса. Тема работы "Влияние радиации на человека и окружающую среду"

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Томичи















«Влияние радиации на человека и окружающую среду».











Выполнила: ученица 9 класса Шмакова Екатерина

Проверила: Мальцева Елена Валерьевна, учитель физики















Томичи, 2019г



СОДЕРЖАНИЕ с



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..

2


Глава I. Теоретическая часть………………………………………………………………..

3


1.1 Что такое радиация?..........................................................................................................

3


1.2 Источники радиации…………………………………………………………………….

4


1.3 Влияние радиоактивного облучения на человека и окружающую среду……………

6


1.4 Радиологическая ситуация в стране……………………………………………………

7


1.5 Способы защиты от радиации………………………………………………………….

8


Глава II. Практическая часть………………………………………………………………..

10


Заключение…………………………………………………………………………………...

11


Список литературы…………………………………………………………………………..

12


Приложения………………………………………………………………………………….

13



































ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательского проекта «Влияние радиации на человека и окружающую среду» была выбрана мною не случайно. Эта тема во многом была выбрана из-за своей важности и актуальности для современного общества и человека! Наблюдая за новостями, происходящими в мире, я столкнулась с такой проблемой: Люди все чаще слышат слова «Ядерная энергетика, «Радиация», которые в большинстве случаев вызывают только опасение и страх. Что на самом деле мы знаем о радиации, которая нас окружает? Существуют ли способы борьбы с ней? Пытаясь найти для себя ответы на эти вопросы, мне захотелось изучить эту тему подробнее.

Цель проекта: исследовать влияние радиации на человека и окружающую среду.

Задачи:

1. Охарактеризовать радиацию;

2. Узнать, как радиация влияет на клетки живых организмов;

3. Рассмотреть способы борьбы и защиты от радиации;

4. Провести опрос среди учащихся школы

5. Сделать выводы из проделанной работы.

Объект исследования: радиация.

Предмет исследования: влияние радиации на человека и окружающую среду.

Гипотеза: информированность общества о влиянии радиации на организм поможет снизить количество людей, получающих облучение по незнанию.

Методы исследования:

  1. изучение и анализ специальной литературы и специализированных Интернет-ресурсов;

  2. сбор данных с помощью опроса (анкетирование), систематизация и анализ полученных данных;


Глава I Теоретическая часть

    1. Что такое радиация?

Если заглянуть в учебник физики, радиоактивность - это неустойчивость ядер некоторых атомов. Из-за этой неустойчивости происходит распад ядра, сопровождаемый выходом так называемого ионизирующего излучения, то есть радиации. Существует несколько видов радиации: альфа-частицы, бета-частицы, гамма-излучение, нейтроны и рентгеновские лучи. Первые три - наиболее опасны для человека.

Главная особенность радиоактивных превращений заключается в том, что они происходят самопроизвольно. Радиоактивные превращения протекают непрерывно и всегда сопровождаются выделением определенного количества энергии, которое зависит от силы взаимодействия атомных частиц между собой. На скорость протекания реакций внутри атомов не влияет ни температура, ни наличие электрического и магнитного полей, ни применение самого эффективного химического катализатора, ни давление, ни агрегатное состояние вещества.

Прибор для измерения эффективной дозы или мощности ионизирующего излучения за некоторый промежуток временит называется дозиметром. Само измерение называется дозиметрией.

Типы дозиметров:

1.Профессиональный.

Помимо измерения дозы излучения могут измерять активность радионуклида в каком либо образце: предмете, жидкости, газе и т. д. Дозиметры-радиометры могут измерять плотность потока ионизирующих излучений для проверки на радиоактивность различных предметов или оценки радиационной обстановки на местности.

2.Бытовой.

Недорогие индивидуальные дозиметры, которые измеряют мощность дозы ионизирующего излучения на бытовом уровне с не высокой точностью измерения— для проверки продуктов питания, строительных материалов и т. д.. Бытовые дозиметры в основном различаются по следующим параметрам:

- типы регистрируемых излучений — только гамма, или гамма и бета;

- тип блока детектирования ионизирующего излучения — газоразрядный счетчик (также известен как счетчик Гейгера, или усовершенствованный его аналог, счетчик Гейгера-Мюллера) или сцинтилляционный кристалл/пластмасса; количество газоразрядных счетчиков варьируется от 1 до 4-х;

- размещение блока детектирования — выносной или встроенный;

- наличие цифрового и/или звукового индикатора;

- время одного измерения — от 3 до 40 секунд;

- габариты и вес;



    1. Источники радиации

Есть два вида источников радиации. Один вид образуется в природе естественным путем (например, природный уран, торий, радон, радиоактивный калий, радиоактивный углерод, радий, полезные ископаемые, щебень, бетон и прочее). Земная кора содержит естественные радиоактивные элементы, создающие естественный радиационный фон. В горных породах, почве, атмосфере, воде, растениях и тканях живых организмов присутствуют радиоактивные нуклиды.

Другие источники радиации появились благодаря деятельности человека при ядерных испытаниях, работе атомных электростанций (АЭС), излучение электронных устройств. Это искусственные радиоактивные источники. Они находят применение в науке, медицине, промышленности.

Лишь недавно ученые поняли, что наиболее весомым из всех естественных источников радиации является невидимый, не имеющий вкуса и запаха тяжелый газ (он в 7,5 раза тяжелее воздуха) радон. Радон концентрируется в воздухе внутри помещений лишь тогда, когда они в достаточной мере изолированы от внешней среды. Герметизация помещений с целью утепления только усугубляет дело, поскольку при этом еще более затрудняется выход радиоактивного газа из помещения. Главный источник радона в закрытых помещениях – это грунт. Просачивающийся сквозь пол радон представляет собой главный источник радиоактивного облучения населения в закрытых помещениях. Концентрация радона в верхних этажах многоэтажных домов, как правиле ниже, чем на первом этаже. Исследования показали, что концентрация радона в деревянных домах даже выше, чем в кирпичных, хотя дерево выделяет совершенно ничтожное количество радона по сравнению с другими материалами. Это объясняется тем, что деревянные дома, как правило, имеют меньше этажей, чем кирпичные, и, следовательно, комнаты, в которых проводились измерения, находились ближе к земле – основному источнику радона.

В настоящее время основной вклад в дозу, получаемую человеком от техногенных источников радиации, вносят медицинские процедуры и методы лечения, связанные с применением радиоактивности. Одним из самых распространенных медицинских приборов является рентгеновский аппарат.

Источником облучения, вокруг которого ведутся наиболее интенсивные споры, являются атомные электростанции. В настоящее время они вносят весьма незначительный вклад в суммарное облучение населения. При нормальной работе ядерных установок выбросы радиоактивных материалов в окружающую среду очень невелики.

Но для здоровья немаловажна не только сила облучения, но и время воздействия.

Продукты - румяные яблочки, сладкие груши, спелая клубника, мясо, птица, дары леса - каждый год на городских рынках специалисты обнаруживают и изымают тонны заражённых продуктов. По результатам исследований, до 70% радиации, которая накапливается в организме, приходится на пищу и воду.

Детские игрушки - зайцы, машинки, медведи и прочие игрушки - не всегда лучший подарок для детей. Один из наиболее крупных скандалов произошел на московском рынке, где уровень партии плюшевых «друзей» в 20 раз превышал нормы излучения. Виной тому - некачественные краски и пластик с повышенным радиационным фоном либо хранение или производство на загрязненных территориях.

Украшения - любимый кулон или колье тоже могут представлять опасность: некоторые современные технологии обработки драгоценных камней подразумевают радиоактивное облучение. А ведь мы носим их каждый день!

Антиквариат - еще один потенциальный источник радиации. В 40 - 60 года игрушки, сувениры и украшения нередко покрывали специальным составом люминофором, в который входили радиоактивные элементы, а фужеры и рюмки «подкрашивали» путем пропускания гамма-лучей. Именно они придают прозрачному стеклу старых наборов тёмный оттенок.



    1. Влияние радиоактивного облучения на живые организмы.

Процесс воздействия на организм радиации называют облучением. Во время облучения негативная энергия радиации передаётся клеткам, меняя и разрушая их. Облучение может изменить ДНК, привести к генетическому повреждению и мутации, причём для этого достаточно одного кванта (частицы радиации). И чем выше уровень радиации, чем дольше воздействие, тем выше риск. На чёрном счету облучения ряд страшных и тяжёлых заболеваний: острая лучевая болезнь, всевозможные мутации в организме человека, бесплодие, нарушения в центральной нервной системе, иммунные заболевания, нарушения обмена веществ, инфекционные осложнения, раковые опухоли.

По результатам независимых исследований профессора Гофмана (1994), заболевания способны вызывать даже малые дозы радиации. Бич нашего времени, онкологические заболевания, ежегодно уносят жизни почти 8 миллионов человек по всему миру, и это страшное число непрерывно растёт. По прогнозам врачей, если ситуация не изменится, уже к 2030 году от рака ежегодно будет умирать 17 миллионов жителей нашей планеты.

Поглощаемые животными вместе с кормами и зеленой массой радионуклиды стали причиной того, что у крупного рогатого скота и свиней отмечались нарушение полового цикла, снижение плодовитости, возрастание числа патологических явлений и т.д.

Живые организмы обладают различной радиорезистентностью, т.е. устойчивостью к воздействию ионизирующих излучений. В целом она снижается по мере усложнения органического мира: максимальна у низших организмов (мхи и лишайники) и минимальная у высших ( человек, животные). Исследования показали, что наиболее радиочувствительные растения хвойных пород ( сосна погибает уже при дозе 600 рад), а устойчивость лиственных деревьев ( березе, осина, ива, дуб и др.) в 10-15 раз выше по сравнению с хвойными. После Чернобыльской аварии в 30-километровой зоне в почвах резко сократилась численность дождевых червей, однако, к 1989г. Их популяция полностью восстановилась, вероятно, благодаря размножению радиорезистентных особей. За тот же период и популяция рыжей полевки восстановила свои потери. Это дает основание считать, что отдельные виды живых организмов перешли на качественно высокий уровень резистентности, который объясняется как проявление «прогрессивной эволюции» в приспособлении к ионизирующей радиации.



    1. Радиологическая ситуация в стране

Как обстоит дело с радиацией в различных российских регионах? Если кратко, то неровно. Есть практически «чистые» области, а есть те, где ситуация на грани.

Один из самых известных городов – Брянск. В городе еще слышны отголоски чернобыльской трагедии. Радиация в Брянской области сохраняется, но уже не на столь опасном уровне. Продукты, выращенные в области, можно есть без опаски, хотя многие до сих пор не рискуют. Однако, по подсчетам специалистов, чтобы нанести существенный вред здоровью, человек должен съесть около 16 кг грибов, выросших в брянских лесах. Радиация в Брянской области сходит на нет.

Что касается Центрального региона, то радиационная обстановка в Московской области в целом считается благополучной.

В Челябинской области ситуации сложная. Там загрязнение превышает предельно допустимые нормы.

Присутствует радиоактивное загрязнение в Тульской, Тверской, Калужской, Владимирской областях (отголоски взрыва на ЧАЭС). Уровень радиации на большинстве территорий серьезных опасений не вызывает.



1.5 Способы защиты от радиации

Несмотря на высокую опасность, которую несет в себе практически любой источник радиации, методы защиты от облучения все же существуют. Все способы защиты от радиационного воздействия можно разделить на три вида: время, расстояние и специальные экраны.

1) Защита временем.

Смысл этого метода защиты от радиации заключается в том, чтобы максимально уменьшить время пребывания вблизи источника излучения. Чем меньше времени человек находится вблизи источника радиации, тем меньше вреда здоровью он причинит. Данный метод защиты использовался, к примеру, при ликвидации аварии на АЭС в Чернобыле.

2) Защита расстоянием.

Если Вы обнаружили вблизи себя предмет, являющийся источником радиации, необходимо удалиться от него на расстояние, где радиационный фон и излучение находятся в пределах допустимых норм. Также можно вывести источник радиации в безопасную зону или для захоронения.

3) Противорадиационные экраны и спецодежда.

В некоторых ситуациях просто необходимо осуществлять какую-либо деятельность в зоне с повышенным радиационным фоном. Для этого были разработаны средства индивидуальной защиты от радиации. Они представляют собой экраны из материалов, которые задерживают различные виды радиационного излучения и специальную одежду.

На случай катастроф, подобных чернобыльской, или терактов с использованием радиоактивных веществ, в США созданы гели и пены, способные впитывать радионуклиды с различных поверхностей. В основе этих чистящих средств те же полимеры, которые применяются в детских подгузниках. Пена, за полчаса поглощает с бетонных поверхностей более 98% радиоактивных изотопов.


Рекомендации по снижению радиационного фона в быту:

— Чаще проветривайте помещения, особенно маленькие.


— Чаще бывайте на свежем воздухе.


— Долго не говорите по сотовому телефону, используйте громкую связь.


— Находитесь как можно дальше от экрана телевизора или включенной микроволновки.


— Отремонтируйте помещение, а если нет такой возможности, чаще делайте влажную уборку.


— Сочетайте занятия в классе с отдыхом (или физкультурой) на улице.

Больше всего от радиации страдают половые органы, молочные железы, костный мозг, легкие, глаза. Поэтому некоторые врачи рекомендуют лишь в случае острой необходимости обследоваться на медицинских рентгеновских аппаратах: не чаще одного раза в год.

Не редкость случаи, когда общеупотребительные предметы оказывались сильно излучающими. Часы с самосветящимся циферблатом — тоже источник «рентгенов», а уран могут использовать для придания блеска искусственным фаpфоpовым зубам.

Для очистки организма от радионуклидов должны выполнять следующие условия. Если вы опасаетесь радиации, то можно ввести в свой ежедневный рацион морепродукты. Чтобы защитить себя от радиации в обычной жизни, избегайте потребления в пищу неизвестно как выращенных ранних овощей.

Ежедневно в меню надо включать салаты из сырых овощей – моркови и красной свеклы, капусты, сладкого перца,- заправленные нерафинированным подсолнечным маслом или сметаной или соком лимона. Красный пигмент овощей и фруктов, подсолнечное масло являются энтеросорбентами и способствуют выводу из организма радиоактивных элементов. Железо, содержащиеся в яблоках, способствует очищению крови.

Следует также использовать подсолнечное масло утром после чистки зубов, тщательно полоская полость рта (до появления пены) для дезинфекции, ликвидации воспалительных процессов десен и горла и обволакивания микробов и вирусов, попавших в полость рта. После этого масло следует выплевывать, не глотая.

Чеснок, по рекомендациям доктора Гейла, следует употреблять в качестве энтеросорбента, впитывающего и выводящего радиоактивные элементы из организма. Зубчик чеснока ( без хлеба) употребляют утром натощак за час до еды и вечером через два часа борьбы с дисбактериозом ( если нет врачебных противопоказаний по другим болезням).

Хорошим энтеросорбентом и радиопротектором является белая фасоль, содержащая около 12,5℅ железа. В ней много микроэлементов и витаминов. Из неё можно готовить первые и вторые блюда, но вводить в питание постепенно – из – за сильного метеоризма кишечника.





Глава II. Практическая часть


Мною было проведено анкетирование среди обучающихся школы с 7-11 класс, я получила следующие результаты:

На вопрос «знаете ли вы, что такое радиация?» 78% обучающихся ответило «да», не знают, что такое радиация 20% опрошенных.

Отсюда следует, что не всем обучающимся школы известно о радиации.

На вопрос «знаете ли вы, как радиация влияет на человека и природу?»- ответило да-86% опрошенных, нет-16%.

Отсюда следует, что большинство учащихся знают, что радиация приносит вред человеку и окружающей среде.

На вопрос «слышали вы о Чернобыльской АЭС?» 84 % респондентов ответили да, 24 нет.

Большинство учеников нашей школы знает про Чернобыльскую АЭС.

92% обучающихся нашей школы считают, что радиация опасна для живых организмов, 8% считают, что вреда она не приносит.

На вопрос «где, по вашему мнению, радиоактивных веществ больше всего, обучающиеся ответили следующим образом:

В воздухе-35% опрошенных.

В продуктах питания – 10%

В почве-50 % респондентов.

В воде-10%

Вывод: исследование показало, что мои одноклассники и друзья, знают что такое радиация, как она влияет на человека и природу. Большинство слышало про Чернобыльскую АЭС. Почти все учащиеся знают, что радиация опасна. Большинство опрошенных считают, что радиации больше всего в почве











Заключение

Проделав определенную работу по исследуемым мною источникам, я поняла, что отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома. С одной стороны, имеются опасности, о существовании которых люди часто и не подозревают и которые поэтому, к сожалению, почти не привлекают к себе внимания. С другой стороны то, что слишком хорошо известно, перестает вызывать страх.

Итак, гипотеза исследования подтвердилась, информированность общества о влиянии радиации на организм поможет снизить количество людей, получающих облучение по незнанию.

В процессе анализа отрицательных последствий радиации я пришла к следующим результатам:

1. Я смогла объективно оценить степень опасности радиоактивного излучения;

2. Обобщила наиболее известные сведения о радиации, дозах облучения, их эффекта и опасности для населения от всех известных источников ионизирующих излучений;

3. Получила знания, которые позволяют избежать большинства отрицательных воздействий радиации на организм человека и тем самым сберечь свое здоровье, здоровье своих близких и многих других людей;



















Список литературы:


1. Гусаров И.И., Дубовской А.В. Радонотерапия и радиационный гормезис // Мед. радиол. и радиац. безопасность.-1999

2. Кэбин Э. Радиация. Опасности реальные и ложные. Попытка популярного изложения актуальных проблем радиационной экологии.

3. И. Я. Василенко, О. И. Василенко. Радиационный риск при облучении в малых дозах ничтожно мал.

4. Интернет - ресурсы.

www.forbes.ru

www.narod.ru

www.izwestija.ru
























Приложение 1

Опрос обучающихся МОАУ СОШ села Томичи с 7-11 класс.


Приложение 2




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее