Исследовательская работа на тему:
«Компьютер – друг или враг?»
Актуальность темы.
С экрана телевизора, от родителей я часто слышу, что компьютерные игры бесполезны и вредны, компьютерные игрушки отнимают много драгоценного времени, отвлекают от учебы и общения со сверстниками. Но мне всегда казалось, что это ужасно интересно, развивает память, занимает в свободное время. Я решила изучить этот вопрос. Исследование я начала с изучения теории; узнала историю возникновения компьютера и компьютерных игр. Спросила мнения специалистов, в частности своей мамы, так как она медицинский работник. Среди учеников нашей школы провела опрос с целью узнать их мнение о пользе и вреде компьютерных игр. Некоторые родители запрещают детям играть, другие родители вовсе не смотрят, во что именно играет их дети. Выяснив эти интересные факты, я решила больше узнать о компьютерных играх.
У меня возникла проблема:
Я хочу узнать - о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на детский организм.
На сегодняшний день этот важный вопрос особенно актуален. У детей резко ухудшается зрение, обостряются заболевания. Это происходит потому, что школьники слишком много времени проводит за компьютером. Влияния компьютера на организм ребенка – актуальнейшая проблема современности.
Цель моего исследования:
- выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на здоровье человека,
- ответить на вопрос: компьютер – это добро или зло?
У меня возникло два предположения:
компьютер – это хорошо, так как помогает в учёбе, развивает детей и
компьютер – это плохо, так как вредит здоровью детей.
Участники проекта:
автор проекта: Алхасова Бурлият, ученица 4 класса,
руководитель проекта: Гереева В.А., учитель русского языка и литературы.
Задачи:
Для того, чтобы раскрыть цель исследования, я поставила перед собой следующие задачи:
узнать, какую пользу и какой вред несёт для детей компьютер
узнать, как правильно организовать рабочее место за компьютером
какие правила безопасного поведения должны соблюдаться
Для исследований я выбрала компьютерные игры, так как они наиболее распространенные, а ещё потому, что мнения родителей и детей о пользе и вреде расхожи.
Чтобы ответить на поставленные вопросы:
1.Мы с мамой воспользовались возможностями сети Интернет, нашли нужную информацию.
2.Вместе с учительницей мы составили вопросы анкеты для учащихся и провели анкетирование.
3.Научилась обрабатывать полученные данные при анкетировании.
Основной этап:
Вред и польза компьютерных игр.
История возникновения компьютера.
Слово 'компьютер' означает 'вычислитель', то есть устройство для вычислений. Первым счётным прибором древности стал абак, в переводе «пыль» или «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определённом порядке камешки и, чтобы они не скатывались, посыпали доску песком. Постепенно «вычислительные машины» усовершенствовались. Косточки для счёта нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку. Получились счёты. В 17 веке замечательный французский учёный Паскаль изобрёл первую счётную машинку, которая называлась арифмометр. Идея создания компьютера появилась у двух физиков из американского штата Айова. Это были Джон Атанасов и Клиффорд Берри. Они занимались созданием компьютера с 1937 по 1942 годы. Это и был самый первый компьютер.
Кто создает компьютерные игры?
Создание компьютерных игр - совсем не детская забава. В крупной фирме игру создают не один и не два человека. В коллективе разработчиков должен быть дизайнер игры, программисты, художники и даже композиторы. Основная роль в команде принадлежит дизайнерам. Компьютерный художник умеет рисовать не на холсте, а на экране. Компьютерный художник работает не кистью, а мышью. Компьютерные композиторы еще более редкие профессионалы. Они должны разбираться в различных звуковых платах и уметь использовать поставляемые с ним программы.
Виды компьютерных игр.
В магазине огромное количество компьютерных игр для детей всех возрастов, характеров и интересов.
Компьютерные игры делятся на:
спортивные игры;
головоломки-игры;
логические игры;
азартные игры абсолютно бесполезны и часто малоинтересны;
«стрелялки»- примитивные боевые игры;
экономические;
тренажерные игры;
военные игры;
обучающие игры;
приключенческие игры;
ролевые игры.
Итак, в мире компьютерных игр можно найти что угодно, есть там и такие, без которых ребёнок смог бы прекрасно обойтись: они содержат сцены насилия, герои этих игр ругаются матом, и прочий кошмар. Конечно, такие игры просто-напросто не являются детскими. И ограждать от них детей надо так же, как от подобных фильмов и передач по ТВ.
Мнение медицинских работников о вреде пользе компьютерных игр.
В наши дни мало кто сомневается, что работа на компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. Так считает и моя мама. Она медицинский работник и думает о том, чтобы все люди были здоровыми. Но мало у кого возникает мысль отказаться от работы на компьютере ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от компьютера заметно больше чем вреда. Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной привлекательности.
А какой же вред приносит долгое просиживание за компьютером?
Особенно опасно влияние электромагнитных излучений, ухудшение зрения, нарушение психики, заболевания мышц и суставов. Разберем подробнее эти нарушения, объясним их появление и меры борьбы с ними.
Вот основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
сидячее положение в течение длительного времени;
От длительного сидения за компьютером развивается переутомление мышц, нарушается местное кровообращение, развивается дистрофия.
перегрузка мышечного аппарата рук;
Может быть искривление позвоночника, боли в пояснице и в основании шеи. Они могут привести к болезням вен и суставов конечностей. Повышается утомляемость, снижается работоспособность.
Электромагнитное излучение увидеть невозможно, а представить не каждому под силу, и потому нормальный человек его почти не опасается. Одним из наиболее распространенных источников электромагнитного излучения является компьютер. Наибольшее излучение не со стороны монитора, а со стороны задней стенки.
утомление глаз, нагрузка на зрение;
Ухудшение зрения от работы за компьютером происходит практически у каждого человека. Происходит нехватка в организме витамина «А» так как компьютер (при неправильном использовании) повышает потребность глаз в витамине "А". Появляются симптомы зрительного утомления: покраснение глаз, зуд, боли, чувство тяжести, головные боли, головокружение, нарушение сна. Кроме того, могут возникнуть и более серьезные нарушения как снижение остроты зрения
стресс при потере информации;
Самым уязвимым местом пользователя компьютера являются нервы. Мерцание экрана сильно напрягает нервную систему, шум вентиляторов, большой поток информации расшатывает нервы, появляется раздражительность.
Польза компьютерных игр:
Компьютерные игры развивают у ребенка:
быстроту реакции;
мелкую моторику рук;
визуальное восприятие объектов;
память и внимание;
логическое мышление;
зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка:
классифицировать и обобщать;
аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
добиваться своей цели;
совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере - это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или складывать цифры. А если в конце игры ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Опрос учеников нашей школы.
После того, как я убедилась, что не все компьютерные игры для нас полезны, я решила узнать, а что думают ученики нашей школы о пользе и вреде компьютерных игр и в какие игры они играют. Я приготовила анкеты с вопросами 26 ученикам нашей школы. Анкеты были обработаны и я увидела отношение всех учеников к компьютерным играм.
Вот результаты опроса.
1.У тебя дома есть компьютер?
Да -10 человек
Нет- 16 человек
2. Как часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию?
Часто-5 человек
Редко-21 человек
3. Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да – 26 человек
4.Какие твои любимые игры?
Гонки- 7 человек
Стрелялки –5 человек
Бегалки – 4 человека
Обучающие – 5 человек
Стратегие- 1 человек
Поиск предметов – 4 человек
5. Сколько времени ты тратишь на игру?
Менее 30 мин – 17 человек
2 часа – 5 человек
Более 2-х часов –4 человек
6.Как ты заканчиваешь играть?
Сам – 21 человек
Прерывают родители – 5 человек
Вывод по опросу:
Ученики нашей школы понимают, что часто нельзя играть в компьютерные игры. Многие играют менее одного часа за сеанс.
Почти все осознают, что играть в компьютерные игры долго и в агрессивные игры – это вредно.
Видят все проблемы со здоровьем из-за долгого просиживания перед экраном компьютера.
Ученики школы играют с разрешения родителей в компьютерные игры.
Родители контролируют, во что играют их дети.
Рекомендации для родителей.
Я предлагаю рекомендации для родителей, потому что их контроль за детьми необходим для того, чтобы компьютер из друга не превратился во врага.
Предлагайте ребенку только качественную продукцию соответствующую его возрастным и индивидуальным возможностям.
Прежде, чем предложить ребенку поиграть в новую игру, просмотрите сами все задания, оцените их с точки зрения интересов, навыков, знаний своего сына или дочери.
Для обеспечения контроля и личностного общения участвуйте в игре вместе с ребенком.
Соблюдайте возрастные и психолого-педагогические ограничения в использовании компьютерных игр.
Категорически нежелательно допускать неограниченной по времени самостоятельной игры. Ребенок может играть не более 15-20 минут 2-3 раза в неделю.
Чтобы игра имела действительно обучающее действие необходимо участие взрослого, который поясняет, комментирует ребенку задания, поддерживает его мотивацию. Кроме того, как в любой игре у ребенка обязательно должен быть партнер, товарищ и не только виртуальный, а реальный близкий человек.
Кроме того, только присутствуя при игре, Вы можете реально оценить, насколько ребенок перевозбуждается и устает во время игры. Нежелательно использовать компьютерные игры раньше 5-6 летнего возраста.
Заключение
Мы живём в эпоху информационных технологий. Отлучить нас – детей от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Учёные доказали, что при работе за компьютером, вырабатывается умение быстро принимать решения и не теряться, когда происходит сбой и на экране появляется не то, что ожидал, которое поможет при решении более сложных задач. А детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы мы выполняли те правила, которых придерживаетесь вы наши родители, сидя за компьютером.
Данное исследование доказало, что компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера на организм пользователя. Но вопросы о вреде и пользе компьютерных игр для детей, это такие вопросы на которых не существует однозначных ответов. Совершенно очевидно одно - все хорошо в меру. Компьютерные игры могут приносить вред, если ребенок сидит за ними целыми днями, не отрываясь ни на что другое, портя свою осанку, зрение и нервную систему. При разумном же подходе, польза от детских компьютерных игр может быть явной: ведь одни игры – это лучший способ расслабиться, другие развивают у детей скорость реакции и логическое мышление, третьи – дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
Мы пришли к выводу, что «общение» с компьютером необходимо, полезно в работе, облегчает поиск и работу с информацией, но требует жесткой установки рабочего времени и выполнения санитарных правил. Это важно, чтобы уменьшить отрицательное воздействие компьютера на детский организм.
Не нужно бояться умных машин,
Ведь пользу большую несут они в жизнь.
"Лишь ты позаботься о личном здоровье", –
Такие компьютер нам ставит условия.
Список литературы
Научно-методический журнал «Начальное образование» №2 2008
Методическая газета «Начальная школа» №1 2011
Интернет ресурсы