«Осенний фестиваль знаний 2024»

Исследование о реконстркуторах в Сибири

Более глубокий анализ исторической реконструкции в Сибири. Это молодое направление в идеальной перспективе должно взаимодействовать со школами, популяризируюя иторию.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



А.И. Дик, В.О. Федяева


Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского


Визуальная репрезентация европейского средневековья в виртуальной реконструкторской среде (на материалах клубов исторической реконструкции Западной Сибири)

В статье рассматривается визуальная репрезентация европейского средневе- ковья в виртуальной реконструкторской среде, представленной официальными сообществами клубов исторической реконструкции (КИР) в социальной сети

«ВКонтакте». Основным предметом изучения стали группы «ВКонтакте» КИРов Омска, Новосибирска, Томска и Тюмени. Предлагается краткая характеристика реконструкторского движения в Западной Сибири. Авторами были изучены ви- зуальные материалы, представленные в группах, на основании которых форми- руется образ средневековья, воссоздаваемый реконструкторами, и образ самого движения исторической реконструкции (ДИР). Научная новизна данного иссле- дования обусловлена введением в оборот новых источников, позволяющих дать оценку ДИР.

Ключевые слова: историческая реконструкция, репрезентация средневековья, визуальные источники, Средние века, клуб исторической реконструкции.



Движение исторической реконструкции (ДИР) стало предметом науч- ного изучения относительно недавно, что объясняется молодостью само- го исследуемого явления. Ученые придерживаются разных, порой весьма крайних позиций относительно времени начала возникновения ДИР в мире в целом и в России в частности. Однако на сегодняшний день мы обладаем большим количеством исследований, затрагивающих отдель- ные аспекты ДИР. На наш взгляд, в данном случае уместно разделить все работы на отечественные и зарубежные, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, ДИР в Европе и США зарождается в 1960-е гг. Приблизительно с этого времени берет начало и научное осмысление дан- ного феномена. В России же ДИР начинает оформляться позже (по разным оценкам, это происходит в 1980-е или 1990-е гг.), как, соответственно, и его изучение. Во-вторых, зарубежные и отечественные ученые исследуют раз- ные стороны реконструкторства.

Оценка зарубежной историографии ДИР была дана В.К. Донской в

2013 г. С ее точки зрения, «историографию по данному вопросу можно




  • Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект

№ 17-31-00021.


условно разделить на несколько групп по характеру отношения к движе- нию исторической реконструкции:

  1. антропологическая реконструкция;

  2. проживание исторической роли;

  3. живая история;

или по степени реализации реконструкции:

  1. теоретическая реконструкция;

  2. практическое воплощение;

  3. массовая реконструкция» 1.

В.К. Донская рассматривает основные работы, являющиеся знако- выми для зарубежной историографии ДИР. Таковыми, по ее мнению, являются труды Р. Коллингвуда, Дж. Мак Милана, У. Дарлимпла, В. Тернера, Р. Шехнера и др. Автор представляет различные позиции американских и европейских исследователей относительно истоков ДИР и перспектив его развития. Так, отмечается, что ДИР в Европе бе- рет свое начало как из экспериментальной археологии, так и из движе- ния ролевых игр («толкинисты» и пр.), в то время как в США первые реконструкторские фестивали были посвящены воссозданию событий Гражданской войны в США, т. е. изначально имели под собой конкрет- ную историческую основу. В целом, В.К. Донская приходит к выводу о недостаточной изученности зарубежной историографии вопроса в России в силу непонимания роли исторической реконструкции в качестве обу- чающего процесса.

Если говорить об отечественной историографии ДИР, то можно обо- значить несколько основных тем, которые находятся в центре внимания исследователей:

  1. ДИР как социокультурный феномен;

  2. ДИР как инструмент патриотического и гражданского воспитания;

  3. ДИР как субкультура;

  4. социологические аспекты изучения ДИР: в данную группу входят работы, рассматривающие т. н. социальный портрет участника российско- го ДИР (возраст, пол, профессиональная принадлежность и пр.), а также конкретные клубы исторической реконструкции (КИР);

  5. историография ДИР.



1 Донская В.К. Зарубежная историография движения исторической реконст- рукции // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11449 (дата обращения: 20.07.2017).


Следует понимать, что данное разделение весьма условно и сложно найти работы, которые бы рассматривали исключительно феномен ДИР без анализа его воспитательного аспекта и пр. Но, на наш взгляд, пер- вая из обозначенных групп является самой обширной, так как предпо- лагает междисциплинарность исследований. Иллюстрацией может вы- ступить диссертация И.В. Глухарева «Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен» 2. В данной работе осуществлены первые попытки теоретизации деятельности военных реконструкторов. Одним из рассматриваемых аспектов стал вклад дви- жения военно-исторической реконструкции в военно-патриотическое воспитание молодежи.

Рассмотрение ДИР как субкультуры представлено в исследованиях Н.С. Божка 3. Его работы содержат значительный массив данных о ДИР, основанный на методе интервьюирования. Исследователь рассматривает корреляцию ДИР с литературой, а также анализирует, чем обусловлена привлекательность ДИР.

Социологические аспекты реконструкторского движения были изучены Д.В. Ткаченко 4 и Д.М. Кореневым 5.

Среди важнейших работ отечественных исследователей необходимо выделить публикации В.К. Донской, помимо зарубежной историографии изучающей проблемы формирования социальной структуры и организа- ционные основы ДИР. Также она рассматривает историографию движе- ния военно-исторической реконструкции на примере Волго-Вятского региона 6.


Казалось бы, приведенные выше исследования включают рассмот- рение наиболее важных аспектов ДИР, которые позволяют оценить его с разных сторон. Но одна сфера, которая на сегодняшний день играет значительную роль, остается наименее изученной. Это интер-

2 Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокуль- турный феномен: дис. … канд. культурол. наук. М., 2000. 132 с.

3 Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодеж- ной культуры: дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2013. 156 с.

4 Ткаченко Д.В. Социологические аспекты движений исторической реконструк- ции // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 2 (27).

С. 192–197.

5 Коренев Д.М. Социальные аспекты движения исторической реконструкции //

Вестник ОрелГИЭТ. 2009. № 4 (10). С. 133–136.

6 Донская В.К., Широков О.Н. Историография движения исторической реконст-

рукции на примере Волго-Вятского региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 15–19.


нет-ресурсы, т. н. виртуальная среда, которая выступает одним из главных инструментов привлечения новых участников и средством коммуникации внутри движения. Несмотря на значимость этой облас- ти, ее изучение до сих пор представляет собой лакуну. Как правило, в научных исследованиях интернет-ресурсы выступают в качестве вспомогательного источника, в то время как визуальные материалы, содержащиеся там, безусловно, сами по себе представляют интерес. Актуальность и научная новизна настоящей статьи обосновывается стремлением заполнить эту лакуну в знании, а также воссоздать те образы средневековья и ДИР, которые транслируются клубами медие- вальной направленности в виртуальной среде. Не случаен и выбор тематики исследуемых КИРов. По данным опроса в социальных сетях, проведенного в 2016 г., из 676 респондентов 85,1 % (576 человек) проголосовали за различные периоды средневековья как за наиболее интересную для исторической реконструкции эпоху 7.

На сегодняшний день в Омске, Новосибирске, Томске и Тюмени действуют 11 КИРов медиевальной направленности 8. Почти каждый из них имеет свою группу или сообщество в социальной сети «ВКонтакте», где участники выкладывают различные материалы, посвященные ре- конструируемому клубом периоду. Так, в Омске насчитывается четыре клуба, занимающихся европейским средневековьем: «Братина», «Орден Святого Георгия», «Тевтонский орден», «Ulffang» (Волчий Клык). Одна- ко «Тевтонский орден» не имеет отдельного сообщества в «ВКонтакте». Новосибирск представлен тремя КИРами данной тематики: «Дом Орде- на св. Иоанна Иерусалимского», «Северный берег», «Бер». Томск на просторах Интернета отражен в сообществах клубов «АБО» и «Дор- тмунд», а также объединенной группе «Историческая реконструкция в Томске». КИРы медиевальной направленности в Тюмени клубы

«Ильвинг» и «Мидгард».

Разумеется, каждый из клубов реконструирует вполне определенную и ограниченную часть «темных веков». Данные об этом представлены в таблице ниже.






7 Дик А.И. Движение исторической реконструкции в г. Омске: зарождение и развитие // Древность и средневековье: вопросы истории и историографии. Омск, 2016. С. 183–187.

8 По материалам сайта «ВКонтакте».


Таблица 1

Реконструируемые КИРами Западной Сибири страны и периоды Средневековья



№ п/п

Город

КИР

Реконструируемая страна

Реконструируемый период

1







Омск

«Братина»

Русь, Европа

XIII–XV вв.




2


«Орден Святого Георгия»

Военные реконструкции воинств Центральной и Северной Европы (Германия, Англия,

Скандинавия)




3

«Тевтонский орден»

История Тевтонского ордена

4

«Ulffang»

Исландия

X в.



5





Новосибирск

«Дом Ордена св. Иоанна

Иерусалимского»

Западная Европа

(орден Св. Иоанна –

госпитальеры)



XII в.



6

«Северный берег»



Раннее средневековье

(эпоха викингов)

7

«Бер»

Русь Гуситские войны

IX–XI вв. XV в.

8



Томск

«АБО»

Шведские территории в Финляндии

1285–1326 гг.,

1363–1386 гг.

9

«Дортмунд»

Дортмунд, Германия

кон. XIV–нач. XV в.

10



Тюмень

«Ильвинг»

Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия

VIII–XI вв.

11

«Мидгард»

Древняя Русь и Скандинавия

Раннее средневековье


Составлено по: Социальная сеть «ВКонтакте».


Как следует из таблицы, в целом, КИРы Западной Сибири реконструируют раннее и классическое средневековье Северной и Центральной Европы. Сред- невековая Русь также представлена в реконструкторском движении, однако лишь вполне конкретным ее периодом IX–XI вв., т. н. «эпохой викингов». В данном исследовании мы предпочитаем не проводить демаркационную


линию между КИРами по принципу «living history» и исторический средневе- ковый бой, так как элементы и того и другого обычно сосуществуют в каждом из клубов, хотя и в неравной степени. Более полезным для нашего исследова- ния представляется разделение участников ДИР и всех интересующихся им, предложенное Д.В. Ткаченко. Он весьма удачно разделил социум по степени участия или вовлеченности в историческую реконструкцию на элиту, массу и публику, включая в состав последней организаторов, зрителей и «сочувст- вующих»: «Они ничего не делают как реконструкторы, но они во многом обеспечивают общественный резонанс реконструкторскому движению, а так- же представляют собой среду, откуда идет пополнение движений» 9. Именно публика и является реципиентом тех материалов, с которыми можно ознако- миться в интернет-сообществах КИРов.

Обратимся непосредственно к данным. Общая сумма всех фотоальбо- мов групп КИРов в «ВКонтакте» – 230. Из них 72,2 % (166 альбомов) фик- сирует жизнь КИРов, а оставшиеся 27,8 % (64 альбома) представляют соб- ственно материалы о Средних веках. Все фотоматериалы можно разделить на тематические блоки. Первая группа освещает две неравные составляю- щие жизни клуба – мероприятия (фестивали, турниры и т. п.) и подготовку к ним (тренировки, изготовление костюмов и вооружения), то есть, по су- ти, хронику событий. В то время как меньшая группа – визуальные источ- ники, посвященные средневековью, – охватывает большее количество тем:

  1. Внешний вид средневекового жителя (украшения, одежда, обувь);

  2. Средневековые профессии;

  3. Средневековое оружие;

  4. Устройство военного лагеря (шатры, планировка);

  5. Отсканированная научная и научно-популярная литература, посвя- щенная реконструируемому периоду;

  6. Средневековая литература с гравюрными изображениями;

  7. Средневековые скульптуры;

  8. Средневековые лодки;

  9. Средневековые карты;

  10. Реконструкторский фольклор (например, комиксы по теме у КИРа

«Або»).

Следует отметить, что фотоматериалы, отражающие жизнь клуба, не отличаются разнообразием. Как правило, КИРы выкладывают фотоотчеты с фестивалей и различного рода мероприятий. Подобная фотохроника не является специфичной у каждого из клубов, так как КИРы медиевальной



9 Ткаченко Д.В. Социологические аспекты движений исторической реконструк- ции… С. 192–197.


направленности встречаются на нескольких крупных фестивалях, таких как «Абалакское поле», «Княжий двор», «Щит Сибири», «Сибирский огонь» и пр. Наиболее часто камера фиксирует моменты турниров – того самого исторического средневекового боя, который является основным направлением деятельности некоторых клубов. Реже в кадр попадают эпи- зоды воссоздаваемого быта с участием средневековых горожан и прекрас- ных дам. По сути, реконструктор на этих фото равен рыцарю. И образ

«темных веков», представленный на таких фотографиях, – это образ воин- ственного средневековья, где сражения составляют основную часть жизни, что, разумеется, далеко от истины.

Однако гораздо более интересным и заслуживающим внимания пред- ставляется второй блок материалов, посвященный непосредственно сред- невековью. Следует понимать, что, хотя данные визуальные источники и представляют «живое» средневековье, с точки зрения академической нау- ки, сложно говорить об их ценности. Далеко не всегда подобные материа- лы снабжены ссылками на источник, зачастую отсутствует обычный ком- ментарий, содержащий название изображенной вещи. В то же время, эти данные представляют несомненный интерес в плане конструирования им того средневекового, которое вызывает интерес у публики. Безусловно, абсолютным лидером среди вышеупомянутых тем по количеству пред- ставленных материалов будут являться вооружение и одежда. Представля- ется, что многие материалы отвечают именно цели продемонстрировать внешний облик жителя средневековья. Помимо фотографий музейных экспонатов и скульптур, здесь имеются источники, основное содержание которых не имеет цели обрисовать внешность средневекового рыцаря, го- рожанина или ремесленника, но предоставляет об этом косвенные данные. Таковым является, например, Манесский кодекс – сборник светской по- эзии на средневерхненемецком языке, представленный в фотоальбомах клуба «Братина» 10. Вернее, в альбоме опубликованы лишь несколько гра- вюр кодекса, изображающих эпизоды средневековой жизни. Они снабже- ны пространным комментарием: «На страницах кодекса изображено большое количество дворянской знати в полном боевом облачении, в ге- ральдических цветах и при девизах (несмотря на то, что их лица, как пра- вило, скрыты), принимающих участие в битвах» 11. Тем же целям отвечает и выложенный Tacuinum Sanitatis – средневековый медицинский трактат о



10 Фотоальбом «Манесский кодекс 14th» // Социальная сеть «ВКонтакте». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/album-57305363_231432323 (дата обра- щения: 24.07.2017).

11 Там же.


здоровом образе жизни конца XIV века 12. Приводимая характеристика и краткое содержание источника, судя по всему, играют гораздо меньшую роль, чем возможность рассмотреть на иллюстрациях трактата элементы одежды, обуви, украшений и пр. Фотографии скульптур, находящихся в готических соборах, очевидно, служат той же цели.

Среди фотоматериалов, схожих по тематике, есть и выгодно выделяю- щиеся из общего массива. Таким, например, является фотоальбом, посвя- щенный средневековым профессиям, предлагаемый клубом «Дор- тмунд» 13. Материалы обрисовывают «рынок труда» Священной Римской империи 1260–1517 гг., однако здесь встречаются и представители Италии, Франции и Ватикана того же периода. Примечательно, что все фотографии снабжены комментарием и ссылкой на источники на английском и немец- ком языках. Данный пласт материалов интересен тем, что демонстрирует разнообразие средневековых профессий. Наряду с привычными для обы- вателя кузнецом, пекарем, сапожником, цирюльником здесь представлены нечасто встречающиеся сборщик налогов, переплетчик, а также произво- дитель фонарей.

Выбиваются из общего ряда и фотоальбомы, содержащие в себе отска- нированные книги по интересующей теме. Абсолютным лидером в данном случае выступает КИР «Ильвинг», из 26 альбомов которого десять пред- ставляют собой литературу на английском и немецком языках. Здесь и Ян Пирс «Мечи эпохи викингов», и Кирстен Петерсон «Готландский женский костюм по материалам находок викингов» и мн. др. Однако подобное вея- ние академической науки скорее исключение, чем правило, так как боль- шинство книг все же доступны в электронных форматах, а не в виде фото- материалов.

Таким образом, анализ виртуальной реконструкторской среды демон- стрирует следующее. Огромный массив фотоматериалов, посвященный жизни реконструкторов, формирует весьма определенный образ ДИР как занятного времяпрепровождения в походах, маневрах, сражениях, с одной стороны, и встречах с единомышленниками вне клуба на фотосессиях и прогулках, с другой стороны, что недалеко от истины. Но следует учиты- вать, что для публики реконструктор выступает живой иллюстрацией средневековья, изначально воспринимаемой некритично. И, согласно



12 Фотоальбом «Tacuinum Sanitatis» // Социальная сеть «ВКонтакте». [Элек- тронный ресурс]. URL: https://vk.com/album-57305363_231431186 (дата обращения: 24.07.2017).

13 Фотоальбом «Средневековые професии» // Социальная сеть «ВКонтакте».

[Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/album-16110288_241197051 (дата обра- щения: 24.07.2017).


имеющимся визуальным данным, образ этот является весьма специфич- ным: Средние века предстают временем исключительно рыцарей, занятых лишь турнирами и боями. Это удивительно, ведь в той же виртуальной реконструкторской среде существует весьма интересный сегмент визуаль- ных материалов, которые демонстрируют многогранность Средних веков. Здесь разнообразие эпохи в ее ярких проявлениях: одежда, украшения, быт, социальный состав и пр. Подобная дихотомия оставляет нерешенным вопрос: насколько подробно изучает весь массив материалов интересую- щаяся аудитория? Действительно ли образ средневековья, воспринимае- мый публикой в сети Интернет, – это лишь образ воинствующего европей- ского рыцаря? Однако поиск ответов на эти вопросы – тема отдельного научного изыскания, а настоящее исследование можно заключить лишь следующим: история Средних веков, живущая в виртуальной реконструк- торской среде, – это совсем другая история.

Библиография

Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен мо- лодежной культуры: дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2013. 156 с.

Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как со- циокультурный феномен: дис. … канд. культурол. наук. М., 2000. 132 с.

Дик А.И. Движение исторической реконструкции в г. Омске: зарожде- ние и развитие // Древность и средневековье: вопросы истории и историо- графии. Омск, 2016. С. 183–187.

Донская В.К. Зарубежная историография движения исторической ре- конструкции // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2013. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.science- education.ru/ru/article/view?id=11449 (дата обращения: 20.07.2017).

Донская В.К., Широков О.Н. Историография движения исторической реконструкции на примере Волго-Вятского региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 15–19.

Коренев Д.М. Социальные аспекты движения исторической реконст- рукции // Вестник ОрелГИЭТ. 2009, № 4 (10). С. 133–136.

Ткаченко Д.В. Социологические аспекты движений исторической ре- конструкции // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2011. № 2 (27). С. 192–197.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее