Движение исторической реконструкции в г. Омске: зарождение и развитие
Движение исторической реконструкции (ДИР) достаточ- но молодое, но успевшее заявить о себе. 1990-е гг. были време- нем всесторонних реформ и переворотов. Стала доступна ино- странная литература, изучающая Средневековье, а вернее его материальную сторону. Начали появляться работы отечествен- ных исследователей, но уже не только о западном средневеко- вье, но и о средних веках «постсоветского» пространства. Улучшилось материальное положение населения, культура по- требления начала входила в нашу жизнь.
1990-е гг. мы можем определить как время ролевого дви- жения. Люди, интересующиеся романтикой средневековья, битвой на мечах и плетением кольчуги, собирались вместе и устраивали игры, где каждому давалась своя роль. Ролевое движение предполагало, что люди будут похожи на средневе- ковых рыцарей, но не более того. Ролевик наденет трико, кофту и кроссовки, а лишь поверх этого сведенную кольчугу, шлем, возьмет меч (деревянный, текстолитовый или пластиковый) и будет играть.
В 2000-е гг., когда в России распространяется интернет, любой заинтересованный человек смог увидеть, как выглядели материальные остатки прошлого. Будущим реконструкторам стал доступен исторический источник (в основном в виде кар- тинки в интернете). Источник позволил понять, как действи- тельно выглядели воины в средние века. В идеале реконструк- тор должен просмотреть как можно больше источников и лишь после этого решить, какой период и какой персонаж он выбе- рет. То есть реконструктор выступает как полноценный иссле- дователь.
© Дик А.И., 2016
Согласно данным опроса, который был проведен в соци- альных сетях и в котором приняли участие 676 человек, перио- ды, вызывающие интерес, распределились следующим образом: Античность – 16 (2,4 %), «Ранятина» (раннее средневековье) –
197 (29,1 %), «Тринаха» (высокое средневековье) – 151 (22,3 %), «Позднятина» (позднее средневековье) – 188 (27,8 %).
«Шестнаха+Семнаха» (XVI–XVII вв.) – 32 (4,7 %), «Восемна- ха+Наполеоника» (XVIII–XIX вв.) – 8 (1,2 %), Первая мировая война – 4 (0,6 %), Вторая Мировая Война – 18 (2,7 %) [1]. Как мы видим, эпоха средневековья – самое популярное направле- ние в среде реконструкторов.
Клуб является той ячейкой, в которой существует рекон- структор. Клуб может обозначаться как ВИК (военно- исторический клуб), КИФ (клуб исторического фехтования), КИР (клуб исторической реконструкции) и т. д. Именно группа людей объединяется для занятия исторической реконструкцией, ведь в создании доспеха и тренировки навыков фехтования тре- буются наставники и товарищи. Однако есть реконструкторы, которые не входят ни в один клуб. Таких людей как раз и слож- нее всего найти. Среднее количество членов в реконструктор- ских клубах – 20–25 человек [2].
ДИР бывает двух видов: Living History (живая история) и ИСБ (исторические средневековые бои).
Живая история – это воссоздание предметов быта и по- вседневности, а самое главное – применение их на практике. Данный вид ДИР направлен именно на воссоздание духа эпохи. Главным местом реализации этого направления является исто- рический фестиваль. Особенность фестиваля живой истории заключается в том, что на нем представлена не только рекон- струкция военной истории, но и реконструкция гражданской истории. Фестиваль воссоздает, в той мере, в какой это возмож- но, общую картину жизни Средневековья. Каждый участник фестиваля играет свою определенную роль. Рыцари сражаются, священники молятся, крестьяне пашут и т. д. Фактически фе- стиваль Living History – это музей, чаще всего под открытым небом. Но здесь музейный предмет оживает. Мы в буквальном смысле погружаемся в прошлое. Требования к реконструкторам
на данных фестивалях очень строги. Участник должен предъ- явить «паспорт комплекта», то есть обосновать все, что имеет его персонаж (например, рыцарь). Обоснование происходит путем предъявления исторических источников на каждый эле- мент комплекта – от швов на одежде до формы меча. Рекон- структоры опираются в создании своего комплекса не только на сугубо исторические источники, но и на историческую литера- туру, причем на различных языках, если речь идет о рекон- струкции Западного Средневековья.
Вторым направлением является целый комплекс офици- альных соревнований. Это средневековые исторические бои. Данное направление ДТР является сугубо спортивным направ- лением. Условно исторические бои можно разделить на две ка- тегории: индивидуальные состязания и групповые. Это уровень уже международный, поскольку «Битва наций» – это чемпионат мира по средневековым боям. Бойцы данного направления мало обращают внимание на гражданский комплект и повседнев- ность, ведь для них главное – это бой. Данное направление ре- конструкции является самым опасным, поэтому для изготовле- ния вооружения используются для большей безопасности такие металлы, как, например, титан. Ведь ИСБ – это уже профессио- нальный спорт, соответственно, бойцы думают в первую оче- редь о безопасности и легкости доспешного комплекса.
Данные направления не всегда существуют порознь друг от друга. Существуют клубы, которые объединяют спорт и Living History.
Теперь перейдём к конкретике. В городе Омске (ДИР – сугубо урбанизированное явление) существуют следующие ре- конструкторские клубы, которые занимаются средневековьем:
«Братина», «Орден Святого Георгия», «Тевтонский орден»,
«Кованная рать».
«Орден Святого Георгия» занимается реконструкцией За- падной Европы начала XIV века [3]. Клуб был основан 23 сен- тября 2003 г., в день рождения его основателя Евгения Пусева, или, как его называют в обществе реконструкторов, «сер Джон железный кулак из Йорка». Клуб имеет свою иерархию, которая очень схожа с иерархией рыцарских военно-монашеских орде-
нов. «Магистр – глава ордена. Маршал он и есть маршал, бра- тья рыцари, потом оруженосцы...ну и кнехты» [4]. Орден со- стоит из 10 человек. Магистр проводит посвящения неофитов. Это достаточно важное событие, но самым главным событием является посвящение в рыцари. Происходит это редко, ведь для этого нужно проявить себя на турнире. «Орден Святого Геор- гия» является клубом, который основной упор делает на живую историю, но участвует и в спортивных состязаниях. Сер Джон, к примеру, выиграл профессиональный бой против казахстан- ского реконструктора. «Традиций как таковых немного, напри- мер, посвящение в рыцари нечасто, но бывает, участие в каких- то мероприятиях типа “щит Сибири” тоже традиция, ну и опять же весело провести время после битвы – тоже традиция с обяза- тельным чтением средневековых поэтов, типа Бертрана де Бер- на, опять же традиция принесение клятвы верности вновь по- ступивших членов, в присутствии знамени» [5].
Основным направлением реконструкции ВИК «Братина» является Русь XIII–XV вв., однако если реконструктор хочет заниматься Европой или Востоком, то это не возбраняется, а наоборот, приветствуется. Всего в клубе около 20 человек, 3 из них реконструируют Монголию (Золотую или Белую орду), а 6 человек отдают предпочтение Западной Европе. В клубе есть 4 девушки, из них две участвуют в турнирах [6]. «Братина» осно- вана в 2003 г. Антоном Панькиным, Дмитрием Степуриным, Иваном Яковлевым, Дмитрием Петровым и Александрой Попо- вой. Клуб арендует спортзал для проведения тренировок по ис- торическому фехтованию. Это единственный клуб в Омске, ко- торый проводит тренировки. Иерархия есть, но она весьма условна. Есть хорунжий (глава клуба) Дмитрий Степурин, за- меститель хорунжего Алексей Копылов, казначей Александра Попова. Все остальные входят в состав дружины. Изначально были старшая и младшая дружины, но формат изменился. У клуба есть своя кузница, в ней работают несколько кузнецов, которые с радостью сделают нужное изделие. Благодаря этой кузнице пропала нужда заказывать материалы, доспехи, одеж- ду, литьё и т. д. в других городах. Каждый член клуба может
приходить в мастерскую и чинить доспехи или познавать азы кузнечного ремесла.
Оба клуба участвуют в различных фестивалях, которые проводятся в Омске, например, «Щит Сибири», «Огни Самай- на», а также в фестивалях, проводящихся в других городах Си- бири. Клубы совмещают живую историю и спорт, ведя подго- товку по обоим направлениям. В клубах достаточно разнород- ный состав: инженеры, директор бара, программисты, предпри- ниматели, люди рабочих профессий, начальник цеха, кузнецы (зарабатывающие на жизнь изготовлением изделий), юристы, сотрудники МВД. Как мы видим, состав клубов достаточно разнороден, как и реконструируемые века и территории, рост, вес, пол, национальности, возраст, социальное положение… Отсюда мы можем сделать выводы о том, что ДИР в Омске мо- жет заняться любой желающий. Каждый может «ощутить» прошлое непосредственно, почувствовать себя его участником. Это, в свою очередь, поднимает проблему того, каким образом историческая реконструкция и историческая наука могут взаи- модействовать. Как должно развиваться сотрудничество и нужно ли оно вообще? Какую пользу это принесет науке и реконструк- торам? К сожалению, пока ответов на данные вопросы нет.
Опрос // Социальная сеть «Вконтакте». URL: https:// vk.com/typicalrekonstruktion?w=wall-36965780_41359. (дата об- ращения 06.03.16).
Диалог с Павлом Серебряковым // Социальная сеть
«Вконтакте». URL: https://vk.com/im?peers=21324181_2959 8740_57744242_98758964_180800599&sel=164030 (дата обра- щения 06.03.2016).
Диалог с Евгением Пусевым // Социальная сеть
«Вконтакте». URL: https://vk.com/im?sel=19320651 (дата обра- щения 02.08.2016).
Там же.
Там же.
База данных ВИК «Братина» (дата создания: 01.07.2016).
1