Использование технологии Step by step в организованной учебной деятельности разновозрастных групп.
Сайкина Любовь Александровна – воспитатель, первая категория, высшее образование
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
В последнее время в дошкольных учреждениях все больше становится разновозрастных групп. Это обусловлено разными факторами: открытие дошкольных мини-центров при школах (особенно малокомплектных), достижение психологического комфорта детей разного возраста из одной семьи и т.д. Но так, как у разных возрастных категорий задачи воспитания и обучения разные, то очень остро проявилась проблема организации учебной деятельности. Встал вопрос: как построить занятие, чтобы дети могли усваивать знания и навыки каждый по своей возрастной категории, причем без ущерба для остальных?
После изучения и анализа различных методик организации обучения наиболее подходящей для решения данной проблемы оказалась технология Step by step.
В основе философии программы лежит убеждение, что дети развиваются наилучшим образом при самостоятельности и увлечении процессом обучения, когда обучение становится осмысленно актуальным и необходимым самому ребенку, ему дают возможность познавать окружающий мир целостно, а не предлагают каждый день отрывочную информацию.
Принцип обучения - индивидуальный подход. Программа подразумевает работу детей в центрах активности, в которых дети сами добывают знания, опираясь на свой жизненный опыт.
По новой модели обучения каждому ребенку дается возможность высказаться, теперь не сам учитель, а сам ребенок будет делиться информацией, из опыта своих наблюдений.
Чтобы подготовить малышей к самостоятельному пополнению знаний, программа «Step by step» стремится заложить основы способностей:
- принимать и осуществлять перемены;
- критически мыслить; осуществлять выбор;
- ставить и решать проблемы;
- проявлять творчество, фантазию, изобретательность;
- заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Воспитатели выступают в роли помощников и «носителей культуры»:
организуют первоначальное пространство, организуют общение, оказывают непосредственную помощь и поддержку в случае затруднения (прямое и косвенное обучение, эмоциональная поддержка).
Опыт показал, что данная технология как нельзя лучше подходит для построения образовательного процесса на занятиях. Дети учатся самостоятельности, учатся регулировать свое поведение, «учатся учиться». Работа в центрах активности позволяет детям разных возрастов решать задачи по своей возрастной категории, не увеличивая при этом количество занятий (например, основы математики для детей средней и старшей возрастной группы).
Тема занятия, как правило, общая для всех, а задачи подбираются в соответствии с каждой возрастной категорией подгрупп.
Все задания имеют разные уровни сложности, поэтому у каждого есть возможность их выполнить, так как подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями и желаниями каждого ребенка.
Во время общения в подгруппах дети получают неоценимый коммуникативный опыт: умение слушать других, отстаивать свою точку зрения, доказывать, убеждать. Расширяется кругозор, активный словарь.
Во время смены центров активности происходит снятие статического напряжения, идет переключение с одного вида деятельности на другой.
Наиболее эффективным применение занятий по технологии «Step by step» показало себя в таких разделах программы, как «Основы математики», «Ознакомление с окружающим миром».
Очень эффективно стало применение технологии «Step by step» и при построении занятий по программе «Заниматика» (вариативный компонент), разработанной методическим объединением педагогов нашего детского сада, где даны общие рекомендации по содержанию занятий, но нет каких-либо рекомендаций в отношении организации образовательного процесса.
Я разработала весь комплекс занятий на учебный год в соответствии с технологией «Step by step». Считаю, что применение данной технологии наиболее уместно при построении образовательной учебной деятельности в разновозрастных группах дошкольных учреждений.
Примерный конспект организованной учебной деятельности
в разновозрастной группе детского сада (средняя - старшая возрастная группа – для детей от 3 до 5 лет).
Тема: Игра «Веселые картинки»
Цель: Формировать логическое мышление
Задачи: (ср) учить находить изменения в картинках.
(ст) развивать зрительную память, умение моделировать, развивать логическое мышление.
Билингвальный компонент: кукла - қуыршақ, подарок - сыйлық.
Оборудование: куклы, индивидуальные разноуровневые карточки, демонстрационный материал, цветные карандаши.
Ход занятия:
Круг радости.
Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики нам протяни.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Там все мы встанем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.
Сюрпризный момент.
Вносит письмо. Интересуется, от кого оно.
Выслушивает предположения детей. Читает письмо: «Дорогие ребята! Приглашаем вас поиграть с нами». Странно, кто это вас приглашает, хотите узнать?
Достает из конверта картинки, предлагает детям пройти на свои места и рассмотреть эти картинки.
Предлагает разделиться по группам по цвету значков.
Организационно поисковый:
Запоминают и называют правила поведения в центре самостоятельности.
Центр самостоятельной работы.
Старшая группа.
Дидактическая игра «Найди маму»: рассматривают картинки, подбирают соответствующие фигуры, соединяют их карандашной линией.
Дидактическая игра «Детки в клетке»: раскладывают одинаковых животных по группам.
Центр работы с воспитателем.
Средняя группа.
Дидактическая игра «Найди маму»: подбирают к определенному животному фигуру-символ (блоки Дьенеша), находят ему подобную пару.
Дидактическая игра «Составь картинку по образцу и зарисуй по клеточкам»: определяют недостающие геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Кто позвал?»: учатся отгадывать на слух того, кто позвал, называть его по имени. Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети - балалар.
Смена центров.
Центр самостоятельной работы.
Средняя группа.
Дидактическая игра «Большой-маленький»: соединяют линией все большие игрушки с большой куклой, а все маленькие игрушки – с маленькой куклой.
Дидактическая игра «Танины друзья»: находят и обводят на картинке всех зверят.
Центр работы с воспитателем.
Старшая группа. Дидактическая игра «Веселые клеточки»: выполняют словесные инструкции воспитателя.
Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»: подбирают и выкладывают недостающие детали.
Называют слова на казахском языке: мама – ана, дети - балалар.
Рефлексивно корегирующий:
Предлагает вспомнить, чем занимались, с чем справились, что не удалось выполнить, кому и чем помогли, какие чувства испытывают. Делятся впечатлениями.
Ожидаемый результат:
Средняя группа
Знают: геометрические фигуры, знакомые слова на казахском языке.
Понимают: правила поведения в центрах активности.
Применяют: умение находить изменения в картинках.
Старшая группа
Знают: геометрические фигуры, сходства и отличия 2 предметов, знакомые слова на казахском языке.
Понимают: правила поведения в центрах активности.
Применяют: умение моделировать, находить похожий предмет среди остальных, делать обобщения.