Использование различных методов и приемов для активизации мыслительной деятельности на уроках истории.

Мастер класс для учителей предметников на тему: "Использование различных методов и приемов для активизации мыслительной деятельности на уроках истории". Обмен опытом получил хорошие отзывы о проделанной работе.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Мастер класс учителя истории и обществознания

Третьяковой Ирины Сергеевны



Тема: Использование различных методов и приемов для активизации мыслительной деятельности на уроках истории.


Цель: представить собственную систему работы, нацеленную на формирование познавательной деятельности учащихся через различные методы и приемы на уроках истории и обществознания.

Задачи:

– сформировать у участников М-К представление о собственной системе работы учителя, через активизацию познавательной деятельности учителя.

– продемонстрировать результаты деятельности детей в форме активного мыслительно-познавательного поиска различных конечных продуктов деятельности.


План проведения.


Выступление.


Добрый день, уважаемые коллеги!

Я благодарю всех, кто сегодня пришёл меня поддержать и готов к сотрудничеству. Позвольте мне представить свой опыт работы.

А начну с одной древней притчи:


Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.

Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.

-Что ты тут делаешь, старик? - спросил человек.

-Жду тебя! - ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

- Верно! - удивился человек.

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

-Как я это сделаю, если сам не умею летать?

-А ты попробуй! - сказал старик и закрыл глаза.

Прошли годы.

Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.

Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

-Я возвращаю ребенка крылатым! - и гордо посмотрел на своего питомца.

А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:

-А меня больше всего радуют твои крылья..."


Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.

Я продолжаю поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учу учась, воспитываю воспитываясь.




ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

Одной из главных своих задач я вижу в организации учебной деятельности таким образом, чтобы сформировать у учащихся потребность овладения новыми знаниями. Работать над активизацией в первую очередь - это, значит:

- формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности,

- развивать их стремление к глубокому познанию изучаемого предмета.

Применяя данный метод использую в первую очередь

- возрастные особенности школьников

- выбираю такие действия, которые соответствуют возможностям ученика

- использую нестандартные формы проведения уроков

- создаю атмосферу взаимопонимания и сотрудничества.

- стараюсь создать обстановку психологического комфорта на уроке, веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей.


Для организации познавательной самостоятельности школьников использую элементы проблемного обучения. Принцип проблемности - необходимое условие для зарождения исторического мышления. Проблемное обучение оказывает позитивное влияние на усвоение всех четырех компонентов содержания образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации) на каждом занятии. Элементы проблемного обучения мотивируют учащихся на самостоятельный поиск информации и активизацию мышления.


К примеру:


Смысл поисковой беседы состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленных заранее вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети уже обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

К примеру личность Ивана Грозного.


Учащимся была предложена для решения познавательная задача. По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь Иван Грозный, «мирогубитель и рабоубитель», опричниной, как секирой, рассек пополам русскую землю, противопоставил одну часть другой и тем самым способствовал наступлению «смуты». Прав ли дьяк Иван Тимофеев? О чем свидетельствует его мнение?

Оба эти вопроса к заданию являются дискуссионными. Остановимся на втором, который содержит новый акцент в рассмотрении образа царя Ивана IV: оказывается, споры об Иване Грозном были еще при его жизни. А как современники оценивали Ивана Грозного?

Были высказаны следующие мнения.

Простые люди неодинаково относились к нему.

Известно прозвище Ивана Грозного — «царь-псарь». Значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись его, трепетали при одном его имени.

Третьи по-прежнему называли «царем-батюшкой» — они же могли не знать о чинимых им расправах и по-прежнему верили в доброго царя. Во всех бедах винили его слуг-опричников.

Таким образом, данный пример дискуссии на уроке пока дал семиклассникам возможность многообразия и сосуществования разных точек зрения на одну и ту же историческую личность.

Оценка Ивана Грозного не была преподнесена учащимся в готовом виде — она формировалась в ходе собственных размышлений над возможными вариантами, их сопоставления, сравнения аргументов, подбора фактов.

Учащиеся убедились, что через характеристики отдельных исторических деятелей создается представление о целой исторической эпохе, в которой протекала их деятельность, ее противоречивости, характерных чертах.


А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран.


Как вы считаете, о чём пойдёт речь далее?

Учителя высказывают свои предположения: морское путешествие, пиратство, открытие новых земель и т.д.

Да, верно, речь пойдёт об открытии новых земель. История помнит многих великих мореплавателей и первооткрывателей, как иностранцев, так и русских. Сегодня мы поговорим об одном из таких великих людей. О ком же пойдет речь? И кто же он был на самом деле? Вот это нам придётся сегодня выяснить.

Как вы считаете, какая легендарная личность скрыта за этой анаграммой? Ещё раз мне бы хотелось вам напомнить, что анаграмма – это перестановка букв одного слова, таким образом, чтобы получился правильный термин или понятие.


Слайд ФРИСХОРТО БОКЛУМ ХРИСТОФОР КОЛУМБ


Да, правильно. Речь сегодня пойдёт о Христофоре Колумбе. Мне бы хотелось на основе данной темы показать вам, как можно органично включить в канву урока следующие приемы: кластер и синквейн.


Так что же такое кластер? Слайд «Определение кластера»




Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие.


Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Другими словами кластер – способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. Систематизация учебного матери­ала может проводиться после прослушивания лекции, про­чтения учебного текста, при подготовке к написанию сочи­нения, доклада. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.

Первым этапом вашей работы над составлением кластера будет (слайд 1 этап) работа импрессиониста: Вы постараетесь вспомнить всё самое важное на ваш взгляд по поводу услышанного. Это могут быть какие-то понятия, сведения и тому подобное. Вы можете делать какие-то пометки на листах бумаги. То есть сначала возникает некий хаос раз­личных данных.

Второй этап (слайд 2 этап) – это деятельность аналитика, поскольку предстоит выделить определенные ос­нования, на которых будет происходить систематизация. Ана­лизируя хаотичные записи, вы будете объединять их в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие или факт.

Итак, вашей задачей сейчас будет составление короткого рассказа о путешествиях Христофора Колумба. Теперь прослушайте учебный материал о его путешествиях (вы можете по ходу рассказа делать себе пометки на листах бумаги):

Слайд фотография Колумба и годы жизни

Более или менее уверенно можно утверждать, что он родился осенью 1451 года. По происхождению он генуэзец и около 1465 поступил на генуэзский флот, через некоторое время получил тяжёлое ранение. До 1485 плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту, занимаясь торговлей, составлением карт и самообразованием. Роста Колумб был выше среднего, крепкого и крепкого телосложения. Его рыжеватые в юности волосы рано поседели, отчего он выглядел старше своих лет. На продолговатом морщинистом и обветренном лице с бородкой выделялись живые голубые глаза и орлиный нос. Его отличали вера в божественное провидение и предзнаменования, и в то же время редкостная практичность, болезненное самолюбие и подозрительность, страсть к золоту. Он обладал острым умом, даром убеждения и разносторонними познаниями. Колумб был дважды женат и имел двоих сыновей. Его имя носят: государство в Южной Америке, провинция Канады, Федеральный округ и река в США, столица Шри-Ланки, а также множество рек, гор, озер, водопадов, мысов, городов, парков, скверов, улиц и мостов в разных странах. В Барселоне поставлен памятник Колумбу.

Не выяснено, когда и где он составил проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию; проект был основан на античном учении о шарообразности Земли и на неверных расчетах ученых XV в. В 1485 после отказа португальского короля поддержать этот проект Колумб перебрался в Кастилию, где с помощью андалусских купцов и банкиров добился организации под своей командой правительственной морской экспедиции.

Первая экспедиция (1492-93) в составе 90 человек на 3-х судах - «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» - вышла из Палоса 3 августа 1492, от Канарских островов повернула на запад, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, и достигла острова в Багамском архипелаге, названного путешественником Сан-Сальвадор, где Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). 14-24 октября Колумб подходил еще к нескольким Багамским островам, а 28 октября - 5 декабря открыл часть северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря достиг острова Гаити и двинулся вдоль северного берега. В ночь на 25 декабря флагман «Санта-Мария» сел на риф, но экипаж спасся. Впервые в истории мореходства по приказу Колумба под матросские койки были приспособлены индейские гамаки. Колумб на «Нинье» 15 марта 1493 вернулся в Кастилию. Вторая экспедиция (1493-96), которую возглавил адмирал Колумб, в должности вице-короля вновь открытых земель, состояла из 17 судов с экипажем 1,5-2,5 тыс. человек. 3-15 ноября 1493 Колумб открыл острова Доминика, Гваделупа и около 20 Малых Антильских островов, 19 ноября остров Пуэрто-Рико. В марте 1494 в поисках золота совершил военный поход вглубь острова Гаити, летом открыл юго-восточный и южный берега Кубы, острова Хувентуд и Ямайку. В течение 40 дней Колумб обследовал южное побережье Гаити, завоевание которого продолжил в 1495. Но весной 1496 отплыл домой, завершив второе плавание 11 июня в Кастилии. Колумб известил об открытии нового пути в Азию. Начавшаяся вскоре колонизация новых земель вольными поселенцами обходилась испанской короне очень дорого, и Колумб предложил заселять острова уголовниками, вдвое сократив им срок наказания. С огнем и мечом, грабя и разрушая страну древней культуры, по земле ацтеков — Мексике — прошли военные отряды Кортеса, по земле инков — Перу — отряды Писарро.

Третья экспедиция (1498-1500) состояла из шести судов, три из которых сам Колумб повел через Атлантику. 31 июля 1498 открыл остров Тринидад, вошел в залив Пария, обнаружил устье западного рукава дельты Ориноко и полуостров Пария, положив начало открытию Южной Америки. Выйдя в Карибское море, подходил к полуострову Арая, открыл 15 августа остров Маргарита и 31 августа прибыл на Гаити. В 1500 по доносу Колумб арестован и, закованный в кандалы (которые потом хранил всю жизнь), был отправлен в Кастилию, где его ждало освобождение.

Добившись разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Колумб на четырех судах (четвертая экспедиция, 1502-04) достиг 15 июня 1502 острова Мартиника, 30 июля — Гондурасского залива, где впервые встретил представителей древней цивилизации майя, но не придал этому значения. С 1 августа 1502 по 1 мая 1503 открыл 2000 км карибских берегов Центральной Америки (до залива Ураба). Не найдя прохода к западу, он повернул на север и 25 июня 1503 потерпел крушение у берегов Ямайки. Помощь из Санто-Доминго пришла только через год. В Кастилию Колумб вернулся 7 ноября 1504 уже тяжело больным. Болезнь, бесплодные и тягостные переговоры с королем о восстановлении прав, безденежье подорвали последние силы Колумба, и 20 мая 1506 он умер. Его открытия сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Колумб не был первооткрывателем Америки: острова, и побережье Северной Америки посещались норманнами за сотни лет до него. Однако только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение.

Соотнесите написанные вами понятия в определенные группы, важные на ваш взгляд, объединяющие термины, понятия, даты. Для того чтобы вам было легче запоминать даты слайд «Даты»), некоторые из них я продублировала на экране. Кроме дат, как и своим ученикам, я предлагаю вам анаграммы основных понятий, которые необходимы при составлении кластера. (слайд «Анаграммы»)

АНТИП, ЯНЬИН, АСТАН АРМИЯ, ЯНУГЕ

ПИНТА, НИНЬЯ, САНТА МАРИЯ, ГЕНУЯ

Данные анаграммы позволяют не только составить правильное понятия и термины, но и в тоже время помогут вам запомнить их.

Работа с аудиторией: Постарайтесь определить какие слова скрыты за анаграммами, тем самым вы поможете нашим участникам мастер-класса. Обратите внимание на представленные мной даты, что вы можете сказать о них.

Я думаю, что наши участники уже готовы, пожалуйста, зачитайте нам ваши кластеры

Участники зачитывают кластеры

Обратиться к залу: как вы считаете, чей кластер наиболее точно, воспроизводит текст.

Команды справились с заданием.



Детям поначалу трудно составлять кластеры. Поэтому начинаю я вот с таких схем:

Даты

Личности или деятели исторические

Термины

Событие

Результат

Географические названия

Составление кластера мной используется при изучении тем, насыщенных датами, терминами событиями, географическими названиями, как в данном тексте о Христофоре Колумбе. Когда ученики самостоятельно составляют кластер прочность усвоения нового материала намного выше, нежели при простом лекционном изложении или при перечитывании текста, это задание используется как на уроке, а также в форме домашней работы.

Одно и тоже событие, либо личность можно рассматривать с двух сторон. К примеру, Колумб – это первооткрыватель новых земель – герой, это если рассматривать с точки зрения европейцев. Но эти земли были заселены, там жили аборигены своего мира. И кем же был Христофор Колумб для них? Скорее – завоеватель. Так кем же был Христофор Колумб: первооткрыватель или завоеватель?

Я попрошу Вас изложить свою точку зрения на эту проблему в форме синквейна (слайд «Синквейн»).



Синквейн, является одним из наиболее эффективных средств рефлексии.

Синквейн ни что иное, как средство выражения личностного отношения к проблеме.

Синквейн в переводе с французского означает – пятистрочная строфа:

  1. строка – Ключевое слово (одно существительное)

  2. строка – слова, характеризующие данное понятие (два прилагательных)

  3. строка – слова, характеризующие действие данного понятия (три глагола)

  4. строка – короткое предложение (не более 4 слов), характеризующее отношение к событию, личности и др.

  5. строка – синоним ключевого слова (существительное или словосочетание) – слово-резюме.

Для примера я вам зачитаю два синквейна, составленные моими учениками:

Политика.
Внутренняя, внешняя.
Устанавливает, достигает, выполняет.
Искусство управления государством.
Власть.
Распутин.
Загадочный, опасный.
Лечит, исцеляет, заговаривает.
Царская семья ему доверяла.
Здоровье.



Я попрошу вас составить два синквейна посвященных Христофору Колумбу, но с различной окраской. Одна группа составляет синквейн о Колумбе путешественнике, другая – о Колумбе завоевателе (слайдСинквейн).




Если у кого-то получится синквейн в форме стиха, то это только приветствуется

Сейчас я попрошу наших коллег зачитать синквейны (Коллеги зачитывают).

Сейчас я вам предлагаю два синквейна о Христофоре Колумбе, в которых личностные оценки не совпадают (слайд «синквейны»)


Колумб,

Смелый, любознательный.

Открывает, изучает, присоединяет.

Восторгаюсь величием твоего подвига.

Мореплаватель.


Колумб.

Стремящийся, добивающийся.

Ищет, находит, уничтожает.

Открытие убило древнюю цивилизацию.

Преступник

Итак, сегодня на мастер-классе я постаралась вам показать, на мой взгляд, эффективные приемы систематизации и обобщения учебного материала, а также приемы словарно-терминологической работы.

Спасибо всем за занятие! А, в конце мне хотелось прочитать для вас синквейн

Учитель
Добрый, знающий
Учит, воспитывает, помогает
Старый друг лучше новых
Мастер.

























7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее