ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
В последние десятилетия одной из наиболее актуальных проблем современной дидактики стала проблема усиления коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании предметов. Этот подход предполагает развитие всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи при изучении любой учебной дисциплины. Важное место в развитии коммуникативных навыков отводится предметам гуманитарного цикла, особенно предмету «Русский язык»
Одной из технологий, которые позволяют обеспечить достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), В этом аспекте обращение к рассмотрению особенностей этой технологии и возможностей использования ее на уроках русского языка является актуальными и определяет практическую значимость нашего исследования.
2слайд
Термин «критическое мышление» не нов, он использовался такими известными психологами, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. С. Выготский.
3слайд
но в педагогическую практику это понятие вошло в конце 90-х годов, когда Джинни Стил, Курт Мередит и Чарлз Темпл разработали международную образовательную программу «Чтение и письмо для развития критического мышления». Существует множество определений критического мышления.
4слайд
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМ, ТРКМЧП) является общепедагогической, личностно-ориентированной и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма и направленную на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение решать проблемы, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения, и т.п.).
5слайд
В основе технологии РКМЧП лежит так называемая базовая модель, состоящая из трех технологических стадий, соответствующих этапам урока: «вызов — осмысление содержания — рефлексия». Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам восприятия человеком информации. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных реализацию специфических целей и задач.
Охарактеризуем некоторые приемы РКМЧП и возможности их использования на уроках русского языка в 6 классе по УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова, Г. А. Богдановой.
6слайд
Обнoвленный УМК «Русcкий язык» пoд рeд. М.М. Рaзумовской, П.А. Лекaнта включен в Федеральный перечень учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, и рекомендован Министерством образования и науки РФ. УМК построен на принципах системно-деятельностного подхода к обучению и направлен на развитие самостоятельности мышления школьников, на обучение их поисковой деятельности, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, на формирование навыков самооценки и самоконтроля своей деятельности.
Приведем примеры использования технологий на уроках русского языка
7слайд
Прием «Кластер»
Кластер - графический прием систематизации материала, заключающийся в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в виде грозди.
Кластер может использоваться на разных этапах урока, но наиболее эффективен он на этапе ознакомления с новым материалом (структурирование материала способствует его лучшему пониманию и усвоению) и на этапе обобщения и повторения (прием помогает систематизировать материал, выявить взаимосвязи между отдельными элементами темы, раздела).
Например, § 12 «Словообразование имен существительных» учебника «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др. (М.: Дрофа, 2013) содержит очень объемный теоретический материал, представленный в учебнике последовательно, в идее нескольких смысловых блоков. После его изучения можно предложить учащимся обобщить весь материал по тем в виде кластера
Работа с кластером не ограничивается его составлением. Можно использовать следующие приемы работы с кластером:
дополнить дома составленный на уроке кластер, используя информацию из дополнительной литературы, рекомендуемой учителем, или из самостоятельно подобранных дополнительных источников;
найти ошибки в кластере, объяснить их и исправить кластер;
дополнить кластер примерами;
восстановить кластер с пропущенными звеньями;
подготовить устное сообщение по теме на основе кластера и др.
8слайд
Прием «ИНСЕРТ»
ИНСЕРТ – приём маркировки текста значками по мере его чтения. Этот прием рекомендуется использовать на стадии осмысления содержания.
Обычно используются следующие варианты пометок: « + » (новое), «V» (уже знал), «?» (не понял) и « - » - думал иначе. В зависимости от целей чтения могут использоваться не все пометы, а, например, две или три. На основе пометок, сделанных обучающимися во время чтения текста, проводится обсуждение текста, а затем заполняется таблица, в которой заголовками граф являются использованные значки
В таблицу тезисно или с помощью ключевых слов и словосочетаний вносятся сведения из текста.
9слайд
Например, этот прием можно использовать при изучении темы «Причастие» (§34 по учебнику «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др. (М.: Дрофа, 2013))
На стадии вызова учащимся предлагается выписать из выведенных на экран поэтических строк однокоренные слова и определить их часть речи. желтеет – желтою – желтеющая
Ученикам задается вопрос Какое слово вызвало у вас затруднение? Можно ли отнести слово желтеющая к прилагательным? Почему? Что общего у слов желтый – желтеющий и чем они отличаются друг от друга?
Чтобы проверить наши предположения, можно ли считать слово желтеющий прилагательным или нет, обратимся к учебнику.
Прочитайте текст упр. 389 §34 «Что такое причастие», отмечая известную вам информацию (то, о чем мы говорили, анализируя слова желтый – желтеющий) знаком «V», новую информацию знаком «+». Если какая-то информация противоречит тому мнению, которое высказывалось вами в ходе обсуждения, отметьте ее знаком «!».Далее идет обсуждение полученных данных.
10слайд
Прием «Синквейн»
Синквейн представляет собой «пирамиду» из пяти строк, расположенных в определённой последовательности, которую вы видите.
Синквейн позволяет кратко и ёмко выразить мысль, обобщить тему, подвести итог. Приведем пример синквейна, составленного по материалам § 19 «Характеристика делового стиля» учебника «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др.:
Помимо непосредственной работы по составлению синквейна, можно использовать и другие приемы работы с синквейном, такие как восстановление опущенной части синквейна, нахождение ошибок в содержании синквейна, составление устного текста на основе синквейна, преобразование синквейна и т.п.
11слайд
Прием «Сопоставительная таблица»
Сопоставительные (или концептуальные) таблицы используются, если необходимо сравнить несколько объектов. По вертикали в концептуальной таблице обычно записывается объект сравнения (то, что подлежит сравнению), а по горизонтали — основания сравнения (различные черты и свойства, по которым сравниваются объекты) (Рисунок 2). В зависимости от количества и особенностей сравниваемых объектов порядок расположения может быть и обратным.
12слайд
Сопоставительную таблицу можно использовать, например, после изучения причастий и деепричастий в качестве приема, помогающего увидеть сходство и различие этих двух особых форм глагола (в учебнике «Русский язык. 6 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос и др. причастие рассматриваются как особая форма глагола), а также обобщить изученное.
Нами были охарактеризованы и другие технологии, но в силу ограниченности времени, я не буду их представлять.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо является общепедагогической, личностно-ориентированной и представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма и направленную на развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение решать проблемы, анализировать различные стороны явлений, принимать взвешенные решения, и т.п.).
Нами были охарактеризованы приемы технологии РКМЧП, использование которых возможно на уроках русского языка в 6 классе: ИНСЕРТ, кластер, синквейн, сопоставительные таблицы, составление алгоритмов. Разработанные нами примеры показывают, что органичное включение работы по развитию критического мышления в систему школьного образования даёт возможность учащимся приобрести, кроме новых знаний, следующие образовательные результаты, напрямую связанные с реализацией требований нового образовательного стандарта:
13слайд
умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации,
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу, выбирать способы действия, рассуждать и делать выводы;
умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
умение пользоваться различными способами интегрирования и графического представления информации;
умение вырабатывать собственное мнение на основе анализа материала, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Технология позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей, обеспечить условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся.
3