Тема проекта:
«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классе общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2013.
Урок 4 по теме: «Мы – многонациональный народ»
Цель урока:
Сформировать у учащихся чувства уважения и значимости каждого народа, живущего на Земле вне зависимости от того, «большой» ли это народ или «малый».
Распределение реализации задач урока:
Команда этнографов
- показать многообразие народов, проживающих в настоящее время на планете Земля.
Команда обществоведов
-определить содержание термина «национальность» и «нация».
Команда географов
- изучить места расселения народов по территории Российской Федерации.
Команда лингвистов
- выделить самые большие языковые группы народов, проживающих на территории России.
Оборудование урока:
- экран
- проектор
- компьютеры с подключенной Интернет - услугой.
Этапы урока:
Этап 1. Определение названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд
Этап 2. Распределение ролей в команде
Этап 3. Составление временного графика работы над проектом
Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов
Этап 5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест - урока
Технологическая карта урока
Этап 1 Определение название проекта и определение задач каждой из заявленных команд.
Учитель на первом этапе урока дает учащимся небольшую справку – рассказ, отражающий основополагающие моменты предстоящего урока.
Цель вступительного слова: подготовка участников квест-урока к самостоятельной работе над заявленной темой.
«На протяжении работы над проектом «Родина» я вместе с вами открывала много новых, интересных страниц из жизни нашей страны. Рассказывая о достойных гражданах нашей Родины, мы с вами нередко подчеркивали, что российские герои принадлежали порой к разным народам, жившим на территории России. Гражданский подвиг совершали люди разных национальностей, что ни в кое мере не снижает степень их героизма.
Под национальностью понимается принадлежность человека к той или иной нации. Нацией называют все население страны, объединенное общей исторической судьбой, языком, духовной культурой, территорией, экономикой.
На территории России в дружбе и согласии проживают многочисленные народы, что дает нам право с гордостью называть нашу Родину многонациональной страной.
Несмотря на многонациональный состав населения нашей страны, все россияне прекрасно понимают друг друга, потому что всех нас связывает единый прекрасный русский язык, являющийся государственным языком Российской Федерации.
Уважительное отношение народов друг к другу, основанное на принцах толерантности помогает гражданам нашей страны путешествовать по самым красивым уголкам России, работать в самых отдаленных регионах, получать образование вне зависимости от места рождения, создавать многонациональные семьи. Даже главный закон страны – Конституция – начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Каждый из нас должен ценить и хранить столетиями выкристаллизованные отношения между российскими народами, основанными на дружбе и взаимной помощи.
Этап 2. Распределяются команды и раздаются задания.
Команда этнографов
Исследует многообразие народов, проживающих в настоящее время на планете Земля.
Команда обществоведов.
Анализирует содержание термина «национальность» и «нация».
Команда географов.
Рассматривает места расселения народов по территории Российской Федерации.
Команда лингвистов
Определяет самые большие языковые группы народов, проживающих на территории России.
Команда краеведов.
Составляет карту своей малой Родины, на которую наносятся названия народов, проживающих на ее территории.
Этап 3 Составление временного графика работы над проектом.
Изучение темы «Мы - многонациональный народ» предполагается проводить на двух уроках. На первом уроке ребята знакомятся с этнографическими, географическими и лингвистическими особенности населения Российской Федерации. На втором этапе работы предполагается уделить внимание изучению особенностей многонациональной культуры.
При подготовке квест – урока ребята заранее подготавливают макеты будущих презентаций, обращаясь за консультативной поддержкой к преподавателям географии, истории, русского языка.
Острота многонациональной проблемы, поднимаемая не однократно в современном российском обществе, не должна рассматриваться на данном уроке, поскольку цель урока обозначена как формирование у учащихся чувства уважения и значимости каждого народа, живущего на Земле вне зависимости от того, «большой» ли это народ или «малый».
Этап 4 Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.
При подведении итогов квест – урока участники команд представляют свои проекты, не объединяя в единый проект, поскольку это лишь первый этап работы над заданной темой.
Педагог подводит итог и определяет на уроке тему следующего квест – урока, выводя ее из текущего занятия.
Этап 5 Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест-урока.
В качестве домашнего задания команды получают опережающее задание по теме, не выделенной в отдельный параграф учебника, но играющую не маловажную роль в закреплении материалов по теме «Родина». Название темы - «Многонациональная культура России».
Это последний урок из предложенного цикла и на нем команды подводят итог проделанной творческой проектной работы.
Ребятам предлагается подготовить Интернет – материалы по следующим вопросам:
1. Что такое многонациональная культура
2. Деятели культуры, представители многонационального состава России, внесшие особый вклад в развитие искусства
3. Культурные символы нашей Родины
Критерии оценки веб–квеста
| критерии | обоснование критериев | баллы |
Содержание | Понимание задания | - Работа демонстрирует точное понимание задания - Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней - Включены материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме, собранная информация не анализируется и не оценивается. | 10 5
0 |
Полнота раскрытия темы
| - полно - частично - не раскрыта | 10 5 0 | |
изложение аспектов темы
| - изложены полно - частично - не изложены | 10 5 0 | |
изложение стратегии решения проблемы
| - Изложена стратегия решения проблем - Процесс решения неполный. - Процесс решения неточный или неправильный | 10 5 0 | |
логика изложения информации
| - логичное изложение материала - нарушение логики - отсутствие логики | 10 5 0 | |
Самостоятельная работа группы | Слаженная работа в группе
| - Четко спланированная работа группы - Работа группы частично спланирована - Не спланирована работа в группе | 5 3 0 |
Распределение ролей в группе
| - Вся деятельность равномерно распределена между членами команды - Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды - Несколько членов группы отвечают за работу всей команды. | 5
3
0 | |
Авторская оригинальность
| - Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров - В работе присутствуют авторские находки - Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности | 5
3 0 | |
Степень самостоятельности работы группы | - полная самостоятельность при выполнении работы - частичная самостоятельность работы группы - несамостоятельная работа группы | 5 3 0 | |
Оформление работы (сайта) | Идеи и содержание | - Полностью раскрыты и обоснованы основные идеи проекта. Включены соответствующие гиперссылки на другие источники информации по тематике. Сайт содержит как минимум 3 страниц. - Раскрыты основные идеи проекта. Могут быть включены гиперссылки на другие источники информации по тематике. Сайт содержит как минимум 2 страницы. - Основные идеи показаны на основе готовых таблиц, выводов. | 5
3
0 |
Грамотность | - Организационная структура ясна и очевидна. Грамматика и используемая терминология верны. Синтаксис правильный. - Грамматика и используемая терминология почти верны. Есть синтаксические ошибки. Синтаксис почти верный. - Грамматика и использование терминов неверны. Синтаксис неверен. | 5
3
0 | |
Навигация | - Организационная структура ясна и очевидна. Навигация видна сразу при открывании сайта. Страницы привлекательны. Все элементы навигации логичны. На каждой странице однотипные элементы навигации. - Организационная структура существует. Навигация видна при открывании сайта. Почти все элементы навигации логичны. Навигация почти всегда ясна. - Навигации нет при открывании сайта. Элементы навигации нелогичны или отсутствую вовсе. Последовательность загрузки страниц неочевидна. | 5
3
0 | |
Внешний вид | - Внешний вид дает возможность легко воспринимать содержание. Фон и текст соответствуют друг другу. Графические элементы необходимы и достаточны. Есть мультимедийные элементы и они работают на основную идею. Есть гиперссылки на другие сайты и они полностью соответствуют содержанию. - Внешний вид почти всегда дает возможность легкого восприятия содержания. Фон почти всегда соответствует тексту. Возможно несоответствие количества или качества графических элементов. Мультимедийные элементы не всегда используются эффективно. Есть гиперссылки - Внешний вид не соответствует эстетическим требованиям и содержание трудно воспринимается. Слабое соответствие между фоном и текстом. Графика плохо соответствует. Мультимедийных элементов нет. Гиперссылки не всегда работают или они не соответствуют содержанию. | 5
3
0 | |
Защита работы | Качество доклада
| - Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы - Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации - Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования | 10
5
0 |
Объем и глубина знаний по теме
| - Докладчики демонстрируют эрудицию, отражают межпредметные связи - Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний -Докладчики обнаруживают полное невладение материалом | 10
5
0 | |
Культура речи, манера держаться перед аудиторией
| - Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории - Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории - Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории | 10
5
0 | |
Ответы на вопросы
| - Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы. - Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы - Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно | 10
5
0 | |
Деловые и волевые качества докладчика | - Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен - Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность - Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов | 10
5
0 |
Оценка «5» - 140 -110
Оценка «4» - 109 - 80
Оценка «3»- 79 -60
Оценка «2 – 59 - 0