«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы» дистанционной формы обучения

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру - на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом. Благодаря большей "методической" свободе и независимости дистанционное обучение в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями школьным образованием строится на инновационных подходах к обучению.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы» дистанционной формы обучения


Многое изменилось в образовании… Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы о том, как сделать урок интересным, познавательным, как увлечь ребят своим предметом, как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Я, как любой учитель, думаю о том, чтобы ребята на уроке работали творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет организовать учебный процесс таким образом, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения, на мой взгляд, состоит в следующем:

соответствие концепции гуманизации образования;

преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

использование личностно ориентированного обучения;

поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.


Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

формирование личностных качеств учащихся;

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

развитие различных типов мышления;

формирование качественных знаний, умений и навыков.


Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса;

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

включение учащихся в креативную деятельность;

тщательный отбор материала и способов его подачи.


В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитие критического мышления;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке.


Основными принципами инновационного обучения являются:

креативность (ориентация на творчество);

усвоение знаний в системе;

нетрадиционные формы уроков;

использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

ассоциативный ряд;

мозговая атака;

эссе;

дидактическая игра;

исследование текста;

работа с тестами;

нетрадиционные формы домашнего задания.


На своих уроках я чаще всего использую технологии проблемного обучения и развития критического мышления. Успешными являются многие приёмы, но мне и детям больше нравится “Погружение”, которое предлагает длительное занятие одним словесно

знаковым предметом, при котором уроки “основного” предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы, а сами “погружения” повторяются через определенные промежутки времени. Предполагается, что такое построение учебного процесса способствует более глубокому и основательному усвоению знаний.

Я также применяю активные формы обучения (групповая работа, игра, зачетная форма контроля знаний).

Элементы данной технологии я применила на уроках развития речи в 5 классе. Чтобы сделать уроки эмоциональнее, использовала технологию “погружение” и в более широком смысле: объединяла уроки темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации известных художников, музыкальные произведения; водила детей на прогулку в осенний парк, где школьники наблюдали за окружающей природой, выразительно читали стихи на осеннюю тему. Своеобразный итог этого рабочего дня – подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тему.


Урок-презентация, или урок-представление - это, на мой взгляд, самое верное средство увлечь ребят. Дать учащимся научную картину мира, сформировать качества личности, позволяющие успешно адаптироваться в обществе - эти задачи в значительной мере обеспечиваются внутрипредметными, межпредметными связями.


Уроки литературы призваны помочь школьникам понять природу и сущность литературы как вида искусства, её место в жизни человека и общества; узнать основные законы литературного творчества; освоить опорные понятия и категории литературоведения; овладеть навыками анализа художественного текста, чтобы стать подлинным читателем, ценителем литературы и получить от неё глубокое эстетическое наслаждение.

Урок - дискуссия включает в себя постановку проблемы, индивидуальную работу с текстом, коллективное обсуждение версий, выбор или составление единой общей версии, формы её подачи - устный ответ, график, инсценировка, опорный конспект.


Основные задачи дискуссии:

обмен первичной информацией;

выявление противоречий;

переосмысления полученных сведений;

сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

уважение к различным точкам зрения ее участников;

совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.


Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора информации.

Необходимо уметь не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа: вызов – осмысление – рефлексия.

Первый – вызов. Его присутствие на каждом уроке обязательно. Он позволяет:

актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Второй – осмысление, которое предполагает другие задачи. Ученик

получает новую информацию; осмысливает ее; соотносит с уже имеющимися знаниями; ищет ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.


Третий этап – рефлексия. Здесь основным является:

целостное осмысление, обобщение полученной информации;

присвоение нового знания, новой информации учеником;

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.


На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Подобную работу целесообразно проводить в 9-11 классах, когда ребята учатся писать интерпретации при подготовке к сочинениям, олимпиадам, ГИА и ЕГЭ.

Примером метода критического мышления может служить синквейн.

Эффективным также нахожу на некоторых уроках работу с кластерами.


Подготовительная работа:

1. Выбираю текст для чтения, который неизвестен для обучающихся (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

Динамичный, событийный сюжет;

Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.


2. Текст заранее делю на смысловые части. Прямо в тексте отмечаю, где следует прервать чтение: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Заранее продумываю вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у обучающихся различных мыслительных навыков. Организую процесс чтения с остановками, внимательно слежу за соблюдением правил работы с текстом.

Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть «С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку) в 10 классе, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».


Последовательность действий проста и логична:

посередине чистого листа (классной доски) пишу ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

вокруг «накидываю» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

по мере записи, появившиеся слова соединяют прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.


В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей;

не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Работая в 10 классе с текстом, я применяю данный метод:

Чтение и прослушивание текста М. Пришвина с 1 по 11 предложение. По ходу чтения вместе с обучающимися создаем «поле идей», т.е. графически организуем текст.

Последовательность действий при построении кластера проста и логична:

устанавливаем ключевое слово текста;

вокруг «накидываем» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

(1)Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. (2)Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. (3) Я сказал бы, что душа - это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. (4) Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебниках психологии. (5) В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некой сущности, обитающей в теле. (6) И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. (7) Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все.(8) Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет я через это страданье узнавал свое значение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. (9) И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого… (10) И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

(11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.

Создание кластера №1 и беседа по нему.

Кластер №1

Мы пришли к выводу, что, по Пришвину, душа – это любовь.

Согласны ли вы с таким выводом?

Какое определение слову «душа» дает «Толковый словарь русского языка»?

(Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание и свойство характера.)

Какое сопутствующее понятие можете назвать?

(Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, их выполнение.)

Перечитайте 11 предложение. (11) И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей, и душа – это и значит – любовь.


Запишите вывод. Нравственность = любви: к себе, к людям, к природе, к труду, к жизни.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра.

Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности.

Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее