ГБОУ школа – интернат с. Малый Толкай
Сообщение на МО воспитателей
Тема:
«Использование экскурсий в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.»
Подготовила: Измайлова М.Н.
2019-2020 учебный год
Сообщение на МО воспитателей
Тема: Использование экскурсий в работе по социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
Свое выступление я хочу начать с таких слов:
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив
Мир «особого» ребенка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
В нашей школе – интернате обучаются дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, множественными нарушениями развития. Типичной особенностью всех категорий обучающихся является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи, эмоционально-волевой сферы, моторики.
Проблема включения детей с нарушением интеллекта в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Проблемы социальной адаптации решаются в последние годы все труднее. Это дети, состояние здоровья, которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условиях обучения и воспитания. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми мы все знаем, является индивидуальный подход с учетом специфики и здоровья каждого ребенка. Успешной адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта способствует внеклассная работа, которая включает в себя работу классного руководителя и воспитателей. Это и кружковая работа, организация отдыха и досуга, но наибольший интерес у детей вызывает экскурсия.
И в моей педагогической работе важное место занимает экскурсия. Экскурсия - эффективная организационная форма работы по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации.
Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (памятников прошлого, механизмов, произведений искусства и так далее), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.
В рамках учебной и внеурочной деятельности я использую организацию экскурсий с целью:
- введения в тему, получения новой информации; закрепления и углубления знаний;
- накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, расширения кругозора;
- развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
- воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;
- осуществления связи обучения с жизнью.
Любой экскурсии предшествует подготовительная работа. Заранее продумываю цели, задачи, содержание и методы. Знакомлю учащихся с темой и планом экскурсии, к правилам поведения в транспорте, практическими заданиями, вопросами, на которые дети должны получить ответы. Знания и речевой материал после экскурсий закрепляется в устных рассказах, беседах, выставках рисунков в классе.
Мы с учениками нашей школы побывали в городе Самара и посетили Цирк на воде. Не передать словами, сколько было радости у детей, когда они смотрели это представление. Дети с любопытством наблюдали за ярким оперением попугаев и павлинов, дельфины показывали свое мастерство в воде. Яркие спецэффекты приводили детей в восторг.
Такие мероприятия обогащают учащихся с интеллектуальными нарушениями новыми понятиями и представлениями об окружающем мире, воспитывают доброе отношение ко всему живому.
С целью социальной адаптации и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводим экскурсии обществоведческого плана. Неоднократно ездили на экскурсию в Краеведческий музей в город Похвистнево. Цель таких экскурсий: развить интерес к познанию истории родного края через краеведческий материал, воспитывать патриотические чувства. Познавательные программы были посвящены истории стекла, ребята узнали когда образовался город, почему его так назвали. В конце мероприятия была организовано посещение памятников и мемориалов. Мы побывали у Монумента Славы, памятника Труженикам Тыла, Вечного огня.
Эти экскурсии дают возможность учащимся узнать интересные факты из истории родного края, обычаях, обрядах, традициях земли похвистневской. Дети учились играть в старинные народные игры, взаимодействовать друг с другом, участвовать в коллективных делах. Посещение познавательных программ, выставок, музеев несет радость и настроение школьников, дети их всегда с нетерпением ждут.
Осуществляя программу патриотического воспитания, побывали с детьми в школьном Музее. Такие встречи очень важны для наших учащихся. Они воспитывают интерес к историческому прошлому, любовь к Родине, желание приносить добро людям. В ходе мероприятий дети смогли приобщиться к истории нашего Отечества, стали понимать, какой огромной ценой досталась Победа и кому мы должны быть благодарны за нашу мирную счастливую жизнь.
Частыми событиями стали посещения детьми культурно-просветительных учреждений например в сельскую библиотеку. Заведующая библиотекой Игаева Т.Б. помогает детям приобщиться к миру прекрасного, учит соблюдению правил культурного поведения в общественных местах, любовь и интерес к чтению. Ребята нашего класса посмотрели поучительный спектакль в театре «САД», где артистами были их сверстники, ребята показали будни школьной жизни.
Для знакомства с профессиями: продавец, заведующая почтой и аптекой, медецинская сестра, организовывали встречи со специалистами на местах их работы. Цель этих мероприятий - не только познавательная, но и практическая: научить совершать покупки в магазинах, лекарства в аптеке, покупать на почте газеты, журналы и открытки, приобретать навыки общения с людьми.
С целью профессиональной ориентации и социальной адаптации наши ребята посещали элеватор в селе Кинель - Черкассы и ОАО «Мукомол», где воочую увидели «Как хлеб попадает к нам на стол»., познакомились с профессиями. В нашем районе в селе_________ есть цех по приготовлению лимонада, там тоже побывали наши ребята. В нашем селе ребята побывали на маслобойке, попробовали свежее, ароматное подсолнечное масло. Побывали на ферме и зернотоке. Цель этих экскурсий уточнить и обобщить значение данных профессий, воспитывать трудолюбие, желание в дальнейшем приносить посильную пользу в обществе.
Заключительный этап экскурсии проводим в школе. Обязательно анализируем увиденное и услышанное, закрепляем полученные знания, делимся впечатлениями, узнаем мнения о мероприятии.
Хочется подчеркнуть, что школа должна научить воспитанников с ограниченными возможностями здоровья культуре восприятия нового, воспитать потребность в посещениях музеев, выставок, спектаклей, концертов.
Экскурсии в коррекционной школе развивают у детей наблюдательность, способствуют адаптации в окружающем мире, обеспечивают закрепление понятий и представлений, воспитывают положительную мотивацию учения. Экскурсии повышают интерес учащихся к получению новых знаний и умений, обогащают жизненный опыт, способствуют приобретению практических навыков жизни в обществе.
У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.
Есть надежда на то, что социальная адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью пройдет успешно. Осуществляемая мною работа снимет трудности вхождения детей в социум, расширит круг их социальных контактов, а главное - принесет успехи в развитии личности воспитанников.
Литература.
Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г.Петровой.- М.: Просвещение,1980
Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ, 2015.