Искусство жестовой песни.
Подготовила: Мещерякова Ирина Михайловна
Аннотация
В данной статье подчёркивается важность жестового языка в жизни неслышащего ребёнка.
«Ничто не придаёт столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях.; без жестов самое красивое лицо – маловыразительно».
(Готхольд Эфраим Лессинг)
Жестовая песня - специфический вид искусства, очень популярный среди детей с нарушениями слуха. Этот вид искусства помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить свои творческие способности, снять языковой барьер.
Жестовая песня – прекрасный шанс для детей с нарушениями слуха – проявить себя в искусстве и выразить своё «Я». Жестовое пение – это сплав актёрского мастерства, хореографии, языка жестов. Оно даёт возможность самовыражения и спасает от ощущения глухоты, замкнутости; способствует развитию слухового восприятия, памяти, ритма, пластики. Сама постановка жестовой песни – процесс трудоёмкий, занимающий иногда несколько недель, Разучиваются слова, затем жесты, отрабатывается чёткая артикуляция. Очень важна гибкость рук, пластичность движений.
При исполнении жестово-мимических композиций дети совершенствуют навыки общения; учатся передавать жестами, мимикой, позой, взглядом основные эмоции; понимать эмоциональное состояние: весёлое, грустное, торжественное, главное учатся выражать жестами и мимикой содержание песни.
Песня выражает естественные чувства человека. Не зря говорят: «Душа поёт». А разве душа неслышащего ребенка не может петь? Может. И песня находит себе выход в жестах – языке, который доступен всем людям с нарушением слуха. Детям интересно «петь» вопреки тому, что природа не предусмотрела для них такой возможности. Итальянский поэт Андрея Ароника, оглохший в раннем детстве, написал «Оду рукам», в которой есть такие строки:
«Если видели вы полёт чайки,
Её взмахи в полёте крылами …
Пусть сравнение необычайно –
Песни тоже поют руками ….»
Важным компонентом песни является жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств эмоционального выражения.
Неречевая коммуникация (передача песни жестами) представляет собой сложный процесс взаимодействия: в нём участвуют и жест, и мимика, и артикуляция.
Мимика – это координированные движения мышц лица, также как и жесты, отражающие чувства и эмоции человека. Этот «зрительный язык» помогает в сочетании с выразительными жестами, пластичными движениями, чёткой артикуляцией, передавать содержание песни, выражать через исполнение жестовой песни состояние души, чувства, эмоции.
«Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике …» - говорил Цицерон.
В белгородской газете «Смена» от 27.11.2012 года была опубликована статья, А.Шацкой «И жесты выразительнее слов!», в которой рассказывается о талантливых воспитанниках специальной (коррекционной) школе-интернате №23 для детей с нарушениями слуха. Учащиеся школы успешно выступают на творческих фестивалях и конкурсах, где занимают призовые места в номинации «Жестовое пение»; становятся лаурятами. Лаурятами межрегионального фестиваля «Звонкая капель» (г.Тамбов) стали воспитанники школы – Карпенко Игорь и Селютина Наталья, которые покорили зрителей и жюри артистичным, изящным исполнением исполнением жестовых песен.
На общегородском конкурсе «Мы ищем таланты» - также отличились воспитанники школы, которые заняли все призовые места в номинации «С песней по жизни».
Благодаря талантливым артистам школы-интерната №23, жестовая песня стала популярной в городе. Жестовые песни «звучат» в колледжах и институтах, где выступают и учатся бывшие ученики школы. Слышащие зрители отмечают, что «песни» переложенные на язык жестов – это очень красиво».
«Так давайте вместе
За руки возьмёмся
И отправимся в чудесную страну,
Где к прекрасному искусству прикоснёмся
Тайну музыки откроем не одну».
Искусству жестовой песни посвящены стихи организаторов творческого фестиваля «душа поёт» - Ирины и Татьяны Нефёдовых:
« Душа поёт» Услышь меня, Всевышний
И дай мне силы к облакам взлететь»-
Объять звучащий мир
И мир неслышный,
Руками, сердцем и душою спеть!»
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПБ. 1997
Гейльман И.Ф. Культура жесто-мимической речи. СПб.: Павел, 2004
Гейльман И.Ф. Совершенствование жестики на основе языка слов. СПб.: Павел, 2001
Гейльман И.Ф. Ваш друг Жестика. СПб.: ВОГ, 2004
Зайцева Г.Л. Жестовая речь. М.: Владос. 2000
Игнатенко А.А. Взаимодействие слова и речевого жеста. СПб.: Павел, 1997
Кузнецов М.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. М.: Феникс. 2007
Фрадкина Р.Н. Говорящие руки. М.: ВОГ. 2001