«Зимний фестиваль знаний 2025»

Искусство жестовой песни.

В данной статье подчёркивается важность жестового языка в жизни неслышащего ребёнка.

«Ничто не придаёт столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях.; без жестов самое красивое лицо – маловыразительно».

(Готхольд Эфраим Лессинг)

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Искусство жестовой песни.

Подготовила: Мещерякова Ирина Михайловна


Аннотация

В данной статье подчёркивается важность жестового языка в жизни неслышащего ребёнка.



«Ничто не придаёт столько выражения и жизни, как жесты, движения рук, особенно при душевных волнениях.; без жестов самое красивое лицо – маловыразительно».

(Готхольд Эфраим Лессинг)

Жестовая песня - специфический вид искусства, очень популярный среди детей с нарушениями слуха. Этот вид искусства помогает детям эмоционально раскрепоститься, развить свои творческие способности, снять языковой барьер.

Жестовая песня – прекрасный шанс для детей с нарушениями слуха – проявить себя в искусстве и выразить своё «Я». Жестовое пение – это сплав актёрского мастерства, хореографии, языка жестов. Оно даёт возможность самовыражения и спасает от ощущения глухоты, замкнутости; способствует развитию слухового восприятия, памяти, ритма, пластики. Сама постановка жестовой песни – процесс трудоёмкий, занимающий иногда несколько недель, Разучиваются слова, затем жесты, отрабатывается чёткая артикуляция. Очень важна гибкость рук, пластичность движений.

При исполнении жестово-мимических композиций дети совершенствуют навыки общения; учатся передавать жестами, мимикой, позой, взглядом основные эмоции; понимать эмоциональное состояние: весёлое, грустное, торжественное, главное учатся выражать жестами и мимикой содержание песни.

Песня выражает естественные чувства человека. Не зря говорят: «Душа поёт». А разве душа неслышащего ребенка не может петь? Может. И песня находит себе выход в жестах – языке, который доступен всем людям с нарушением слуха. Детям интересно «петь» вопреки тому, что природа не предусмотрела для них такой возможности. Итальянский поэт Андрея Ароника, оглохший в раннем детстве, написал «Оду рукам», в которой есть такие строки:

«Если видели вы полёт чайки,

Её взмахи в полёте крылами …

Пусть сравнение необычайно –

Песни тоже поют руками ….»

Важным компонентом песни является жест – выразительное движение рук, служащее одним из средств эмоционального выражения.

Неречевая коммуникация (передача песни жестами) представляет собой сложный процесс взаимодействия: в нём участвуют и жест, и мимика, и артикуляция.

Мимика – это координированные движения мышц лица, также как и жесты, отражающие чувства и эмоции человека. Этот «зрительный язык» помогает в сочетании с выразительными жестами, пластичными движениями, чёткой артикуляцией, передавать содержание песни, выражать через исполнение жестовой песни состояние души, чувства, эмоции.

«Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике …» - говорил Цицерон.

В белгородской газете «Смена» от 27.11.2012 года была опубликована статья, А.Шацкой «И жесты выразительнее слов!», в которой рассказывается о талантливых воспитанниках специальной (коррекционной) школе-интернате №23 для детей с нарушениями слуха. Учащиеся школы успешно выступают на творческих фестивалях и конкурсах, где занимают призовые места в номинации «Жестовое пение»; становятся лаурятами. Лаурятами межрегионального фестиваля «Звонкая капель» (г.Тамбов) стали воспитанники школы – Карпенко Игорь и Селютина Наталья, которые покорили зрителей и жюри артистичным, изящным исполнением исполнением жестовых песен.

На общегородском конкурсе «Мы ищем таланты» - также отличились воспитанники школы, которые заняли все призовые места в номинации «С песней по жизни».

Благодаря талантливым артистам школы-интерната №23, жестовая песня стала популярной в городе. Жестовые песни «звучат» в колледжах и институтах, где выступают и учатся бывшие ученики школы. Слышащие зрители отмечают, что «песни» переложенные на язык жестов – это очень красиво».

«Так давайте вместе

За руки возьмёмся

И отправимся в чудесную страну,

Где к прекрасному искусству прикоснёмся

Тайну музыки откроем не одну».

Искусству жестовой песни посвящены стихи организаторов творческого фестиваля «душа поёт» - Ирины и Татьяны Нефёдовых:

« Душа поёт» Услышь меня, Всевышний

И дай мне силы к облакам взлететь»-

Объять звучащий мир

И мир неслышный,

Руками, сердцем и душою спеть!»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ



  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПБ. 1997

  2. Гейльман И.Ф. Культура жесто-мимической речи. СПб.: Павел, 2004

  3. Гейльман И.Ф. Совершенствование жестики на основе языка слов. СПб.: Павел, 2001

  4. Гейльман И.Ф. Ваш друг Жестика. СПб.: ВОГ, 2004

  5. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. М.: Владос. 2000

  6. Игнатенко А.А. Взаимодействие слова и речевого жеста. СПб.: Павел, 1997

  7. Кузнецов М.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. М.: Феникс. 2007

  8. Фрадкина Р.Н. Говорящие руки. М.: ВОГ. 2001



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее