Интегрированный урок
Математика – Биология
Тема: «В мире необыкновенных животных»
(умножение и деление обыкновенных дробей)
в 6 классе
Учителя: Иргашева Х.М
Туйчиева З.Т.
Цели урока:
Образовательные: обобщение и закрепление приобретенных знаний и умений по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей».
Развивающие: развитие наблюдательности, логического мышления, критического мышления посредством решения задач; развитие навыков самоконтроля и самооценки достигнутых знаний и умений.
Воспитательные: воспитание у учащихся умения работать парами, слушать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения.
З адачи урока.
- развитие навыков устного счета;
- развитие навыков решения текстовых задач;
- формирование грамотной математической речи;
- установление межпредметных связей – биологии и математики;
- расширение кругозора учащихся по предметам биологии и математики;
- повышение интереса к предметам биологии и математики;
- познакомить учащихся с некоторыми малоизвестными животными.
Оборудование: проектор, экран, презентация, раздаточный материал, доска, мел.
Программные средства: PowerPoint; Microsoft Office.
Образовательные технологии: технология подготовки урока в современной информационной среде; технология сотрудничества; технология интеграции различных школьных дисциплин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учеников. Учитель сообщает тему урока и форму его проведения. Учащиеся разбиваются на пары.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке, для повторения наших знаний по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей», мы отправимся в мир необыкновенных животных (слайд №1).
2. Актуализация знаний по теме.
Для актуализации знаний проводится устный счет.
Устный счет проходит в форме индивидуальной работы с последующим обсуждением решений и самопроверкой.
Формирование УУД: личностных (формирование силы воли, нравственно-этического оценивания); познавательных (структурирование знаний); регулятивных (контроль, коррекция); коммуникативных (умение выражать свои мысли).
На экране появляется фотография животного и задание для устного счета (слайд №2).
З адание №1: «Выполнив действия и расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете название этого животного
: ;
∙ 1
3
;
18
».
Каждому примеру соответствует буква. Выполнив задание правильно, ребята узнают название животного «ПАНГОЛИН».
Д алее проводится самопроверка. В ходе устной работы учащиеся проверяют не только правильность своих ответов, но и, по просьбе учителя, формулируют правила умножения и деления обыкновенных дробей, перевода смешанного числа в неправильную дробь, нахождения процентов от числа. Правильные ответы появляются на экране рядом с соответствующим заданием. - Узнав название этого необыкновенного животного, конечно, хочется узнать о нем немного больше.На экране появляется небольшая информация о панголине (слайд №3).
«В тропиках Африки и Южной Азии живут совершенно уникальные, небольшие — длиной не более полутора метров — четвероногие существа. Само название «панголин» в переводе с малайского означает «свёртывающийся в шар» , т.к. почувствовав опасность, он скручивается подобно ежу. Этих уникальных ящероподобных зверей на Земле совсем немного, всего 5-7 видов. У них небольшая вытянутая голова с крохотными глазками и едва заметными ушками. Короткие лапы вооружены когтями, которыми они разрывают землю и термитники. А мощным хвостом эти звери помогают себе лазать по деревьям и прикрываются при опасности. Все их тело, кроме брюха и горла, покрыто костными пластинами-чешуями треугольной или четырехугольной формы».Ребята могут добавить то, что они знают об этом животном.
Работа по теме урока.
На этом этапе урока ученики работают парами, консультируясь и помогая друг другу.
Формирование УУД: познавательных (структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, определение основной и второстепенной информации, перевод словесной формулировки в знаково-символическую; выдвижение гипотез и их обоснование); регулятивных (целеполагание, самоконтроль и взаимоконтроль, коррекция); коммуникативных (планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнера, умение точно выражать свои мысли).
З адание №2 (слайд №4).
«На нашей планете есть много удивительных мест, одно из них зашифровано в этих двух уравнениях. Решив эти уравнения и отметив на карте координаты южной широты (х - из первого уравнения) и восточной долготы (у – из второго уравнения), мы попадем в этот уникальный природный уголок и узнаем, какое редкое животное обитает только там.
»
На каждой парте, в качестве раздаточного материала, имеется географическая карта.Ученики решают в парах уравнения, отмечают на карте соответствующие координаты и попадают на остров Мадагаскар.Две пары учащихся, которые раньше всех выполнят задание, имеют право написать свое решение на доске.На экране на слайде №4 появляются правильные ответы, а на слайде №5 (географическая карта) появляется отметка на острове Мадагаскар. Далее у учащихся можно узнать, каких животных, обитающих только на Мадагаскаре, они знают.На слайде №6 представлена небольшая информация о фоссах – уникальных животных, обитающих только на Мадагаскаре. «Фосса водится лишь на Мадагаскаре, где является самым крупным наземным хищником. По оценкам зоологов, в природе осталось не более 2500 фосс. Фоссы живут в лесу и мастерски лазают по деревьям. Даже маленькие фоссята всего двух месяцев от роду запросто скачут с ветки на ветку. Предки фоссов были таких же размеров, как и львы, но в процессе эволюции их размеры уменьшились».
З адание №3. На слайде №6 появляется задача на логическое мышление:
«В тени деревьев расположились несколько больших фосс и маленьких фоссят. Если к ним придет еще одна маленькая фосса, то больших и маленьких фосс станет поровну, а если придет одна большая фосса, то больших танет в два раза больше, чем маленьких. Сколько больших и сколько маленьких фосс было первоначально?» Ответ: 3 больших и 2 маленьких).Первая пара, решившая эту задачу, рассказывает свое решение у доски.Далее происходит обсуждение этого решения, ребята могут дополнить ответ, задать вопрос, рассказать свое решение.
3) Физкультминутка.- Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы на Мадагаскаре. Потянитесь, как маленькие фоссята. С хорошим настроением продолжим наше путешествие. 4) - А теперь переместимся в Японию, где был выведен совершенно необыкновенный петух. В чем же его уникальность? Слайд №7.На экране появляется небольшая информация о петухе онагадори, обладателе самого длинного хвоста.«Чем интересны петухи онагадори?
Прежде всего своими хвостами. В переводе с японского «о» — означает «хвост», «нага» — «длинный», «дори» — «домашняя птица». Невероятно, но хвост у петухов этой породы может вырастать в длину до десяти метров. Хвостовые перья не выпадают каждый год, а растут в течение всей жизни птицы. Очень редкая и ценная порода была выведена в Японии более 300 лет назад и там же разводится».Далее на экране появляется задача, которую учитель предлагает решить ребятам двумя способами.
Задание №4.«Длина хвоста годовалого петуха онагадори равна 1 м. На сколько сантиметров в год должен расти хвост, чтобы через 8 лет его длина была равна 6,8 м.»По окончании работы, првые две пары учащихся рассказывают свое решение у доски. Можно обсудить с ребятами, какое решение в данном случае было более рациональным. - А теперь переместимся в Гималаи. Всем вам хорошо известны панды – черно-белые забавные медвежата. А знаете ли вы, что существует еще один вид панд: малая или красная панда, очень редкий вид животных.На слайде №8 предлагается небольшая информация об этом животном.«Малая или красная панда. Симпатичный зверь размером с крупного домашнего кота, малая панда с полосатым хвостом похожа на енота. За яркую шерсть её называют «огненной лисой», а за повадки – «кошачьим медведем». Родина красной панды - юго-восточная часть Гималайских гор, где ее находят на высоте 2000-4000 м. Малая панда включена в списки Международной Красной книги как вымирающий вид». Ученикам предлагается для решения задача на проценты, которая появляется на слайде №8.
Задание №5. «В середине прошлого века в мире насчитывалось примерно 3500 малых панд, что составляет 140% от количества панд, существующих сегодня. Сейчас 14% этих животных содержатся в зоопарках мира. Сколько малых панд живут в зоопарках?»Учитель с классом обсуждает решение этой задачи. На слайде №9 пошагово появляются действия, чтобы ученики смогли проверить правильность своего решения.
Домашнее задание.Формирование УУД: личностных (смыслообразование), познавательных (поиск и выделение необходимой информации, моделирование)На листе формата А4 коротко представьте какого-нибудь необычного или любимого вами животного и придумайте задачу о нем.
Рефлексия.
Формирование УУД: личностных (нравственно-этическая ориентация), регулятивных (оценка результатов работы).
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы:
- что я сегодня узнал нового?
- что мне особенно удалось?
- что мне было интересно?
- что для меня оказалось трудным?
- Ребята, оцените свою работу на уроке, поставьте оценку в тетрадь. Спасибо за урок!