«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интегрированный урок "Микромир"

Интегрированный урок "Микромир" физико-математической направленности.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок

«МИКРОМИР»

Класс: 7

Предметы: физика, математика

Разработка урока: Шалаева Марина Николаевна

Форма: интегрированный урок – монтаж обобщения знаний и умений.

Методическая цель: создание условия для развития предметных и метапредметных УУД у обучающихся через интегрированный подход в изучении предметов физико – математического цикла.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

  • Расширение знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

  • Совершенствование умения записи числа в стандартном виде.

  • Совершенствование навыка оформления и решения физических задач.

  • Интегрирование знаний и умений, полученных в теме «Свойство степеней», запись числа в стандартном виде с задачами физического содержания.

  1. Регулятивные:

  • Воспитание самостоятельности.

  • Формирование целостного восприятия окружающего мира у учащихся.

  1. Коммуникативные:

  • Развитие умения слушать.

  • Развитие навыков владения монологической и диалогической речью; разговорным, научно-публицистическим стилями представления информации.

  • Развитие кругозора у учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, приветствие участников урока и семинара. Краткая инструкция о раздаточных пособиях и тренажерах.

  2. Активизация внимания учащихся:

Эпиграф:

«… все науки по мере совершенствования становятся по своему характеру математическими»

А.Н. Уайтхед (1911 г.)

??? Как Вы думаете, почему у сегодняшнего занятия такой эпиграф?

(ответы учащихся)

У: Т.О. подведем итог: математика - царица всех наук, фундамент, основа…

Тема нашего занятия «МИКРОМИР».

??? Как Вы думаете, о чем пойдет речь? Как расшифровать это слово?

(ответы учащихся)

У: из словаря С.И.Ожегова:

«Микро» - первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам.

От греческого «микрос» - малый.

«Мир» - отдельная часть жизни, явлений, предметов.

Т.О. в рамках сегодняшнего урока будем понимать под «Микромиром»: в физике – мир мельчайших частиц (молекул и атомов); в математике – мир «чисел - карликов».

  1. Постановка цели занятия:

Наша задача сегодня обобщить знания (как физические, так и математические) о Микромире.

  1. Ход занятия:

Блок физика:

  • Мини – сообщение «Первоначальные знания ученых о строении веществ. О понятие элемент…».

«Из чего построен окружающий нас мир? Впервые попытались дать ответ на этот вопрос древние греки более 25 веков тому назад.

Ответы их кажутся на первый взгляд странными:

Фалеса, утверждал, что все состоит из воды,

Анаксимен, говорил, что мир построен из воздуха,

Гераклит утверждал, что все состоит из огня.

Эмпедокл утверждал, что элементов четыре: земля, вода, воздух и огонь. В это учение внес поправки Аристотель.

Согласно Аристотелю, все тела состоят из одного и того же вещества, но это вещество мо­жет обладать различными элементами-свойст­вами.

Этих невещественных свойств четыре: холод, тепло, влажность и сухость. Соединяясь по два и будучи приданы еди­ному веществу, элементы-свойства Аристотеля образуют элементы Эмпедокла. Ввиду трудности ответа на ряд вопросов, философы древности добавили к четырем элементам свойствам еще «божественную квинтэссенцию» — что-то вроде бога-повара, сва­ривающего воедино разнородные элементы-свой­ства.

Впрочем, очень долгое время, почти вплоть до XVIII в., учение Аристотеля было признано церковью. Сомнение в его спра­ведливости каралось как ересь.

И все же сомнения эти возникали. Породила их алхимия. Уже в далекие времена человек знал, что большинство окружающих нас тел способно превращаться в другие. Такие явления, как были хорошо известны людям. Это, казалось бы, не противоречило учению Аристотеля.

Науку об изготовлении золота и философского камня, о превращении любого тела в любое другое средневековые арабы назвали алхи­мией. В XVII в. многим стало ясно, что число основных элементов несравнимо больше четы­рех. Ртуть, свинец, сера, золото, сурьма оказались не разлагаемыми веществами. Утверждать, что они построены из элементов: было бы теперь очевидной нелепостью. Пришлось причислить их к основным элементам мира.

В 1668 г. в Англии вышла в свет книга Роберта Бойля «Скептический химик, или мнения и парадоксы относительно элемент алхимиков». Здесь мы находим совершенно новое определение элемента.

«Я называю элементами,— писал Бойль — некоторые первоначальные и простые, вполне несмешанные тела; эти тела не состоят из дру­гих тел или друг из друга и являются состав­ными частями, из которых сложены все смешанные тела...»

Список элементов Бойля невелик; конечно, в нем были и ошибки: так, в качестве элемент; в списке значился огонь. Впрочем, идеи об элементах-свойствах еще долго жили в науке.

Даже в списке великого Лавуазье, одного из основоположников химии, наряду с действительно существующими элементами фигурируют и несуществующие: теплотвор и световое ве­щество.

В первой половине XVIII в. было известно 15 элементов. К концу века их число возросло до 35. Правда, лишь 23 из них были действитель­но элементами, остальные — это или несу­ществующие элементы, или такие вещества, как, например, едкий натр и едкий калий, которые тогда еще не умели разлагать на составные части. К середине XIX в. в химических руководствах описывалось уже свыше 50 не разложенных веществ.

Новое слово в науке об элементах сказал ве­ликий русский ученый Дмитрий Иванович Мен­делеев, открывший периодический закон, с помощью которого стало возможным искать еще не открытые элементы. Химический элемент – это атом определенного вида.

В начале XX в. были найдены почти все встречающиеся в природе элементы. Их оказа­лось 88. За 40-е и 50-е годы в лабораторных ус­ловиях было искусственно получено еще 15 элементов, не существующих в природе.

Всего в настоящее время известно 109 элементов».

  • Мини – сообщение «О понятиях «атом» и «молекула»».

«Около 2000 лет назад в Древнем Риме была написана оригинальная поэма «О природе вещей». Ее автором был римский поэт Лукреций Кар. Звучными стихами рассказал Лукреций в своем поэтическом произведении о взглядах древнегреческого философа Демокрита на мир, об его учении, о невидимых частичках, из кото­рых построен весь наш мир.



«Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,

Что существуют тела, которых мы видеть не можем…

… на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза»

Наблюдая различные явления, Демокрит пытался дать им объяснение. Вот, например, вода. При сильном нагревании она превра­щается в невидимый пар и улетучивается. Как это можно объяснить? Ясно, что такое свойство воды связано каким-то образом с ее внутренним строением. Демокрит пришел к убеждению, что тела только кажутся нам сплошными, на самом деле они состоят из мельчайших частиц. В самом деле, если вода не является сплош­ным телом, а состоит из «водяных» частиц, то не представляет особого труда объяснить ее превращение в пар. К мысли о таком строении окружающих тел Демокрит приходил и другим путем. Размышляя над вопросом, что будет, если мы начнем делить какое-либо вещество, ска­жем ту же воду, на все более мелкие части, он невольно задумывался, над тем, сможем ли мы продолжать это деление беспредельно. Нет, отвечал философ, если делить воду достаточно долго на все более и более мелкие капельки, то мы получим, наконец, такие частички воды, которые дальше уже делить будет нельзя. Демокрит назвал эти мельчайшие, неделимые далее частички, из которых состоят вода и все другие тела, атомами, что по-гречески означает «не­делимые».

Вот как сформулировал он свое учение об атомах: «Ничто не существует, кроме атомов и пу­стого пространства. Все прочее есть мнение. Сладкое существует только во мнении, во мне­нии существует тепло, холод, цвета... Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме. Различие всех предметов зависит от раз­личия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не су­ществует».

В 1647 г. француз Пьер Гассенди издал кни­гу, в которой развил дальше учение Демокрита. Он попытался объяснить, каким именно образом могут возникать и возникают в мире мил­лионы разнообразных тел природы. Для этого, утверждал он, не нужно большого числа раз­личных атомов. Ведь атомы — это все равно, что строительный материал для домов.

При этом в каждом, теле различные атомы соединяются в небольшие группы.

Эти группы Гассенди назвал молекулами, т. е. «массочками» (от латин­ского слова «молес» — масса). Молекулы различных тел отличаются друг от друга числом входящих в них атомов и ви­дом («сортом») этих атомов.

Вот почему так велико разнообразие окружающих нас тел.

Рассмотрим образование 1 молекулы воды. Одна молекула воды состоит и 2 атомов водорода и 1 атома кислорода.

Однако многое еще во взглядах Гассенди было ошибочно. Так, он считал, что имеются осо­бые атомы тепла, холода, вкуса и запаха. Как и другие ученые того времени, он не мог полностью освободиться от влияния Аристоте­ля, от признания его невещественных элементов.

В сочинениях М. В. Ломоносова, содержатся уже другие мысли, получив­шие подтверждение на опыте много позднее. Ломоносов пишет, что молекула может быть однородной и разнородной. В первом случае в молекулы группируются однородные атомы. Во втором — молекула состоит из атомов, отлич­ных друг от друга.

Понятию сложного («смешанного») вещества отвечает молекула, состоящая из различных атомов.

Простое вещество строится из молекул, состоящих из одинаковых атомов.

Рассмотрим примеры:

  • Однородная молекула:

1 молекула кислорода О2 = 1 атом О + 1 атом О

  • Разнородная молекула:

1 молекула углекислого газа СО2 = 1 атом углерода С + 2 атома кислорода О».

У: рассмотри процесс образования молекул озона. При электрическом разряде во время грозы из 3 молекул кислорода О2 образуется 2 молекулы озона О3. Хочется сказать, что озон –газ светло – синего цвета с характерным запахом, нестоек, токсичен. В природе образуется при грозовых разрядах. В промышленности получают при электрическом разряде в специальных аппаратах – озонаторах. В приземном слое атмосферы озона содержится 10-7 – 10-6 %. Озоновый слой в стратосфере (≈ 25 км от поверхности Земли) поглощает ультрафиолетовое излучение, опасное для всех живых организмов. При остром отравлении озон поражает органы дыхания, раздражает слизистые глаз, вызывает головную боль. Применяют как окислитель для очистки и кондиционирования воздуха, для обеззараживания воды, в производстве некоторых органических веществ (камфара, ванилин, жирные кислоты), в медицине в качестве дезинфицирующего средства.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

??? Озон – это … вещество?

??? 1 молекула озона – это … молекула, состоящая из …?

(ответы учащихся)

Т.О. озон – это простое вещество. 1 молекула озона – это однородная молекула, состоящая из 3 атомов кислорода.

У: Глюкоза – это сахар, содержащийся в сладких фруктах (от греческого glukys сладкий) – моносахарид из группы гексоз. Содержится в свободном виде во всех зеленых растениях. В небольших количествах обнаруживается почти во всех органах, тканях человека и животных.

Формула молекулы глюкозы – С6Н12О6.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

??? Глюкоза – это … вещество?

??? 1 молекула глюкозы – это … молекула, состоящая из …?

(ответы учащихся)

Т.О. глюкоза – это сложное вещество. 1 молекула глюкозы – это разнородная молекула, состоящая из 6 атомов углерода, 12 атомов водорода, 6 атомов кислорода.

У: рассмотрим молекулу кислорода О2.

Расстояние между атомами составляет 0, 000 000 000 121 м – это цифра выражает расстояние между атомами в молекуле кислорода О2 . очень маленькое число, которое неудобно читать и записывать.

У: Физические величины в процессе измерения или вычисления выражают числами. Значения измеряемых вели­чин могут очень сильно отличаться друг от друга и выражаться, соответ­ственно, чрезвычайно малыми или ги­гантскими числами.

Например, разме­ры различных тел лежат в пределах от размеров элементарных частиц до размеров наблюдаемой части Вселен­ной и различаются (страшно предста­вить!) в 1 000 000 000 000 000 000... (надо написать после «1» 60 нулей!) раз! Такое число даже нельзя про­читать.

К макромиру принадлежит пространственная протяженность от 10-8 м до 1020м. К микромиру относится пространственная протяженность -8 м. Также есть и Мегамир его протяженность исчисляется 1020м – это Галактики.

??? Как же записать очень маленькое или очень большое число, чтобы сэконо­мить бумагу и чернила и чтобы было легче оперировать этими числами — складывать, умножать, делить и т. д.?

(ответы учащихся)

У: Т.О. чтобы записать очень большое число нужно сдвинуть запятую вправо и при этом ввести число 10 в степени. Показатель степени – это натуральное число, показывающие, сколько раз надо число 10 умножить само на себя, чтобы получить искомое число.

Чтобы записать очень маленькое число «число - карлик» (десятичную дробь) нужно запятую передвинуть влево и при этом ввести число 10 в отрицательной степени.

Наиболее удобный способ сокра­щения записи чисел заключается в использовании множителя 10 (десять) в некоторой степени. Например, число 2000 (2*1000) можно записать как 2*103. Степень десяти (в данном слу­чае «3») показывает, сколько нулей нужно приписать справа, за первым сомножителем (в данном примере «2»). Такую операцию называют за­писью числа в стандартном виде.

Стандартный вид записи числа – это запись вида а • 10n , где 1 а n – целое число. Число n называется порядком числа а.

Расстояние между атомами кислорода в молекуле: 0,000 000 000 121 м.

Запишем это число в стандартном виде:

0,000 000 000 121 м = 1,21 • 10-10 м

У: В дальнейшем результаты измере­ний мы будем записывать в стандарт­ной форме. Это не только удобнее, но и позволяет легче оценивать точ­ность результатов.

Блок математика:

У: математический тренажер «Запись числа в стандартном виде и наоборот»

Запишите в стандартном виде числа:

1) 0,73 =

2) 800,5 =

3) 0,0025 =

4) =

5) =

Запишите в виде числа:

1) =

2) =

3) =

4) =

5) =

Проверим.

У: расстояние между атомами в молекуле О2 столь малы, что для их измерения пришлось выбрать и подходящие единицы. единица, особенно удобная для описания атомного мира, называется ангстрем (правда, фамилия шведского ученого, именем которого названа эта единица, правильно читается Онгстрем; для напоминания об этом над буквой А поставлен значок: Ǻ):

1 Ǻ = 10-8 см,

1 Ǻм = 10-10 м.

Блок физика и математика:

У:

  • Запишите диаметр молекул в стандартном виде и при помощи приставки (Ǻм):


Водород (атом): d = 0, 000 000 000 12 м = ………………….м = …….… Ǻм

Водород (молекула): d = 0, 000 000 000 23 м = …………….. м = ………… Ǻм

Кислород: d = 0, 000 000 000 37 м = ……………….. м = …….… Ǻм

Вода: d = 0, 000 000 000 3 м = ……………………… м = …….… Ǻм

  • Запишите диаметр молекул в обыкновенном виде:


Гелий: d = 2 • 10 -10 м = …………………………….м

Хлор: d = 3,7 • 10 -10 м = …………………………... м

У: в математике микромир – это «числа - карлики» - степень с отрицательным показателем. В физике степень 10-6 заменяется приставкой «микро» (мк).

  • Запишите размер молекулы в стандартном виде и при помощи приставки (микро):

Эритроциты (красные кровяные тельца):

d = 0, 000 007 5 м = ……………….. м =…………мкм

У: другие «числа – карлики», используемые для измерения малых длин и размеров

- Множитель: 10 -9 - приставка: н (нано).

- Множитель: 10 -12 - приставка: п (пико).

Это надо знать!

У: микромир недоступен непосредственному наблюдению и для изучения его требуется особые, тонкие методы. Микромир оказался чрезвычайно сложным – это система, состоящая из громадного числа непрерывно движущихся частиц. Создание электронных и туннельных микроскопов дали возможность рассматривать отдельные молекулы и устанавливать их размеры. Конец 20 века: ученые смогли увидеть атомы!!! Обратите внимание, на фотографии изображена поверхность золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа. Увеличение в 20 миллионов раз. Белые пятна — это изображения отдельных атомов золота!

??? Как оценить размеры молекул?

У: Если поместить капельку масла на поверхность воды, масло растечется по ней очень тонким слоем. Максимальная площадь масляной пленки соответствует ее толщине в одну молекулу. Зная объем капельки и площадь образовавшейся из нее масляной пленки, можно оценить размер одной молекулы масла.

Блок физика и математика:

Задача: капелька оливкового масла объемом 0,003 мм3 растекается по площади 300 см2. Оцените размер молекулы оливкового масла.



d = ? Си Решение



V = 0,003 мм3 Формула: d =

S = 300 см2 Проверка единиц: [d] =

Расчет: d =

Ответ:

  1. Поведение итогов:

??? Что нового Вы узнали, чему научились…?

(ответы учащихся)

Т.О. атомы — это все равно, что строительный материал для домов. Из трех различных видов строительных материалов — кирпичей, досок и бревен — можно построить огромное число самых разнообразных домов. Точно так же из нескольких десятков различных атомов природа может создать многие тысячи разнообразнейших тел. При этом в каждом, теле различные атомы соединяются в небольшие группы.

Основные правила умножения и деления значений физических величин, выраженных в стандартном виде, представлены на экране. При решении физических задач удобно пользоваться записью число в стандартном виде, что значительно упрощает вычисления.



  1. Проверка и оценка ЗУН учащихся по физике и математике:

Тестирование по физике (по 5 вопросов), затем самоконтроль и самооценка. Самооценка вклада в подготовку мероприятия, работы на уроке, самого урока.



У: урок хочется закончить словами:

«Науку все глубже постигнуть стремись

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знаний нет!»

Фирдоуси

(персидский и таджикский поэт, 940 – 1030 гг.)

  1. Инструктаж Д/З: творческая работа по теме «Микромир», доделать все задания на раздаточном материале.



Содержимое разработки

«МИКРОМИР» МАОУ СОШ № 15 7 класс Учитель: Шалаева Марина Николаевна (физика, 1КК)

«МИКРОМИР»

МАОУ СОШ № 15

7 класс

Учитель: Шалаева Марина Николаевна (физика, 1КК)

Эпиграф: «… все науки по мере совершенствования становятся по своему характеру математическими» А.Н. Уайтхед (1911 г.)

Эпиграф:

«… все науки по мере совершенствования становятся по своему характеру математическими»

А.Н. Уайтхед (1911 г.)

Микромир Микро – первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам. Мир – отдельная часть жизни, явлений, предметов. С.И. Ожегов

Микромир

  • Микро – первая часть сложных слов, указывающая на отношение к очень малым размерам.
  • Мир – отдельная часть жизни, явлений, предметов.

С.И. Ожегов

Микромир  Физика: мир молекул и атомов.   Математика: мир «чисел – карликов». Размер молекулы воды Н 2 О :  3 •  10 -10 м Число - карлик

Микромир

  • Физика:

мир молекул и атомов.

  • Математика: мир «чисел – карликов».

Размер молекулы воды Н 2 О :

310 -10 м

Число - карлик

Микромир Всё состоит из воды Фалес первый физик и математик Ионии

Микромир

Всё состоит из воды

Фалес первый физик и математик Ионии

Микромир Мир построен из воздуха Анаксимен из Милета

Микромир

Мир построен из воздуха

Анаксимен из Милета

Микромир Всё состоит из огня Гераклит

Микромир

Всё состоит из огня

Гераклит

Микромир Основных элементов всего четыре … Эмпедокл – основатель сицилийской медицинской школы, родился в Акригенте на острове Сицилия в богатой аристократической семье.

Микромир

Основных элементов всего четыре

Эмпедокл основатель сицилийской медицинской школы, родился в Акригенте на острове Сицилия в богатой аристократической семье.

Микромир Элементы Эмпедокла:  Огонь Воздух Земля Вода

Микромир

  • Элементы Эмпедокла:

Огонь

Воздух

Земля

Вода

Микромир Аристотель , ввел элементы – свойства: холод , тепло , влажность и сухость . Земля = сухость + холод, Огонь = сухость + тепло, Вода = влажность + холод, Воздух = влажность + тепло. Аристотель

Микромир

  • Аристотель , ввел элементы – свойства: холод , тепло , влажность и сухость .

Земля = сухость + холод,

Огонь = сухость + тепло,

Вода = влажность + холод,

Воздух = влажность + тепло.

Аристотель

Микромир Сомнение в справедливости ученья Аристотеля породила алхимия. Алхимию называли « королевским искусством

Микромир

Сомнение в справедливости ученья Аристотеля породила алхимия.

Алхимию называли « королевским искусством "

Микромир Роберт Бойль – 1668 год: «Я называю элементами некоторые первоначальные и простые, вполне несмешанные тела; эти тела и состоят из других тел или друг из друга и являются составными частями, из которых сложены все смешанные тела…»

Микромир

Роберт Бойль – 1668 год:

«Я называю элементами некоторые первоначальные и простые, вполне несмешанные тела; эти тела и состоят из других тел или друг из друга и являются составными частями, из которых сложены все смешанные тела…»

Микромир Теперь элемент — это вещество, составная часть тела. Огонь также является элементом. Ошибка Р. Бойля

Микромир

Теперь элемент — это вещество, составная часть тела.

Огонь также является элементом.

Ошибка Р. Бойля

Микромир Существуют элементы: теплотвор и световое вещество Ошибка Лавуазье Антуан Лоран Лавуазье (1743—1794) — выдающийся французский ученый, один из основоположников науки химии, впервые попытался классифицировать вещества. Первый , кто установил химический состав воды.

Микромир

Существуют элементы: теплотвор и световое вещество

Ошибка Лавуазье

Антуан Лоран Лавуазье (1743—1794) — выдающийся французский ученый, один из основоположников науки химии, впервые попытался классифицировать вещества. Первый , кто установил химический состав воды.

Микромир

Микромир

Микромир Известно 109 элементов

Микромир

Известно 109 элементов

Микромир Лукреций (Тит Лукреций Кар) - римский поэт и философ, последователь Эпикура

Микромир

Лукреций (Тит Лукреций Кар) - римский поэт и философ, последователь Эпикура

Микромир «… на морском берегу, разбивающем волны, Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет. Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего глаза.»  Тит Лукреций Кар

Микромир

«… на морском берегу, разбивающем волны,

Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет.

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,

Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,

Что недоступны они совершенно для нашего глаза.»

Тит Лукреций Кар

Микромир Демокрит – 5 – 4 век до н.э.: «Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение. Сладкое существует только во мнении, во мнении существует тепло, холод, цвета… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме… Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует…» Это надо знать!

Микромир

Демокрит – 5 – 4 век до н.э.:

«Ничто не существует, кроме атомов и пустого пространства. Все прочее есть мнение. Сладкое существует только во мнении, во мнении существует тепло, холод, цвета… Атомы бесконечны в числе и бесконечно различны по форме… Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия атомов не существует…»

Это надо знать!

Микромир Различные атомы соединяются в небольшие группы… Пьер  Гассенди  (1592-1655), физик, астроном, философ, развил ученье Демокрита. Объяснил возникновение разнообразных тел в природе (1647 год).

Микромир

Различные атомы соединяются в небольшие группы…

Пьер Гассенди (1592-1655), физик, астроном, философ, развил ученье Демокрита.

Объяснил возникновение разнообразных тел в природе (1647 год).

Микромир Эти группы Гассенди назвал МОЛЕКУЛАМИ , т.е. «массочками» . от латинского «молес» - масса, «кула» - уменьшительный суффикс Это надо знать!

Микромир

  • Эти группы Гассенди назвал МОЛЕКУЛАМИ , т.е. «массочками» .

от латинского «молес» - масса,

«кула» - уменьшительный суффикс

Это надо знать!

Микромир 1 молекула воды Н 2 О = 2 атома водорода Н + 1 атом кислорода О = +

Микромир

1 молекула воды Н 2 О =

2 атома водорода Н + 1 атом кислорода О

=

+

Микромир Имеются особые атомы тепла, холода, вкуса и запаха  Ошибка П. Гассенди

Микромир

Имеются особые атомы тепла, холода, вкуса и запаха

Ошибка П. Гассенди

Микромир Ломоносов М.В. – 1745 год: «Элемент (атом) есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличающихся от него тел… Корпускулы (молекулы) однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел…» Это интересно!

Микромир

Ломоносов М.В. – 1745 год:

«Элемент (атом) есть часть тела, не состоящая из каких-либо меньших и отличающихся от него тел… Корпускулы (молекулы) однородны, если состоят из одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом… Корпускулы разнородны, когда элементы их различны и соединены различным образом или в различном числе: от этого зависит бесконечное разнообразие тел…»

Это интересно!

Микромир Понятию сложного («смешанного») вещества отвечает молекула, состоящая из различных атомов. Простое вещество строится из молекул, состоящих из одинаковых атомов. «Историк, ритор, механик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник» А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове

Микромир

Понятию сложного («смешанного») вещества отвечает молекула, состоящая из различных атомов.

Простое вещество строится из молекул, состоящих из одинаковых атомов.

«Историк, ритор, механик, минеролог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник»

А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове

Микромир   Пример: Однородная молекула:  1 молекула кислорода О 2 = 1 атом О + 1 атом О  Разнородная молекула: 1 молекула углекислого газа С О 2 = 1 атом углерода С + 2 атома кислорода О

Микромир

Пример:

  • Однородная молекула:

1 молекула кислорода О 2 =

1 атом О + 1 атом О

  • Разнородная молекула:

1 молекула углекислого газа С О 2 =

1 атом углерода С + 2 атома кислорода О

Микромир Озон – газ, употребляющийся для очищения воздуха, воды, а также в технике для беления. 1 молекула озона (О 3 ) 1 молекула кислорода (О 2 ) ??? Озон – это … вещество ??? ???  1 молекула озона – это … молекула, состоящая из … ???

Микромир

Озон – газ, употребляющийся для очищения воздуха, воды, а также в технике для беления.

1 молекула озона (О 3 )

1 молекула кислорода (О 2 )

??? Озон – это … вещество ???

??? 1 молекула озона – это … молекула, состоящая из … ???

Микромир  Глюкоза – это сахар, содержащийся в сладких фруктах. Химическая формула молекулы глюкозы – С 6 Н 12 О 6  ??? Глюкоза – это … вещество ???  ???  1 молекула глюкозы – это … молекула, состоящая из … ???

Микромир

Глюкоза – это сахар, содержащийся в сладких фруктах.

Химическая формула молекулы глюкозы – С 6 Н 12 О 6

??? Глюкоза – это … вещество ???

??? 1 молекула глюкозы – это … молекула, состоящая из … ???

Микромир Расстояние между атомами и молекулами малы: 0,000 000 000 121 м (это цифра выражает расстояние между атомами в молекуле кислорода)

Микромир

  • Расстояние между атомами и молекулами малы:

0,000 000 000 121 м

(это цифра выражает расстояние между атомами в молекуле кислорода)

Микромир Макромир:  тела на земле, Земля и другие планеты, звезды Микромир:  молекулы, атомы, элементарные частицы

Микромир

Макромир:

тела на земле, Земля и другие планеты, звезды

Микромир:

молекулы, атомы, элементарные частицы

Микромир Стандартный вид записи числа – это запись вида а • 10 n  ,  где 1    а   10 и n – целое число.  Число n называется порядком числа а . Расстояние между атомами кислорода в молекуле 0,000 000 000 121 м. Запишем это число в стандартном виде: 0,000 000 000 121 м = 1,21  • 10 -10 м

Микромир

  • Стандартный вид записи числа

это запись вида

а 10 n ,

где 1 а 10 и

n – целое число.

Число n называется порядком числа а .

Расстояние между атомами кислорода в молекуле

0,000 000 000 121 м.

Запишем это число в стандартном виде:

0,000 000 000 121 м = 1,21 10 -10 м

Микромир: тренажер

Микромир: тренажер

  • Запишите числа в стандартном виде:
  • Запишите в виде числа:
  • 0,73 =
  • 800,5 =
  • 0,0025 =
  • 47 • 10 4 =
  • 0,046 • 10 -3 =
  • 2,1 • 10 3 =
  • 7,4 • 10 -1 =
  • 5 • 10 -2 =
  • 13,6 • 10 2 =
  • 1,78 • 10 -2 =
Микромир Единица, особенно удобная для описания атомного мира, называется ангстрем  (правда, фамилия шведского ученого, именем которого названа эта единица, правильно читается Онгстрем ; для напоминания об этом над буквой  А поставлен значок: Ǻ ) . 1 Ǻ = 10 -  8 см 1 Ǻ м = 10 -10 м  «Число - карлик» Это надо знать!!!

Микромир

  • Единица, особенно удобная для описания атомного мира, называется ангстрем (правда, фамилия шведского ученого, именем которого названа эта единица, правильно читается Онгстрем ; для напоминания об этом над буквой А поставлен значок: Ǻ ) .

1 Ǻ = 10 - 8 см

1 Ǻ м = 10 -10 м

«Число - карлик»

Это надо знать!!!

Микромир:  физико-математический тренажер Запишите диаметр атомов и молекул в стандартном виде и при помощи приставки ( Ǻ м): Водород ( атом ) : d = 0, 000 000 000 12 м = … м = … Ǻ м Водород (молекула): d = 0, 000 000 000 23 м = … м = … Ǻ м Кислород (молекула): d = 0, 000 000 000 37 м = … м = … Ǻ м Вода: d = 0, 000 000 000 3 м = … м = … Ǻ м  Атом водорода - Н Молекула водорода – Н 2

Микромир: физико-математический тренажер

  • Запишите диаметр атомов и молекул в стандартном виде и при помощи приставки ( Ǻ м):

Водород ( атом ) : d = 0, 000 000 000 12 м = … м = … Ǻ м

Водород (молекула): d = 0, 000 000 000 23 м = … м = … Ǻ м

Кислород (молекула): d = 0, 000 000 000 37 м = … м = … Ǻ м

Вода: d = 0, 000 000 000 3 м = … м = … Ǻ м

Атом водорода - Н

Молекула водорода – Н 2

Микромир:  физико-математический тренажер Запишите диаметр молекул в десятичном виде: Гелий: d = 2 • 10 -10 м = …м Хлор: d = 3,7 • 10 -10 м = …м Самая маленькая одноатомная молекула Не

Микромир: физико-математический тренажер

  • Запишите диаметр молекул в десятичном виде:

Гелий: d = 2 • 10 -10 м = …м

Хлор: d = 3,7 • 10 -10 м = …м

Самая маленькая одноатомная молекула

Не

Микромир Запишите размер в стандартном виде и при помощи приставки:   Эритроциты (красные кровяные тельца): d = 0, 000 007 5 м = … м =… мк м   Это надо знать! Множитель: 10 -6   Приставка: мк (микро)

Микромир

Запишите размер в стандартном виде и при помощи приставки:

  • Эритроциты

(красные кровяные тельца):

d = 0, 000 007 5 м = … м =… мк м

Это надо знать!

Множитель: 10 -6

Приставка: мк

(микро)

Микромир Другие «числа – карлики» , используемые для измерения малых длин и размеров Множитель: 10 -9   Приставка: н (нано)  Множитель: 10 -12   Приставка: п (пико) Это надо знать!

Микромир

  • Другие «числа – карлики» , используемые для измерения малых длин и размеров

Множитель: 10 -9

Приставка: н

(нано)

Множитель: 10 -12

Приставка: п

(пико)

Это надо знать!

Микромир Конец 20 века: ученые смогли увидеть атомы!!! Фотография поверхности золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа.  Увеличение в 20 миллионов раз.  Белые пятна — это изображения отдельных атомов золота!

Микромир

Конец 20 века:

ученые смогли увидеть атомы!!!

Фотография поверхности золотой фольги, сделанная с помощью ионного микроскопа.

Увеличение в 20 миллионов раз.

Белые пятна — это изображения отдельных атомов золота!

Микромир Задача: капелька оливкового масла объемом 0,003 мм 3 растекается по площади 300 см 2 . Оцените размер молекулы оливкового масла. Ответ записать в стандартном виде в СИ.

Микромир

Задача: капелька оливкового масла объемом 0,003 мм 3 растекается по площади 300 см 2 . Оцените размер молекулы оливкового масла.

Ответ записать в стандартном виде в СИ.

Микромир d = ? Си Решение V = 0,003 мм 3 S = 300 см 2 S d V = S •  d Это надо помнить всегда!!! а n  • a m = a n + m а n  : a m  = a n - m  (a n ) m = a n •  m  Формула: d = … Проверка единиц: [d] = … Расчет: d = … Ответ:…

Микромир

d = ? Си Решение

V = 0,003 мм 3

S = 300 см 2

S

d

V = S • d

Это надо помнить всегда!!!

а n a m = a n + m

а n : a m = a n - m

(a n ) m = a n m

Формула: d = …

Проверка единиц: [d] = …

Расчет: d = …

Ответ:…

Микромир d = ? Си Решение V = 0,003 мм 3  3 • 10 -12 м 3 S = 300 см 2 3 • 10 -2 м 2 S d V = S •  d Это надо помнить всегда!!! а n  • a m = a n + m а n  : a m  = a n - m  (a n ) m = a n •  m  Формула: d = V / S Проверка единиц: [d] =  м 3 / м 2 = м  3 • 10 -12   Расчет: d = = 10 - 10 м  3 • 10 - 2 Ответ: диаметр молекулы оливкового масла 10 - 10 м .

Микромир

d = ? Си Решение

V = 0,003 мм 3 3 • 10 -12 м 3

S = 300 см 2 3 • 10 -2 м 2

S

d

V = S • d

Это надо помнить всегда!!!

а n a m = a n + m

а n : a m = a n - m

(a n ) m = a n m

Формула: d = V / S

Проверка единиц: [d] = м 3 / м 2 = м

3 • 10 -12

Расчет: d = = 10 - 10 м

3 • 10 - 2

Ответ: диаметр молекулы оливкового масла 10 - 10 м .

Микромир Вещество Атом – «кирпичик» мироздания

Микромир

Вещество

Атом – «кирпичик» мироздания

Микромир Правила умножения и деления значений физических величин, выраженных в стандартном виде:  пусть  х = а • 10 n ,  у = b • 10 m , тогда  1. ху = ab • 10 n + m ,  2. х  a  =  • 10 n - m .  y   b

Микромир

Правила умножения и деления значений физических величин, выраженных в стандартном виде:

пусть

х = а 10 n ,

у = b • 10 m ,

тогда

1. ху = ab • 10 n + m ,

2. х a

= 10 n - m .

y b

Микромир: тест 1. Все вещества состоят из… А) маленьких шариков, Б) огня, воды, воздуха, земли, В) молекул и атом, Г) тепла, холода, сухости и влажности.  2 . Термин «атом» ввел ученый…, термин «молекула» ввел ученый… А) Демокрит, Ломоносов М.В., Б) Бойль Р., Ломоносов М.В., В) Гассенди П., Бойль Р., Г) Демокрит, Гассенди П.  3 . Запишите число:  диаметр вируса гриппа d = 8 • 10 -8  м А) 0, 000 000 8 м, Б) 0, 000 000 08 м , В) 0, 000 000 008 м , Г) 800 000 000 м .  4 . Характерной длиной в мире молекул и атомов является… А) пм, Б) нм, В) мм, Г) Ǻ м.  5. Запишите в стандартном виде: длину молекулы гемоглобина d = 0, 000 000 015 м  А) 1 ,5 • 10 -8 м, Б) 15 • 10 -9 м, В) 0,15 • 10 -7 м, Г) 150 • 10 -10 м.

Микромир: тест

1. Все вещества состоят из…

А) маленьких шариков,

Б) огня, воды, воздуха, земли,

В) молекул и атом,

Г) тепла, холода, сухости и влажности.

2 . Термин «атом» ввел ученый…, термин «молекула» ввел ученый…

А) Демокрит, Ломоносов М.В.,

Б) Бойль Р., Ломоносов М.В.,

В) Гассенди П., Бойль Р.,

Г) Демокрит, Гассенди П.

3 . Запишите число:

диаметр вируса гриппа d = 8 10 -8 м

А) 0, 000 000 8 м,

Б) 0, 000 000 08 м ,

В) 0, 000 000 008 м ,

Г) 800 000 000 м .

4 . Характерной длиной в мире молекул и атомов является…

А) пм,

Б) нм,

В) мм,

Г) Ǻ м.

5. Запишите в стандартном виде:

длину молекулы гемоглобина

d = 0, 000 000 015 м

А) 1 ,5 10 -8 м,

Б) 15 10 -9 м,

В) 0,15 10 -7 м,

Г) 150 10 -10 м.

Микромир: тест 1. Все вещества состоят из… А) маленьких шариков, Б) огня, воды, воздуха, земли, В) молекул и атом, Г) тепла, холода, сухости и влажности.  2 . Термин «атом» ввел ученый…, термин «молекула» ввел ученый… А) Демокрит, Ломоносов М.В., Б) Бойль Р., Ломоносов М.В., В) Гассенди П., Бойль Р., Г) Демокрит, Гассенди П.  3 . Запишите число:  диаметр вируса гриппа d = 8 • 10 -8  м А) 0, 000 000 8 м, Б) 0, 000 000 08 м , В) 0, 000 000 008 м , Г) 800 000 000 м .  4 . Характерной длиной в мире молекул и атомов является… А) пм, Б) нм, В) мм, Г)  Ǻ м.  5. Запишите в стандартном виде: длину молекулы гемоглобина d = 0, 000 000 015 м А)  1 ,5 • 10 -8 м, Б) 15 • 10 -9 м, В) 0,15 • 10 -7 м, Г) 150 • 10 -10 м.

Микромир: тест

1. Все вещества состоят из…

А) маленьких шариков,

Б) огня, воды, воздуха, земли,

В) молекул и атом,

Г) тепла, холода, сухости и влажности.

2 . Термин «атом» ввел ученый…, термин «молекула» ввел ученый…

А) Демокрит, Ломоносов М.В.,

Б) Бойль Р., Ломоносов М.В.,

В) Гассенди П., Бойль Р.,

Г) Демокрит, Гассенди П.

3 . Запишите число:

диаметр вируса гриппа d = 8 10 -8 м

А) 0, 000 000 8 м,

Б) 0, 000 000 08 м ,

В) 0, 000 000 008 м ,

Г) 800 000 000 м .

4 . Характерной длиной в мире молекул и атомов является…

А) пм,

Б) нм,

В) мм,

Г) Ǻ м.

5. Запишите в стандартном виде:

длину молекулы гемоглобина

d = 0, 000 000 015 м

А) 1 ,5 10 -8 м,

Б) 15 10 -9 м,

В) 0,15 10 -7 м,

Г) 150 10 -10 м.

«Науку все глубже постигнуть стремись  Познанием вечного жаждой томись.  Лишь первых познаний блеснет тебе свет,  Узнаешь: предела для знаний нет!»  Фирдоуси (персидский и таджикский поэт, 940 – 1030 гг.)

«Науку все глубже постигнуть стремись

Познанием вечного жаждой томись.

Лишь первых познаний блеснет тебе свет,

Узнаешь: предела для знаний нет!»

Фирдоуси

(персидский и таджикский поэт, 940 – 1030 гг.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее