«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интегрированное занятие "Цветочная фантазия"

Совместное занятие, которое можно включить в программу интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда. В основу данного занятия взята техника «Арт-Терапия» и одновременно отрабатывается лексический материал по теме «Цветы».

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.


Сейчас, как никогда, увеличивается количество детей, которые нуждаются в коррекционной помощи, что является главной задачей и педагога-психолога, и учителя-логопеда. Как правило, данная категория детей обладает большим количеством проблем, связанных друг с другом. В этих случаях нельзя корректировать какую то одну проблему, не учитывая наличие остальных. Зачастую одна проблема является следствием или причиной других. По нашим наблюдениям, при комплектовании коррекционных групп одни и те же дети попадают на занятия и к психологу и к логопеду. И это связано с тем, что речевые нарушения зачастую являются причиной дезадаптации ребёнка, его неуверенности в себе, заниженной самооценки.


Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.


Сегодня мы хотим попробовать показать совместное занятие, которое можно включить в программу интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.


В основу данного занятия взята техника «Арт-Терапия» и одновременно отрабатывается лексический материал по теме «Цветы». «АРТ-ТЕРАПИЯ» позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей. Развитие у них комплекса психических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации младших школьников.



Групповое интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда в 1-м классе Тема: «Цветочная фантазия»

Цели:

Коррекционно-развивающие

  • Развитие произвольного внимания, наблюдательности, произвольной зрительной памяти;

  • Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, логических операций);

  • Уточнение пространственных представлений (справа, слева)

  • Развитие фонематических процессов;

  • Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;

  • Расширение и активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Цветы";

  • Развитие навыков словообразования;

  • Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-образовательные:

  • Формирование представлений о роли цветов в жизни человека;

  • Развитие общего запаса сведений о садовых и луговых цветах;

  • Совершенствование звукослогового анализа и синтеза;

  • Формирование навыков самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы.

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитание нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.

  • Привитие наблюдательности к природе и растительному миру, к красоте цветов с помощью техники «Арт-терапия»;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом.

Педагогические технологии:

  • Личностно-ориентированная технология.

  • Игровая технология.

  • Коррекционно - развивающая технология.

  • Технология обеспечения группового взаимодействия.

  • Компьютерная технология.

  • Техника «Арт-терапия».

Дидактические средства:

  • мультимедиа-установка

  • презентация «Цветочная фантазия»

  • магнитная доска

  • ковёр

  • индивидуальный раздаточный материал (Приложение 2)

  • фото цветов

  • 2 ватмана

  • гуашевые краски

  • влажные салфетки

  • магниты

  • цветные карандаши

  • цветные маркеры

  • шаблоны цветов бесцветные

  • шаблоны цветов цветные

Ход занятия

1. Организационный момент.

Класс наполняется звуками музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов» (Презентация «Цветы»)

Дети читают наизусть стихотворение "Ваза с букетом" (С.А. Васильева)

Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели.
Когда в майский день подарил цветы я.

2. Сообщение темы.

Психолог: - Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении.

Они являются самым необычным, загадочным, таинственным украшением нашей земли. Цветы имеют необычную форму и цвет. Сегодня мы с вами в этом убедимся. Мы попадем в МИР ЦВЕТОВ…

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)



Учитель- логопед:

Здесь не море, не лесок,
Образуем мы кружок.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! (Артикуляционное упражнение "Улыбка")
Все понюхали цветочек, (Вдох через нос)
А потом еще разочек.
Мы вдохнули глубоко,
Выдох сделали легко,
Вместе с ветром полетим, (Звукоподражание ветру "с-с-с-с")
В мир цветов перелетим!

4. Основной этап.

Учитель-логопед:

- Ребята, какие цветы вы знаете? Назовите их.

- В какое время года цветут цветы? (Начинают цвести ранней весной и заканчивают цвести осенью)

- В какое время года цветов больше? (Летом)

- Почему? (Летом тепло и греет солнце)

- Где растут цветы? (В саду, на полянах, лугах)

- Если цветы растут на лугу, такие цветы называются луговые; в саду - садовые

- Какие ошибки совершают люди, попав на луг? (Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу, в поле).

-Можно рвать те цветы, которые вы вырастили своими руками. Нельзя топтать цветы. Нельзя рвать на лугу, на поляне, так как семена не созрели и на следующий год не будет такого изобилия цветов. Поэтому люди и стали выращивать цветы в садах.

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие это цветы: садовые или луговые? (слайды луговых и садовых цветов)

А) Развитие навыков звукослогового анализа и синтеза. Работа с картинками. (Приложение 1)

- Посмотрите внимательно на картинки.

Название этого цветка начинается на звук г. (гвоздика).

К названию какого цветка составлена звуковая схема? (астра)

Это название состоит из слогов ПАН, ТЮЛЬ (тюльпан)

Это название состоит из букв З,А, Р,О (роза)

- Георгин - это один цветок или много?

- Как нужно изменить слово "георгин", чтобы оно обозначало множество?- георги...(ны)

- Я скажу слово в единственном числе, а вы продолжите во множественном числе:

Гвоздика – гвоздики, тюльпан – тюльпаны, роза – розы, лилия – лилии, астра-астры.

- О каких цветах мы сейчас говорили? (Это садовые цветы)

- А какие еще есть цветы? (луговые)

-В названии этого цветка 3 звука. (мак)

-Это слово начинается со слога РО (ромашка)

-Об этом цветке говорят так:

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)

- Это слово заканчивается слогом ДЫШ (ландыш).

- Составьте слово из 4-х слогов: КОЛЬ, КО, ЛО, ЧИК

Динамическая пауза (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)

Педагог-психолог:

- Давайте превратимся в цветы и немножко отдохнем.

Посадила я цветочек
Появился росточек
Он стал расти
И красиво цвести
Он головкой качал
И листвою шептал
От жары устал
И сильно повял.
Вдруг ударил гром
Дождь полил потом
Наш цветок ожил
Радость нам подарил


Б) Дифференцированная работа. Упражнение на развитие произвольного внимания. (Приложение 2)

Каждому ребенку раздается индивидуальная карточка.

Педагог-психолог:

- В нашей стране цветов есть различные поляны.

Выполните задание и определите, на поляне каких цветов каждый из вас очутился.

Инструкция: Соедините по порядку буквы в клеточках одного цвета и вы сможете прочитать названия цветов.

- На какой поляне оказался каждый из вас? (Ромашковая, васильковая, одуванчиковая, колокольчиковая)

В) Упражнения на развитие мыслительных операций. (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)

Педагог-психолог:

-А вы знаете, где выращивают садовые цветы?

Это место называют КЛУМБОЙ. Клумба - это цветник. А кто за ними ухаживает? (садовник, садовод)

-Давайте представим, что мы садовники. Посадим красивый цветник.

На доске (на ватмане) расположена импровизированная клумба.

- Ребята, давайте поможем садовнику и на оставшееся место на клумбе высадим цветы. В центр клумбы я посажу красивую розу. Ромашку мы посадим слева от розы; пион – справа от розы; тюльпан – над розой; гвоздику – под розой. ( Дети по трафарету обводят цветы)

- Посмотрите, какие наши цветы невзрачные! Может мы их украсим? Выберите карандаш любого цвета и раскрасьте по-очереди свой цветок.

5. Арт-терапия. (звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)

Педагог-психолог:

- Сейчас я предлагаю нарисовать красивый букет цветов и подарить его нашим гостям. (Дети располагаются на ковре перед ватманом, на котором нарисована ваза и стебельки цветов. С помощью гуашевых красок и дети пальцами рисуют лепестки цветов.)

6. Подведение итогов. Эмоциональная и смысловая рефлексия.

Учитель-логопед подводит к панно с пуговицами.

-Что напоминает вам это панно? (Поляну, луг) Чего, по-вашему, не хватает на ней? (Цветов)

Давайте добавим цветов на нашу клумбу. И это будут цветы вашего настроения.

Если вам очень понравилось путешествие в мир цветов, выбираете яркие цветы. Если вы испытывали трудности, занятие не понравилось, то можете выбрать цветы темного цвета. (Перед детьми стоят 2 корзинки с разноцветными шаблонами цветов).

Молодцы! До новых встреч!























ПРИЛОЖЕНИЕ 1







ПАН ТЮЛЬ

З А Р О

… … … ДЫШ

КОЛЬ КО ЛО ЧИК



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

р

о

к

о

д

о

у

л

м

в

в

а

о

а

ш

а

н

с

ч

к

к

о

а

и

и

л

ь

л

ё

ч

к

к

и

к



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее