ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Сейчас, как никогда, увеличивается количество детей, которые нуждаются в коррекционной помощи, что является главной задачей и педагога-психолога, и учителя-логопеда. Как правило, данная категория детей обладает большим количеством проблем, связанных друг с другом. В этих случаях нельзя корректировать какую то одну проблему, не учитывая наличие остальных. Зачастую одна проблема является следствием или причиной других. По нашим наблюдениям, при комплектовании коррекционных групп одни и те же дети попадают на занятия и к психологу и к логопеду. И это связано с тем, что речевые нарушения зачастую являются причиной дезадаптации ребёнка, его неуверенности в себе, заниженной самооценки.
Учитель-логопед и педагог-психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими.
Сегодня мы хотим попробовать показать совместное занятие, которое можно включить в программу интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда.
В основу данного занятия взята техника «Арт-Терапия» и одновременно отрабатывается лексический материал по теме «Цветы». «АРТ-ТЕРАПИЯ» позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей. Развитие у них комплекса психических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации младших школьников.
Цели:
Коррекционно-развивающие
Развитие произвольного внимания, наблюдательности, произвольной зрительной памяти;
Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, логических операций);
Уточнение пространственных представлений (справа, слева)
Развитие фонематических процессов;
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
Расширение и активизация словарного запаса в рамках лексической темы "Цветы";
Развитие навыков словообразования;
Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-образовательные:
Формирование представлений о роли цветов в жизни человека;
Развитие общего запаса сведений о садовых и луговых цветах;
Совершенствование звукослогового анализа и синтеза;
Формирование навыков самоконтроля связного высказывания при ответах на вопросы.
Коррекционно-воспитательные
Воспитание нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.
Привитие наблюдательности к природе и растительному миру, к красоте цветов с помощью техники «Арт-терапия»;
Формирование адекватной самооценки;
Воспитание у детей умения и желания общаться друг с другом.
Педагогические технологии:
Личностно-ориентированная технология.
Игровая технология.
Коррекционно - развивающая технология.
Технология обеспечения группового взаимодействия.
Компьютерная технология.
Техника «Арт-терапия».
Дидактические средства:
мультимедиа-установка
презентация «Цветочная фантазия»
магнитная доска
ковёр
индивидуальный раздаточный материал (Приложение 2)
фото цветов
2 ватмана
гуашевые краски
влажные салфетки
магниты
цветные карандаши
цветные маркеры
шаблоны цветов бесцветные
шаблоны цветов цветные
Ход занятия
1. Организационный момент.
Класс наполняется звуками музыки П.И. Чайковского «Вальс цветов» (Презентация «Цветы»)
Дети читают наизусть стихотворение "Ваза с букетом" (С.А. Васильева)
Розы, тюльпаны, пионы и лилии
Дарят нам радость своей красотой,
Везде продаются цветы в изобилии,
И люди довольно несут их домой.
Букету цветов будут рады родители,
С улыбкой в подарок получат друзья.
Как весело мама смеялась, вы видели.
Когда в майский день подарил цветы я.
2. Сообщение темы.
Психолог: - Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении.
Они являются самым необычным, загадочным, таинственным украшением нашей земли. Цветы имеют необычную форму и цвет. Сегодня мы с вами в этом убедимся. Мы попадем в МИР ЦВЕТОВ…
3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)
Учитель- логопед:
Здесь не море, не лесок,
Образуем мы кружок.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись! (Артикуляционное упражнение "Улыбка")
Все понюхали цветочек, (Вдох через нос)
А потом еще разочек.
Мы вдохнули глубоко,
Выдох сделали легко,
Вместе с ветром полетим, (Звукоподражание ветру "с-с-с-с")
В мир цветов перелетим!
4. Основной этап.
Учитель-логопед:
- Ребята, какие цветы вы знаете? Назовите их.
- В какое время года цветут цветы? (Начинают цвести ранней весной и заканчивают цвести осенью)
- В какое время года цветов больше? (Летом)
- Почему? (Летом тепло и греет солнце)
- Где растут цветы? (В саду, на полянах, лугах)
- Если цветы растут на лугу, такие цветы называются луговые; в саду - садовые
- Какие ошибки совершают люди, попав на луг? (Нельзя рвать цветы в лесу, на лугу, в поле).
-Можно рвать те цветы, которые вы вырастили своими руками. Нельзя топтать цветы. Нельзя рвать на лугу, на поляне, так как семена не созрели и на следующий год не будет такого изобилия цветов. Поэтому люди и стали выращивать цветы в садах.
- Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие это цветы: садовые или луговые? (слайды луговых и садовых цветов)
А) Развитие навыков звукослогового анализа и синтеза. Работа с картинками. (Приложение 1)
- Посмотрите внимательно на картинки.
Название этого цветка начинается на звук г. (гвоздика).
К названию какого цветка составлена звуковая схема? (астра)
Это название состоит из слогов ПАН, ТЮЛЬ (тюльпан)
Это название состоит из букв З,А, Р,О (роза)
- Георгин - это один цветок или много?
- Как нужно изменить слово "георгин", чтобы оно обозначало множество?- георги...(ны)
- Я скажу слово в единственном числе, а вы продолжите во множественном числе:
Гвоздика – гвоздики, тюльпан – тюльпаны, роза – розы, лилия – лилии, астра-астры.
- О каких цветах мы сейчас говорили? (Это садовые цветы)
- А какие еще есть цветы? (луговые)
-В названии этого цветка 3 звука. (мак)
-Это слово начинается со слога РО (ромашка)
-Об этом цветке говорят так:
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (одуванчик)
- Это слово заканчивается слогом ДЫШ (ландыш).
- Составьте слово из 4-х слогов: КОЛЬ, КО, ЛО, ЧИК
Динамическая пауза (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)
Педагог-психолог:
- Давайте превратимся в цветы и немножко отдохнем.
Посадила я цветочек
Появился росточек
Он стал расти
И красиво цвести
Он головкой качал
И листвою шептал
От жары устал
И сильно повял.
Вдруг ударил гром
Дождь полил потом
Наш цветок ожил
Радость нам подарил
Б) Дифференцированная работа. Упражнение на развитие произвольного внимания. (Приложение 2)
Каждому ребенку раздается индивидуальная карточка.
Педагог-психолог:
- В нашей стране цветов есть различные поляны.
Выполните задание и определите, на поляне каких цветов каждый из вас очутился.
Инструкция: Соедините по порядку буквы в клеточках одного цвета и вы сможете прочитать названия цветов.
- На какой поляне оказался каждый из вас? (Ромашковая, васильковая, одуванчиковая, колокольчиковая)
В) Упражнения на развитие мыслительных операций. (тихо звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)
Педагог-психолог:
-А вы знаете, где выращивают садовые цветы?
Это место называют КЛУМБОЙ. Клумба - это цветник. А кто за ними ухаживает? (садовник, садовод)
-Давайте представим, что мы садовники. Посадим красивый цветник.
На доске (на ватмане) расположена импровизированная клумба.
- Ребята, давайте поможем садовнику и на оставшееся место на клумбе высадим цветы. В центр клумбы я посажу красивую розу. Ромашку мы посадим слева от розы; пион – справа от розы; тюльпан – над розой; гвоздику – под розой. ( Дети по трафарету обводят цветы)
- Посмотрите, какие наши цветы невзрачные! Может мы их украсим? Выберите карандаш любого цвета и раскрасьте по-очереди свой цветок.
5. Арт-терапия. (звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского; презентация «Цветы»)
Педагог-психолог:
- Сейчас я предлагаю нарисовать красивый букет цветов и подарить его нашим гостям. (Дети располагаются на ковре перед ватманом, на котором нарисована ваза и стебельки цветов. С помощью гуашевых красок и дети пальцами рисуют лепестки цветов.)
6. Подведение итогов. Эмоциональная и смысловая рефлексия.
Учитель-логопед подводит к панно с пуговицами.
-Что напоминает вам это панно? (Поляну, луг) Чего, по-вашему, не хватает на ней? (Цветов)
Давайте добавим цветов на нашу клумбу. И это будут цветы вашего настроения.
Если вам очень понравилось путешествие в мир цветов, выбираете яркие цветы. Если вы испытывали трудности, занятие не понравилось, то можете выбрать цветы темного цвета. (Перед детьми стоят 2 корзинки с разноцветными шаблонами цветов).
Молодцы! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
|
|
|
|
ПАН ТЮЛЬ | |||||
З А Р О | |||||
… … … ДЫШ | |||||
КОЛЬ КО ЛО ЧИК |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
р | о | к | о | д | о | у |
л | м | в | в | а | о | а |
ш | а | н | с | ч | к | к |
о | а | и | и | л | ь | л |
ё | ч | к | к | и | к |
|