«Осенний фестиваль знаний 2024»

Инновационный подход в развитии речи ребенка

Статья на тему "Инновационный подход в развитии ребенка"

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Инновационный подход в развитии речи ребенка



Речь-средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно.

Развивать у ребенка речь-это учить его разговаривать. Однако, как возникает и из чего складывается способность говорить-в этом-то и вся сложность. Говорить-это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно и потому, что человеческая речь-явление сложное и многослойное.

При развитии речи детей-не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее!) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности-игры, конструирования, решения практических задач, восприятия художественных произведений. Развитие этих форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства-речи.

Самое главное, основное средство-общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. Каждой форме общения соответствуют определенные особенности речи ребенка-ее лексика, грамматический строй, выразительность. Дети могут рассказывать и спрашивать не только о том, что видят и делают сейчас, но и о предметах и событиях, которые они не воспринимают в данный момент. Расширяется словарный запас, речь становится богаче и разнообразнее. Хотя и преобладают простые предложения, в речи появляются сложные предложения, соединённые союзами «и», «потому что», «чтобы»; все чаще употребляется прошлое и будущее время («Вчера кормили птичек», «Завтра поеду к бабушке»); появляется и сослагательное наклонение («Если бы..., то я бы …»). Пересказывая знакомую историю, достаточно понятно передается ее содержание.

Но что же делать, если ребенок существенно отстает в развитии общения? Если в 4-5 лет не может поддержать простой разговор, не умеет слушать других и выражать свои мысли словами? Научить его по-новому общаться с взрослым на специальных индивидуальных занятиях, направленных на развитие речевого общения.

Ребенок получает образцы того общения, которым последний еще не владеет, не просто демонстрирует более совершенные и пока недоступные ему формы общения, а ведет его за собой, включает в это общение, делает его привлекательным и необходимым для самого ребенка. Следовательно, занятия лучше начинать с того уровня общения, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Скажем, с совместных подвижных игр с правилами, в которых участвуют несколько детей 6-7 лет. Я при этом выполняю роль и организатора, и участника: слежу за соблюдением правил, оцениваю действия детей и в то же время сама включаюсь в игру. Ценность совместных игр: дети учатся ориентироваться на партнера, не обижаться, если проиграли; ощущают радость от совместной деятельности, чувствуют себя включенными в общее дело. Более того, замкнутые и стеснительные ребята становятся более раскованными. Я создаю условия, которые заставят ребенка осознать и оценить свои действия и поступки.

Все занятия я провожу индивидуально, желательно с чтения и обсуждения прочитанных книг о событиях из жизни детей. По прочтению я спрашиваю кто из персонажей больше понравился и почему, на кого больше хотелось бы походить. Если ребенок затрудняется сформулировать мысль, я высказываю свое мнение и обосновываю его в доступной форме. В самой разной ситуации (в ходе игр, на прогулке) я обращаю внимание ребенка на самого себя, на окружающих его детей («Что ты сейчас будешь делать?», «Как ты думаешь, не скучно ли Диме, не обиделся ли он на тебя?»). Тем самым я не только пытаюсь выявить какие-то уже сложившиеся представления и отношения, но и заставляю ребенка задуматься о себе и о других, сформулировать, а значит, во многом и сформировать свое собственное отношение, представление, намерение. Ведь развивая речевое общение, я не просто учу ребенка новым видам взаимодействия с другими, не просто облегчаю его контакты с окружающими, но и формирую его представления о себе и о других, открываю ему новые грани внешнего и внутреннего мира.

Обращённая к сверстнику речь детей -более связна, более понятна, лексически более развернута, чем речь тех же детей в общении с взрослым. Именно в общении с сверстником в словаре ребенка впервые появляются наречия образа действия, прилагательные, личные местоимения.

Другой ребенок менее понятливый и чуткий партнер, нежели взрослый. Именно эта непонятливость играет важную положительную роль в развитии речи. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания. Дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать. Ему следует высказывать все четко и ясно. Поскольку дети не могут жить без общения между собой, вот и стараются более связно и четко выражать свои намерения и желания. Именно потребность быть понятным, услышанным и получить ответ делает речь дошкольника со сверстником более полной, связной и понятной.

Дошкольники много и часто разговаривают между собой. Подавляющее большинство контактов детей четырех-пяти лет имеет характер речевых обращений.

Речь-средство совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована и в каких условиях протекает. Когда же и при каких обстоятельствах чаще всего дети разговаривают друг с другом? Чаще всего оживленные диалоги возникают при совместном выполнении какого-либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием-вот те особые условия для речевого общения сверстников. Но именно в этих ситуациях я изо всех сил препятствую контактам, постоянно напоминая детям, что разговаривать нельзя, что работать следует молча, не мешая остальным. И получается: стремление к дисциплине нередко тормозит речевое развитие ребенка.

Детям очень трудно выполнять работу молча. Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят. Поэтому тормозить или останавливать речь детей, сопровождающую их практические действия, не следует. Ведь в высказываниях дети планируют последовательность будущих действий, описывают их предполагаемый результат. В последствии они научатся проделывать эти операции мысленно.

Для становления новой мыслительной функции речи имеет ролевая игра, ведущая деятельность дошкольного периода.

В игре дети не только действуют с игрушками и манипулируют, они еще всегда объясняют, что именно делают. Без объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь, объясняющая игру, всегда кому- то адресована. Играя в больницу, следует обязательно договориться, то больной, а кто врач, где шприц, а где градусник. Без договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация распадается. В ходе игры у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь от ситуационной связанности.

Для правильного развития речи ребенка необходимо общение с сверстниками. Оно более разнообразно по характеру контактов и по функциям, более эмоционально, раскованно, создаёт условия для разных сторон речевого развития. Но основной проводник в мир речевой культуры-речевого общения и мышления для ребенка-только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.

Речевые возможности ребенка, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаюсь с ним я, как и о чем он со мной разговаривает.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее