Информационные технологии и их виды
Щелкова Виктория, ТХ-41
Формирование информационного пространства в период информатизации предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Основными инструментами этого процесса являются информационные и телекоммуникационные технологии, технологии связи, системы и средства их обеспечения.
Становление цивилизованных рыночных отношений в нашей стране невозможно без широко использования новых информационных технологий во всех социально значимых видах человеческой деятельности.
Понятие "технология” в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами.
Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют данные.
Информационная технология — процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.
Информационный продукт используется, в частности, для принятия решений. Существует разница между понятиями "информационная система” и "информационная технология”. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование). Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации. Например, технология, работающая с текстовым редактором, не является информационной системой.
Информационные технологии состоят из этапов, каждый из них включает операции, а последние состоят из элементарных действий, таких как нажатие какой-нибудь клавиши, выбор позиции в меню и т.д.
Программное обеспечение информационных технологий (ПО ИТ)
базовое программное обеспечение;
инструментальные средства;
прикладные средства.
К базовому программному обеспечению относятся локальные и сетевые операционные системы (Windows, Unix, Solaris, OS/2, Linux и др.), а также сервисные средства для расширения возможностей операционных систем, обеспечения работоспособности компьютеров и выполнения процедур обслуживания АИС (антивирусные программы, архиваторы файлов, утилиты для тестирования компьютеров и сетей и т.п.).
Инструментальные средства предназначены для изготовления новых программ. Это алгоритмические языки, интерпретаторы и компиляторы к ним.
Прикладные программные средства включают:
ПС общего назначения (офисные, коммуникаций, мультимедиа, издательские системы, переводчики и пр.).
Методо-ориентированные ПС (статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление проектами, экспертные системы, искусственный интеллект и др.).
Проблемно-ориентированные ПС (локальные, комплексные, интегрированные, корпоративные и др.).
В информационных технологиях экономических систем широкое распространение получили офисные программы, включающие: табличные процессоры; текстовые процессоры; СУБД; интегрированные пакеты и пр.
В настоящее время используется понятие "новая информационная технология”. Это понятие предполагает:
Использование персональных компьютеров и сетей ПК.
Наличие коммуникационных средств.
Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
Наличие интеграционного подхода.
Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
Органическое "встраивание” компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.
Классификация информационных технологии
по способу реализации,
по степени охвата задач управления,
по классу реализуемых технологических операций,
по типу пользовательского интерфейса,
по способу построения сети,
по обслуживаемым предметным областям и пр.
По способу реализации в АИС выделяют:
традиционные
новые информационные технологии.
По степени охвата задач управления различают следующие АИТ:
электронная обработка экономических данных;
автоматизация функций управления;
поддержка принятия решений;
электронный офис;
экспертная поддержка.
По классу реализуемых технологических операций выделяют такие АИТ:
работа с текстовым редактором;
работа с табличным процессором;
работа с СУБД.
работа с графическими объектами;
мультимедийные системы;
гипертекстовые системы.
По типу пользовательского интерфейса различают АИТ:
Пакетные
Диалоговые
Сетевые
По способу построения сети бывают АИТ:
Локальные
Многоуровневые
Распределенные
По обслуживаемым предметным областям выделяют АИТ:
в бухгалтерском учете
в банковской деятельности
в налогообложении
в страховом деле
в казначействе и других сферах.
Вопросы:
Что такое технология?
Что такое ИТ?
Что такое информационный продукт?
Чем отличаются ИТ и ИС?
ПО ИТ
Понятие новой ИТ (НИТ)
Виды ИТ