Выступление на методическом семинаре
учителя биологии Задорожко И.А.,
МБОУ МО ГК «ООШ № 14»,
г. Горячий Ключ, 2023 г.
Тема: информационно-коммуникативные технологии в процессе преподавания биологии.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).
Использование ИКТ на уроках биологии позволит повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Педагогическая практика показала, что использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет решить ряд задач: • стимулирование мотивации обучения, • увеличение наглядности преподавания, • рост интереса и познавательной активности учащихся, • повышение эффективности процесса обучения, • развитие творческих способностей учащихся, • использование ИКТ как средства самообразования. Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий организации учебных занятий. Но при этом главным критерием эффективности работы учителя и образовательного процесса в целом, остаётся качество знаний учащихся. Повышение уровня качества знаний учащихся – одна из важнейших задач обучения школьников.
Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников. К информационным технологиям я обращаюсь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень обучения, чем другие методы.
Дидактические возможности ИКТ позволяют мне не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий.
Я использую ИКТ в преподавании биологии на следующих этапах урока: изучении нового материала, демонстрация иллюстраций, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельные проверочные и контрольные работы, работа с индивидуальными заданиями, проведение некоторых опытов и внеурочная работа, создание собственных проектов. Понимая особенности современных детей, я стала использовать компьютер как активное средство обучения.
Как бы интересно не был написан учебник, как бы доступно ни рассказывал учитель, образ лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного восприятия. ИКТ позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и нивелируя. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.
Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий для отслеживания качества результата образования позволяет:
- отслеживать умения работать с учебным текстом в сжатые временные сроки;
- отслеживается динамика овладения способами обработки информации; повышается интенсивность мыслительной деятельности;
- происходит формирование информационной коммуникативной компетенций;
- повышается мотивация, так как учащиеся привлекаются к подготовке уроков, заданий;
- происходит интеграция способов учебной деятельности, проверяются как специальные, так и общеучебные навыки.
Я использую следующие ИКТ: компьютерное тестирование, уроки и игры с использованием интерактивной доски, разработаны серии уроков или фрагменты к ним. Использование компьютера при проведении интегрированных уроков, проектов, интеллектуальных марафонов, способствует созданию ситуации успеха у моих учеников, повышают их мотивацию.
Информационные технологии используется на уроках биологии в следующих направлениях:
• наглядное представление объектов и явлений микромира (6-9 классы),
• моделирование эксперимента (8-9 классы),
• проведение виртуальных экскурсий (6-7 классы),
• система тестового контроля (6-9 классы),
• подготовка к ЕГЭ и ГИА (9 класс),
• создание дидактического материала к урокам в помощь учащимся (6-9 классы).
Компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы своего применения. Педагогические технологии не являются исключением. Поэтому, я считаю, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе не дань моде, а актуальная проблема современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Главная задача учителя – помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению. В этих достижениях необходимо использовать современные информационно-коммуникативные технологии как можно чаще, они оказывают существенное влияние на развитие содержания образования, для углубления знаний по предмету, создания профессионального и социального самоопределения, создание условий для интеллектуального развития,
Использование на уроках информационно-коммуникационных технологий позволяет моделировать различные условия учебного процесса, к которым учащимся необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная проблема является актуальной в настоящее время. Если информационно-коммуникативные технологии влияют на рост интереса и познавательной активности учащихся к предмету, то можно предположить, что они будут опосредованно способствовать повышению качества знаний учащихся.