В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.
Классификация средств ИКТ по области методического назначения
Средства информационных и коммуникационных технологий:
обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);
информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);
лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании);
моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);
учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме).
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся.
Индивидуализация работы самого учителя.
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.
Усиление мотивации к обучению.
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.
Обеспечение гибкости процесса обучения.[2]
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.
В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:
- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.
- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.
- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов, но в условиях индивидуального обучения нецелесообразна.
Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры подобранные мной позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства и тренажёры в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
2. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.
4. Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
6. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.
8. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Сегодня вызывает множество вопросов дистанционное обучение, им интересуются, его ставят под сомнение, но в среде школьных педагогов эта форма работы используется недостаточно широко.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30–40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению в рамках университетского и школьного образования, также и в системе повышения квалификации. Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой ученик получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.[3]
Хотелось бы остановиться на возможностях дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями развития. Внедрение компьютерных технологий облегчит специалистам работу по коррекции нарушений, поможет детям быстро и безболезненно “влиться” в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает детям возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого ребенка темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения в коррекционной педагогике компьютерных технологий.
Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность детей, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.[4]
Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, учитель старается обеспечить активизацию роли учащегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения); расширить ему доступ к образовательным массивам культурно-исторических и научных достижений человечества. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Ребенок, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности
Опыт индивидуальной работы с детьми с ОВЗ показывает, что ребята с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Ученик Иван (5 кл.) систематически недоделывал домашние задания, не всегда понимал их необходимость. Когда появилась возможность дистанционной консультации через Skype и работы с документом совместного доступа, у ребёнка возник интерес. Во-первых, он почувствовал себя в привычной “компьютерной среде”, где он успешен. Во-вторых, учитель мог проконтролировать выполнение заданий на всех уровнях и подсказать, как правильно его сделать, где допущены ошибки. Так можно решить психологическую проблему боязни домашнего задания.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии во многих отношениях похоже на обучение в обычной коррекционной классной образовательной среде или на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий.
Преподаватели, работающие с учащимися в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией детей с ОВЗ, однако их пространственная удаленность от учащихся означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, учащийся часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с учителем и, чаще всего, с другими учащимися. Эта неуверенность детей увеличивается вследствие того, что структура и логика некоторых курсов не слишком ясны. [1]
Для решения этих проблем необходимо проходить с учащимися три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка учащегося работать самостоятельно, под очным контролем учителя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда ребёнок почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.
При обучении детей с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: использую портал дистанционного обучения РЦОКОиИТ, документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.
Работу в Skype большинство из нас уже освоили, но эта работа не даёт необходимой наглядности и зависит от качества интернет-соединения.
Гораздо нагляднее и удобнее работать с дистанционными курсами, созданными на программной платформе Moodle, которая позволяет создавать и проводить разнообразные учебные курсы онлайн, при этом акцент делается на поддержку активного взаимодействия между преподавателем и учащимися, а также учащихся между собой. Здесь можно разместить:
- тексты, веб-страницы, аудио-видео- и произвольные файлы;
- тесты с автоматической проверкой и интерактивные учебные материал;
- глоссарии с автоподсветкой;
- подключение внешних образовательных ресурсов и др.
Все вышеперечисленные возможности можно использовать, создавая уроки на портале дистанционного обучения. Он позволяет выложить необходимый теоретический материал урока и сделать его интересным, используя вышеперечисленные возможности. На основе портала можно реализовать новые образовательные технологии, создавать уроки, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, реализуя здоровьесберегающие технологии, можно вставлять в урок музыкальные паузы, упражнения для глаз, физкультминутки. Ученик может работать в своём темпе, возвращаться к наиболее сложным для него моментам, переделывать задания, сразу видеть результаты своей работы (автоматическая проверка). Наш опыт работы подсказывает, что обучение с использованием портала кажется ученикам наиболее интересным и полным (много наглядности, разнообразная интересная работа).
Так же освоение компьютерных технологий учащимися позволяет им участвовать в дистанционных конкурсах и проекта (олимпиадах, конференциях). В январе 2013 года мы с учеником 4 класса приняли участие в городской видеоконференции “Книга памяти”, он представлял доклад “Подвигу твоему, Ленинград”. Андрей очень волновался, когда понял, что все участники конференции его водят (ребёнок не часто выходит из дома). Но после представления нашей презентации и окончания мероприятия на его лице была неописуемая радость и гордость за то, что он хорошо выступил на конференции (4 место). Единственный его вопрос был: “А когда я буду выступать ещё? Хочу 1 место!”. Было видно, насколько ребёнку, в силу обстоятельств ограниченному в общении, важно почувствовать себя в центре внимания, общаясь с незнакомыми ему людьми. Понять, что он всё может.
Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.
Литература:
1) http://www.prodlenka.org;
2) http://rostov.ito.edu.ru;
3) Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. “Дистанционное обучение на пороге XXI века” М. “Мысль”.
4) Ковалёв Д.С. “Место и роль дистанционного обучения в системе образования детей с ОВЗ” http://www.lokos.net