Технологическая карта урока
Учитель: Губанова Юлия Михайловна
Класс: 11
Автор УМК: Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А. Петров «История Отечества. XX – начало XXI века».
Тема урока: Индустриализация и коллективизация в СССР. Оценка результатов.
Тип урока: комбинированный
Цель урока сформировать представление о положении в экономике СССР в 30-е годы, разносторонне оценить результаты индустриализации и коллективизации.
Задачи урока:
Обучающие: уяснить причины и сущность сталинской модернизации; Усвоить смысл понятий коллективизация и индустриализация; проследить долгосрочные экономические, социальные, политические последствия экономической модели сталинизма.
Развивающие: совершенствовать умение учащихся выделять главное в изученном материале, анализировать, делать выводы. Развивать мышление, речь учащихся, внимание, память; формирование умении и навыков работы с документами
Воспитательные: расширить познавательный интерес учащихся к истории своей Родины, воспитание уважения к старшему поколению
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1. Орг. момент | приветствие | приветствие |
|
2. Постановка задач. Мотивация.
| - Какой исторический период мы изучаем? - Какие события происходили в мире в конце 20-х годов? - В чем он выразился? Что же происходило в это же время в СССР - Как расшифровывается НЭП? - Что нового появилось в стране в период НЭПа? - Принёс ли пользу стране НЭП?
| 1 ученик НЭП – новая экономическая политика, проводимая в СССР в 1921-1929 годах. 2 ученик Новые явления: -Разрешение аренда земли, -применение наемного труда, -появление потребительских, кредитных и других коопераций -переход крупных предприятий на хозрасчет -создание бирж руда -проведение денежной реформы (введение золотого червонца) -восстановление Государственного банка 3 ученик НЭП принес положительные результаты: - уровень с/х и животноводства достиг уровня 1913года - снята проблема беспризорности, восстановление системы образования и здравоохранения - созданы предпосылки для индустриализации и развития промышленности.
| Личностные: сформировать у учащихся учебную мотивацию, понимание необходимости получить новые знания, формирование самостоятельности, повышение познавательного интереса к предмету |
3. Актуализация учебной деятельности. Изучение нового материала.
| Причины реформ На доске признаки кризиса НЭПа. - Кризис хлебозаготовок (недостаток продовольственной продукции) - Противоречия в обществе – негативное отношение к новой буржуазии – «нэпманам» - Безработица. - Кризис сбыта и торговли. Советское правительство предлагало ряд вариантов выхода из кризиса. Проанализируем мнения историков. Значит о чем сегодня мы будем говорить? Тема нашего урока: «Индустриализация и коллективизация в СССР. Оценка результатов».
| Источники: 1. Н.Д. Кондратьев (экономист) – рыночная экономика, стимулирование свободного предпринимательства. 2. Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, М.Л. Томский (партийные и государственные деятели) – смешанная экономика. Лозунг Бухарина «Обогащайтесь!», баланс между сельским хозяйством и промышленностью, элементы частного предпринимательства в условиях господства государственной экономики. 3. И.В. Сталин – ускоренные темпы создания тяжёлой промышленности на плановой основе. В чем вы видите основные причины реформ? Ученик 1. В Советском союзе складываются предпосылки для преодоления сельскохозяйственного кризиса. Но отмена НЭПа поставила с/х под полный контроль государства. Следовательно нужно придумать способ развивать с/х ускоренными темпами, но без экономических стимулов. Ученик 2. В СССР важно развивать промышленность, так как Советы оказались в международной изоляции. Тяжелая промышленность – это залог развития экономики и наращивания военного потенциала. Ученик 3. В Советском союзе сложился экономический кризис, бюджет страны сильно оскудел. Соседние страны отказывались давать займы, следовательно правительство поставлено перед необходимостью пополнять бюджет за счет внутренних займом у граждан. Ученик 4. Тема занятия связана с развитием промышленности и индустриализацией. А также развитием коллективных хозяйств в селе. | Предметные: проводить поиск информации по нескольким источникам (итоги НЭПа, причины ускоренной индустриализации и коллективизации). Регулятивные: самостоятельно сформулировать тему урока |
а) формулирование плана урока
| Составьте план урока по нашей теме в виде кластера. | Тема урока
| Регулятивные: самостоятельно формулировать цели и задачи урока, научить планировать свою учебную деятельность |
Примерный план:
| |||
б) постановка проблемного вопроса | Нам предстоит ответить сегодня на главный вопрос нашего урока: «Индустриализация и коллективизация СССР: триумф коммунизма или провал?» | Учащиеся записывают в тетрадь проблемный вопрос. | Регулятивные: самостоятельно формулировать цели и задачи урока, научить планировать свою учебную деятельность |
в) новый материал | На слайде отрывки из исторических очерков и мемуаров историков и деятелей 20 века. Проанализируйте тексты и ответьте на вопрос: в каком же состоянии находилось сельское хозяйство в 20-ые годы 20 века?
Комментарий учителя : Сталин предлагал сконцентрировать все силы на развитии тяжелой индустрии (за счет напряжения всей хозяйственной системы и перераспределения средств из других отраслей), а затем, создав собственные энергетическую и металлургическую базы, отечественное станкостроение, перевести на индустриальную основу все народное хозяйство. В деревне предлагалось ускоренно организовывать крупнотоварные коллективные хозяйства. верной и почему? На основе прочитанного, сформулируйте определения «коллективизация» и «индустриализация». | К середине 20-х годов на основе НЭПа после сильнейшей разрухи было в основном восстановлено сельское хозяйство. Одновременно, в ходе реализации кооперативного плана, в стране складывалась крепкая система сельскохозяйственной кооперации. К 1927 году она объединяла третью часть крестьянских хозяйств (8 млн. крестьянских хозяйств из 24 млн.). Вместе с другими видами кооперации она охватывала более двух третей товарооборота между городом и деревней, обеспечивая тем самым прочную экономическую связь между крестьянскими хозяйствами и промышленностью (Мунчаев Ш.М. История России / Мунчаев Ш.М. - М.: Юнити, 1999. - 752 с). Коллективизация сельского хозяйства диктовалась объективной необходимостью коренного изменения производственных отношении в деревне. Нельзя было строить социализм на двух разных социально-экономических основах - на основе передовой социалистической промышленности, с одной стороны, и мелкого крестьянского хозяйства - с другой. В то время как социалистическая промышленность развивалась быстрыми темпами, в мелком крестьянском хозяйстве не всегда осуществлялось даже простое воспроизводство. Для достижения победы социализма требовалось социалистическое переустройство сельского хозяйства. Споры на XV съезде ВКПб (1927 г.) об определении экономической политики были краткими. Выступления партийных деятелей свидетельствовали о глубоких расхождениях: Сталин и Молотов были особенно враждебно настроены против кулаков-«капиталистов», а Рыков и Бухарин предупреждали делегатов съезда об опасности слишком активной "перекачки" средств из сельского хозяйства в промышленность. И, тем не менее, все они лишь формулировали общие задачи. Съезд не принял никакой конкретной программы. Казалось, что будущее НЭПа еще впереди ( Данилов В.П. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии / Данилов В.П. //Отечественная история. 2004. - № 5. - С. 36-87). Ученик1: с/х находилось в сложном состоянии: гражданская война, военный коммунизм продразверстка привели деревню к кризису и нищете. Восстанавливать село нужно было без участия кулаков и свободных предпринимателей-непманов. Ученик 2: село должно было стать внутренним кредитором для тяжелой промышленности и индустриализации в целом. В партийных кругах велся спор по поводу выбора стратегии по отношении к селу. Ученики должны прийти в выводу существовали объективные факторы: Во-первых, это перспектива экономической стагнации, военного бессилия, которая вырисовывалась в конце 20-х годов перед партийным и государственным руководством. Это делало неизбежным, рано или поздно, внутренний социальный взрыв или, в условиях враждебного окружения - поражение при первом же военном столкновении. Во-вторых, это отсутствие помощи извне. В то время, когда западные страны черпали основные средства для индустриализации за счет ограбления колоний, получая займы, нашей стране приходилось рассчитывать только на собственные силы. В-третьих, процесс модернизации по плану Бухарина был рассчитан на длительный срок. Сталинский вариант индустриализации предполагал превратить СССР в промышленную державу через 10-15 лет. К тому времени Сталин вышел победителем из внутриполитических баталий. Другие были отстранены от руководства.
Ученики: Коллективизация - процесс массового объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы) в СССР. Индустриализация - процесс ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. | Познавательные: сформировать умения анализировать информацию, осуществлять поиск информации из документальных источников, осуществлять сравнение.
Предметные: владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников.
Метапредметные: способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).
|
| А сейчас давайте более подробно рассмотрим причины и цели индустриализации. Для этого необходимо проанализировать документы (работа в парах).
| 1 документ: «мы отстали от передовых стран на 50-100лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет…либо нас сомнут» (И.В. Сталин). 2 документ: «Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского хозяйства» (из Пленума ЦК ВКП (б) в 1928). Ответы учеников должны отражать следующие причины: - СССР расценивал все проходившие в Европе процессы как заговор против Советов с целью мировой войны. - готовясь к возможной войне, СССР приходилось наращивать военную мощь. - Отсутствие иностранных займов вынуждало правительство «выкачивать» все ресурсы из с/х. Цели индустриализации и коллективизации: -преодоление технико-экономической отсталости страны - достижение экономической независимости -создание мощной тяжелой и оборонной промышленности -формирование машино-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации. Запись целей и причин в тетради | Коммуникативные: работа в парах, публичные выступления Предметные: владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников.
|
| Сделайте вывод об итогах первых пятилеток индустриализации и коллективизации. Выделите положительные и отрицательные итоги. Комментарий учителя: коллективизация породила такое явление как раскулачивание. Кулаком изначально называли крестьянина, который владел наемной рабочей силой. Позже под данную категорию попали практически все крестьяне имеющие крепкое хозяйство и средства производства, а также те, кто не хотел вступать в колхоз. | Работа с учебником (§ 17-18, стр. 170-177). Составление таблицы в тетради «Итоги первых пятилеток». Раскулачивание - ликвидация в СССР хозяйств кулаков и высылка их в отдаленные районы, иногда малопригодные для жизни в середине 1930 х гг. Применялось в ответ на сопротивление крестьянства против коллективизации. | Предметные: знание хронологии и периодизации проводимых реформ |
В нашем городе есть улица имени Алексея Григорьевича Стаханова. Чем знаменит этот человек? Какой вклад внес в появление такого движения как ударничество и передовизм? Комментарий учителя: Большевики сумели вызвать и в течение многих лет поддерживать волну трудового энтузиазма, что нашло отражение в массовом «социалистическом соревновании»: ударничестве(1929) и стахановском движении(1935) «Мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, то есть социалистической общество». | Устное сообщение ученика о А.Г. Стаханове. Необходимо сформировать у учеников представление об истоках трудового героизма в годы первых пятилеток. Особую важность имела статья И.В. Сталина «Год коренного перелома» 1929 года. Именно с ее опубликования происходит ускорение темпов развития индустриализации и коллективизации. | Коммуникативные: работа в парах, публичные выступления Предметные: знание хронологии и периодизации проводимых реформ | |
4. Закрепление изученного материала. Рефлексия. | Прежде чем мы сегодня ответим на главный вопрос нашего урока «Индустриализация и коллективизация СССР: триумф коммунизма или провал?»; попробуйте составить в своих тетрадях синквейн на темы «индустриализация» и «коллективизация».
А теперь ответим на вопрос.
Вывод | Примеры ответов учеников: Ученик 1. коллективизация Ученик 2. Индустриализация
Ученик 1. 1.Принудительная коллективизация нанесла большой урон стране. Многие погибли в тюрьмах, в процессе перенаселения. Ученик 2. 1. Индустриализация привела к тому, что СССР стал выпускать всю необходимую ему для существования промышленную продукцию, т.е. получила политическую независимость 1. уровень жизни был очень низким Ученики приходят к выводу, что процесс индустриализации и коллективизации был неоднозначным. Он был необходим СССР, но имел ряд недостатков и тяжелых для страны последствий. | Метапредметные: способность формулировать выводы (на примере работы с различными источниками информации).
Предметные: знание хронологии и периодизации проводимых реформ
Метапредметные: способность формулировать выводы
|
Запись д/з | Приведите в пример литературные произведения, в которых поднимается тема коллективизации и индустриализации. Опишите позиции авторов, сравните с собственным мнением. |
| Предметные: владеть умениями работать с учебной литературой и различными видами исторических источников |