«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Индивидуальная общеобразовательная программа по чтению в соответствии с ФГОС

Индивидуальная общеобразовательная программа по чтению в соответствии с ФГОС разработана для обучения на дому.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Пояснительная записка по чтению.

Рабочая программа по чтению для обучения на дому составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В.Воронковой, Москва., «Просвещение», 2009г. Рабочая программа ориентирована на учебник "Букварь" под редакцией В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва "Просвещение" 2016г.

Чтение и письмо является сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В этой связи в программе предлагается общее название «Развитие речи» с учетом необходимости имея ввиду , что основное внимание в процессе обучение должно уделяться развитию коммуникативных умений детей , как в вербальной , так и невербальной формах. Занятия по речи планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха в этот период является основой для усвоения звуков речи. Ребенок учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных и т.д. Учащийся знакомятся с понятиями слово, часть слова(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или написанных слов.

Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, упражняются в составлении комбинаций из полосок, геометрических фигур, расположении их в определённой последовательности и заданном направлении(слева направо, сверху вниз). Упражнения осуществляются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции.

В процессе обучения выясняется уровень общего и речевого развития ученика, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для правильной организации коррекционной работы.

У учащегося формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением.

В коррекционных образовательных учреждениях 8 вида изменён порядок изучения звуков, букв и слоговых структур.

Усвоение звука предполагает выделение его, из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания пир обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.

Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания прочитанного.


Нормативная база:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г

  • Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Основная образовательная программа начального общего образования.

Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.

Место учебного предмета в базисном учебном плане:

1 класс - 68часов в год (2 часа в неделю)

Самостоятельная работа- 68часов в год (2часа в неделю)

Методы обучения грамоте: звуковой аналитико-синтетический, словесный, наглядный, практический .

Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:

- приобретение практических навыков устной речи;

- знакомство с русским алфавитом;

- совершенствование навыков чтения;

- воспитание интереса к родному языку.


С учетом уровня обучение ученика основными задачами являются:

- совершенствовать произношения и пространственной ориентировки;

- учить правильному произношению звуков, ;

- делать звукобуквенный анализ;

- повысить уровень общего речевого развития

  • подготовить учащегося к овладению первоначальными навыками письма;

  • привить интерес к обучению;

  • выявить особенности общего и речевого развития ребенка.

В этот период начинается работа по формированию общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение осуществляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

На уроках письма и развития речи в учащийся практически знакомится с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учится составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами.

На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащегося к обучению письму. Ученик приобретает навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.



Учащийся выделяет звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.

При обучении письму учащийся учится правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки.

Для проведения занятий по обучению грамоте в 1 классе коррекционной образовательной школы VIII вида используется следующая наглядность: настенная касса для букв разрезной азбуки, наборное полотно, касса слогов, слоговые таблицы, индивидуальные кассы с набором букв и слогов.

Формы организации урока

  • индивидуальная работа;


Личностные и предметные результаты освоения определяются в соответствии с требованиями ФГОС


Личностные результаты


    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.


    1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.


    1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


    1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


    1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


    1. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


    1. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

    2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций и мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Ученик научится: - дифференцировать цвета, правильно называть их

- выкладывать изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

- различать звуки на слух и в собственном произношении;

- читать по слогам слова , предложения и короткие тексты;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Учащийся должны знать:

Минимальный уровень:


- читать по слогам слова из 2-3 слоговых структур - различать слова, сходные по звучанию и звуковому составу;

  • делить слова на слоги;


  • слушать сказки, загадки, рассказы;


  • отвечать на вопросы по прочитанному;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;


учебно - методическая литература:

Учебники:

1.В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва «Просвещение»,2016.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой Москва, «Просвещение» 2009

2. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя. М., « Просвещение» 1991г.

3. Рудченко Л.И. Обучение чтению в специальных коррекционных классах. Изд. «Учитель», Волгоград 2007г.

4. Семенова Е.Е. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1996г.



Методические пособия:

- картотека дидактических игр и упражнений по чтению для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- картинная азбука;

- карточки для индивидуальной работы;

- настенная касса для букв разрезной азбуки;

- наборное полотно;

- касса слогов;

- слоговые таблицы;

- индивидуальные кассы с набором букв и слогов;

- веер букв;

- таблицы, плакаты



Чтение










тема



Кол.

часов




Дата



Сам.

работа


Планируемые результаты


Деятельность


ученика




Мониторинг

предметные


личностные





1




2



3



4



5





6





7




8





1



2



3




4



5




6






1



2




3



4




5




6




7



8



9



10



11







1



2





3



4




5





6



7


Iчетверть 18ч.

Упражнения на закрепление правильного физиологического дыхания.


Выполнение поручений по словесному заданию учителя.


Совместное слушание записи различных звуков.


Слушание аудиозаписи сказки «Теремок»


Упражнения на развитие слухового восприятия.

1)Что звучит?

2)Чей голос?


Я – ребенок

1)Части тела;

2)Части лица;

3)Эмоции.


Мои игрушки:

1)Куклы;

2)Плюшевые игрушки;

3)Детская мебель.


Развитие речевой моторики

1)по подражанию.

2)словесной инструкции.


IIчетверть 14ч.

Оформление просьбы ,желания способом жестов и мимики.


Слушание сказок, рассказов в устном изложении.


Аудиальные и визуальные упр. с предметами и игрушками.


Рассматривание картин и иллюстраций доступного содержания


Совместное слушание записи различных звуков.


Слушание аудиозаписи сказки

«Репка»



III четверть 19 ч.

Игры и упражнения на развитие восприятия речи. Внимания к речи с помощью инструкций учителя.


Упражнения на фонематическое восприятие различных гласных звуков (а,у,и.о,ы,э)


Слушание аудиозаписи звуков природы.


Слушание книг доступного содержания.


Прослушивание аудиозаписи сказки « Курочка ряба»


Игры и упражнения с сыпучими материалами.

1)соль

2)сахар

3)песок


Создание игровых ситуаций с узнаванием сказок.


Упражнения для губ и языка.


Аудиальные и визуальные упражнения с использованием картинок.


Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь»


Игры имитирующие отдельные действия животных.





IVчетверть 17 ч.

Чтение телесных и мимических движений.


Упражнения на развития речевой моторики.

1)по образцу

2)по инструкции


Работа над интонационной частью речи


Артикуляционная гимнастика.


Понимание и запоминание слов, обозначающих пространственное отношение.

1)вверх-вниз

2)рядом.

3)к, на, под.


Воспроизведение комбинаций из линий и фигур


Слушание аудиозаписи звуков природы.







Несколько игр на развитие артикуляции.


Сказки и рассказы.


Слова обозначающие пространственные отношения.



Комбинации из линий и фигур.




Различие неречевых звуков.



Соотношение звуков и источника.



Цвет и форму различных предметов.



Различие предметов по форме, величине и цвету.



Знать слова обозначающие пространственные отношения.



Знать части тела.


Знать части лица.















































Формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России.


Формирование эстетических чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Учится правильному дыханию.


Учится выполнять поручения учителя по словесному заданию.


Учится слушать аудиозаписи сказок.


Учится упражнениям на развитие слухового восприятия.


Учится правильно определять части тела.












Учится оформлять просьбу, желание

С помощью мимики и жестов.


Учится рассматривать картинки и иллюстрации.


Учится выполнять инструкции учителя.


Учится слушать книги.




























Учится играть с сыпучими материалами.


Учится делать упражнения для губ и языка.


Учится играть и имитировать отдельные действия животных.



Учится читать мимические движения учителя.


Учится выполнять артикуляционную гимнастику.







Текущий контроль.






Текущий контроль.







Текущий контроль.






Зачет:








Совместная деятельность.





Текущий контроль.








Текущий контроль.







Совместная деятельность




Зачет:




Текущий контроль.












Совместная деятельность.





Текущий контроль.








Текущий контроль.







Совместная деятельность








Текущий контроль







Зачет:






Совместная деятельность.





Текущий контроль.








Текущий контроль.








Совместная деятельность.








Совместная деятельность.






Зачет:






Текущий контроль.










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее