«Зимний фестиваль знаний 2025»

Игры для развития внимания у дошкольников

В данной работе представлены игры для развития внимания у дошкольников

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Консультация для родителей детей с ОВЗ

"Развитие мелкой моторики"

Задачи:

- ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика»,

- показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,

- дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников

- познакомить с содержанием игр и упражнений

Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног. Добиться качественного выполнения таких движений помогают скоординированные действия мышечной, костной и нервной системчеловеческого организма.

Начиная с самого раннего возраста, важно помогать естественному развитию мелкой моторики. В младшем дошкольном возрасте пальчиковую гимнастику можносопровождать стихотворными текстами, которые в свою очередь помогают поддерживатьинтерес ребенка к выполнению упражнений, стимулируют развитие памяти и воображения. Взрослому важно терпеливо поощрять стремление ребенка освоить простые навыки самообслуживания: застегивать пуговицы перед выходом на прогулку, завязывать шнурки, ведь это является развитием мелкой моторики в бытовых моментах.

В процессе развития мелкой моторики важно удерживать и подкреплять интерес ребенка. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат»

расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Следствие слабого развития мелкой моторики руки —общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три

части:

1. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Отработка графических навыков.

Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. Здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой

ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное

упражнение для развития мелкой моторики.

Упражнения с бумагой:

- мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать

в корзину с расстояния),

- рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист

и тянем в разные стороны.

- делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем

полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками

выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка).

Сортировка мелких предметов

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом

«пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным.

При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку

правильный способ выполнения этого упражнения.

Вырезание ножницами.

Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное

и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Старшие дошкольники начинают

овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки

линии контура.

Игры-шнуровки

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление

пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), развивается пространственное

ориентирование, что способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа»,

«слева»; а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления

речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму

и развивают усидчивость.

В настоящее время все большее внимание привлекают нетрадиционные формы

и средства работы с детьми. Массаж Су-джок шарами — одна из них,(«Су»-покорейски — кисть, «джок» — стопа). Для воздействия используются только те точки,

которые находятся на кистях рук и стопах. Су-джок терапия может быть направлена на

воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых

нарушений. Используют су — джок и для укрепления мелких мышц руки. Эта процедура

значительно улучшает мелкую моторику рук. Применяются Су — Джок — массажеры

в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими колечками.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные кольца надеваются на

пальчики.

С помощью шаров — «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы

и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на

развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, начиная с большого,

проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

— Мальчик-пальчик, где ты был?

— С этим братцем в лес ходил,

—С этим братцем щи варил,

—С этим братцем кашу ел,

—С этим братцем песни пел

Су-Джок шары можно использовать для развития памяти и внимания. Дети выполняют

инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку

и спрячь за спину и т. д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой

его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо. Таким образом,

развивается внимание, память и умение работать по инструкции, что очень важно для

успешности в школе.

Ручной массаж кистей и пальцев рук.

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки

соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде

мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до

стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.

Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Если

небрежно, расслабленно выполнять упражнения, то никакого эффекта не будет. Нужно

уделять особое внимание тренировке движений, которые мы не делаем в повседневной

жизни. Именно такая тренировка детских пальчиков дает видимый и быстрый эффект.

Пальчиковая гимнастика.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,

сопровождаемые стихотворным текстом.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает

текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который

произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает

и помогает.

Примеры игр:

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас — а он — один

Эта долька — для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька — для чижа

Эта долька — для котят

Эта долька — для утят

Эта долька — для бобра

А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти)

Кулак-ребро-ладонь

На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.

Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.

Отработка графических навыков.

Отработку графических навыков помогут развить такие упражнения как:

Рисование линий, фигурных дорожек

— Ребенка просят провести фигурную дорожку, соединив линию штриховки. При

прохождении дорожки ребенку следует стараться как можно более точно следовать всем

изгибам и поворотам линий.

— Ребенка просят провести линию посередине фигурной дорожки. При выполнении

задания надо обратить особое внимание на то, что нельзя касаться стенок (особенно

в лабиринтах), линия должна идти посередине дорожки. Карандаш от бумаги не

отрывается, и лист бумаги не переворачивается.

Штриховка — одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:

- Штриховать только в заданном направлении.

- Не выходить за контуры фигуры.

- Соблюдать параллельность линий.

- Не сближать штрихи, соблюдать расстояние

Ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам: вертикальные

(сверху вниз), горизонтальные (слева направо), наклонные, «клубочками» (круговые

движения руки), полукругами. Линии сложной формы должны выполняться одним

движением кисти руки. Штриховки вначале должны быть крупными, по мере

приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается. При этом надо

обратить внимание на уменьшение амплитуды движений кисти руки.

Рисование по точкам

Ребенка просят соединить точки согласно инструкции под рисунком. Выполнять задания

следует следующим образом: карандаш или ручка не отрывается от листа бумаги, лист

фиксируется, и его положение не изменяется. Задание: Нарисуй фигурку по точкам, как на

образце.

Раскрашивание

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски.

Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует

силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными

и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не

фломастерами.

Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу.

Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество

изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию

прописных букв.

Обводка

Очень хорошо обводить трафареты, шаблоны, обводка по фигурным линейкам, объемным

и плоскостным изображениям предметов. Обводить можно все, что попадется под руку:

дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

- во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению

письмом,

- во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,

- в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки

“потянет” за собой развитие интеллекта.

Важно! Поставьте перед собой цель — уделить занятиям “мелкая моторика

с ребенком” полчаса в день. Занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу

действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

При выполнении игр и упражнений важно приучать ребенка доводить начатое до конца.

Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, ребенка

следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.

Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и

просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия,

требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию

мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями

способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное —

способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
















Консультация для родителей:


« Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»


Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики у ребенка. Но не все знают, как это делать.

Так что же такое мелкая моторика и как ее развить?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем и, конечно же, на скорость реакции ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.

Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Ответ довольно прост: конечно же, в игре. Существует много разнообразных игр, занятий, позволяющих не только увлечь ребенка, но и принести ему пользу.

Вот некоторые из них: «Мозаика», «Пазлы». В этих играх есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

«Конструктор». Для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. Благодаря этим играм развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины.

Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку важно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Попросите ребенка попробовать на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны не только для развития мелкой моторики, осязания, но и для изучения алфавита. Дети постарше учатся завязыватьшнурки. Это могут быть готовые шнуровки, шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).

Для развития мелкой моторики рук родителям можно использовать подручные материалы:

-Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

- Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.

-Хорошо развивает мелкую моторику оригами. Да и потребуется лишь одна бумага. Сделанные работы вы можете обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком.

-Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество. А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память.

- Спрятанный предмет. Игрушки из киндер-сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж.

-Работа с нитками очень разнообразна:

• Рисование нитью по силуэту.

• Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону.

• Плетение разноцветными шнурками.

-Создание картин с помощью семян и плодов. Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию.

Главное - помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Успехов вам и терпения!



































Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики

у детей старшего дошкольного возраста»



Подготовила учитель-дефектолог:

Сунарчина Наталья Владимировна







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее