Игротренинг для школьников
1 день:
1. «Давайте познакомимся» - каждый участник называет себя по имени.
2. «Снежный ком» - интервью.
3. «Давайте поздороваемся» -
-
существуют разные способы приветствия. Какие вам известны?
-
Добрый день, привет, салют, здравствуйте, рукопожатие.
-
Верно, это всё реально существующие приветствия, но можно придумать и наши собственные, может даже шуточные (щекой, плечом, ногой и т.д.)
-
Давайте пошлём друг от друга по кругу приветствие плечом, но оно должно быть ласковым, нежным, как пожелание добра и здоровья.
4. «Встаньте те кто…»
-
любит сладкое
-
имеет дома собаку
-
у кого есть сестра
-
есть кошка
-
есть брат
-
кто сегодня не позавтракал
-
кто сегодня поцеловал родителей перед школой
-
а теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. У кого у ребят дома собака назовите их и т.д.
5. «Подпрыгните те у кого…»
-
туфли чёрного цвета
-
светлые волосы
-
голубые глаза
-
серьги в ушах и т.д.
2 день:
1. «Молекулы»
дети хаотично двигаются по классу, опустив глаза в пол, по сигналу останавливаются и, встретившись, глазами друг с другом приветствуют рукопожатием (объятием) со словами «здравствуй (имя) я так рад тебя видеть. Движение возобновляется (2-4 раза повторить).
2. «Угадай настроение товарища».
Ребёнок смотрит внимательно на соседа слева, и описывать его настроение, тот в свою очередь соглашается или нет, (задание выполняется по кругу)
3. Беседа о мимике, жестах, пантомиме.
- что вам помогло понять настроение ваших одноклассников. (Глаза, улыбка, движения тела и т.д.)
- эти волшебные средства понимания имеют свои названия. Раскрытие понятий мимика, пантомима.
Оказывается, если присматриваться к человеку, можно понять, что он чувствует. И конечно в силах каждого человека заметить, когда другому плохо и помочь ему.
4. «Театр пантомимы».
-
Давайте представим, что мы с вами актёры театра пантомимы (объяснение, что это за театр детьми или ведущим), а я режиссер. Дети в парах на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами:
-
поздоровайтесь одними руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
-
теперь ваши руки ссорятся.
-
ваши руки мирятся, просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
-
-
«изображение эмоций» (плакат)
-
радость
-
удивление
-
грусть
-
гнев, злость
-
страх
-
отвращение
-
«Изобрази профессии или действия»: врач, учитель, артист балета, стюардесса, повар, бармен, бухгалтер.
5. Рефлексия – на следующим занятии, мы продолжим разговор о волшебных средствах понимания и назовём те, с которыми познакомились сегодня
3 день
1. Приветствие.
2. Вспомним знакомые средства понимания:
-
«отгадай эмоцию» - одни дети изображают, другие отгадывают;
-
жесты – поздороваться, позвать, попрощаться;
-
пантомима – дети по 4-6 человек изображает, как ходит: уставший человек, старичок, весёлая маленькая девочка.
3. Волшебное средство понимания – интонация.
Скажите ребята, если мы не видим человека можно ли догадаться, о его настроении? Да, по голосу. Это волшебное средство понимания называется интонация. Давайте попробуем с различными интонациями фразу «пойдем гулять»
4. Ролевые проигрывания ситуаций.
Работа проводится в парах. Используя, волшебные средства понимания дети должны помочь:
-
плачущему ребёнку, он потерял мяч;
-
мама пришла с работы, она очень устала;
-
товарищ сидит в классе, у него заболела мама;
-
ваш друг плачет, он получил плохую отметку.
5. «Волшебные заросли»
За кругом остаётся 4-6 человек. Они должны проникнуть внутрь круга. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Они могут расслабиться и пропустить участника в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Рефлексия:
- когда «водоросли» пропускали в круг? (когда слышали добрые слова, ласковый голос, приятные прикосновения). Всё это волшебные средства понимания – жесты, мимика, интонация, пантомимика.
4 день:
1. «Если бы ты был волшебником»
Если бы ты был волшебником, и мы могли творить чудеса, что бы ты подарил нам всем вместе.
2. «Портрет самого лучшего друга»
-
какими качествами должен обладать друг? (друг должен быть таким, чтобы с ним было радостно общаться).
-
А вы хотите быть друг для друга хорошими друзьями.
-
Давайте познакомимся с правилами настоящих друзей:
-
помогай друзьям,
-
делись с ними, учись играть и заниматься вместе,
-
останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чём-то неправ,
-
не спорь, не ссорься по пустякам
-
играй со всеми дружно
-
не завидуй
-
если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись,
-
спокойно воспринимай советы и помощь других ребят
-
не радуйся, когда кто-то проигрывает, если можешь, помоги ему. Если проиграл сам, не срывай злость на других, может, ты выиграешь в другой раз.
3. «Вежливые слова»
дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
4. «Кто позвал»
один человек становится спиной к остальным детям, а один из участников окликают его по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал, затем ведущий отгадывает.
5. «Художник слова»
ребёнок загадывает кого-то из группы и начинает его описывать (как выглядит, что любит и т.д.) другие должны отгадать.
6. «Нарисуй своё настроение»
5 день:
«Экзамен на звание мастера общения»
Путь-дорога приводит детей к берегу реки. Видят: вокруг лес, а на берегу сидит маленький Леший, глядит в воду и горько плачет. Задача детей — утешить и расспросить, чем расстроен Леший. (Предполагается, что эта ситуация моделирует отношения с младшими.)
На расспросы Леший отвечает: «Меня никто не любит, никто не хочет со мной ни играть, ни дружить, говорят, что я некрасивый...» Задача детей — помочь Лешему, чтобы он не считал себя некрасивым и несчастным. Затем Лешего спрашивают, не знает ли он дорогу в Страну Понимания.
Леший говорит, что не знает точно, но наверняка надо идти через лес, там далеко есть город, наверно, это и есть Страна Понимания. Дети идут в город через лес. В пути им встречается Лиса, которая говорит, что никакой Страны Понимания на самом деле нет, это все выдумка, и зовет всех детей к себе в гости. (Лиса говорит одно: ласковые слова, приятные предложения, но интонационно это говорится зло; дети должны подметить эту несогласованность и не поддаться на лживые уговоры Лисы.) В городе дети встречают множество очень высоких людей, занятых своим делом. Никто не обращает на них внимания. (Ситуация моделирует психологические взаимоотношения со взрослыми.)
Важно корректно привлечь к себе внимание людей-великанов и спросить, это ли Страна Понимания.
Житель города отвечает, что Страна Понимания находится на другом берегу реки. Там живет мудрейший из мудрых — Волшебник. Дети благодарят великана и идут к реке.
Следующая задача детей — переправиться через импровизированную реку любым творческим способом: построив мостик из шарфиков, перенестись с помощью воздушного шара, соорудив плот и т. п. На другом берегу детей встречает Волшебник. Дети приходят к Волшебнику и задают ему вопрос, где же находится Страна Понимания. Волшебник отвечает: «Все, что вы видели вокруг себя здесь и видите каждый день, — все это Страна Понимания. Вы всегда в этой стране. Я внимательно наблюдал за вашим путешествием, за вашими успехами в Волшебное зеркало, — вы настоящие Мастера общения и все достойны этого звания». Далее Волшебник вручает детям дипломы о присвоении звания «Мастер общения» и медали за различные заслуги: «За находчивость», «За вежливость», «За желание помочь».
Рефлексия.