Игротренинг для школьников
1 день:
1. «Давайте познакомимся» - каждый участник называет себя по имени.
2. «Снежный ком» - интервью.
3. «Давайте поздороваемся» -
существуют разные способы приветствия. Какие вам известны?
Добрый день, привет, салют, здравствуйте, рукопожатие.
Верно, это всё реально существующие приветствия, но можно придумать и наши собственные, может даже шуточные (щекой, плечом, ногой и т.д.)
Давайте пошлём друг от друга по кругу приветствие плечом, но оно должно быть ласковым, нежным, как пожелание добра и здоровья.
4. «Встаньте те кто…»
любит сладкое
имеет дома собаку
у кого есть сестра
есть кошка
есть брат
кто сегодня не позавтракал
кто сегодня поцеловал родителей перед школой
а теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны. У кого у ребят дома собака назовите их и т.д.
5. «Подпрыгните те у кого…»
туфли чёрного цвета
светлые волосы
голубые глаза
серьги в ушах и т.д.
2 день:
1. «Молекулы»
дети хаотично двигаются по классу, опустив глаза в пол, по сигналу останавливаются и, встретившись, глазами друг с другом приветствуют рукопожатием (объятием) со словами «здравствуй (имя) я так рад тебя видеть. Движение возобновляется (2-4 раза повторить).
2. «Угадай настроение товарища».
Ребёнок смотрит внимательно на соседа слева, и описывать его настроение, тот в свою очередь соглашается или нет, (задание выполняется по кругу)
3. Беседа о мимике, жестах, пантомиме.
- что вам помогло понять настроение ваших одноклассников. (Глаза, улыбка, движения тела и т.д.)
- эти волшебные средства понимания имеют свои названия. Раскрытие понятий мимика, пантомима.
Оказывается, если присматриваться к человеку, можно понять, что он чувствует. И конечно в силах каждого человека заметить, когда другому плохо и помочь ему.
4. «Театр пантомимы».
Давайте представим, что мы с вами актёры театра пантомимы (объяснение, что это за театр детьми или ведущим), а я режиссер. Дети в парах на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами:
поздоровайтесь одними руками, постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
теперь ваши руки ссорятся.
ваши руки мирятся, просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
«изображение эмоций» (плакат)
радость
удивление
грусть
гнев, злость
страх
отвращение
«Изобрази профессии или действия»: врач, учитель, артист балета, стюардесса, повар, бармен, бухгалтер.
5. Рефлексия – на следующим занятии, мы продолжим разговор о волшебных средствах понимания и назовём те, с которыми познакомились сегодня
3 день
1. Приветствие.
2. Вспомним знакомые средства понимания:
«отгадай эмоцию» - одни дети изображают, другие отгадывают;
жесты – поздороваться, позвать, попрощаться;
пантомима – дети по 4-6 человек изображает, как ходит: уставший человек, старичок, весёлая маленькая девочка.
3. Волшебное средство понимания – интонация.
Скажите ребята, если мы не видим человека можно ли догадаться, о его настроении? Да, по голосу. Это волшебное средство понимания называется интонация. Давайте попробуем с различными интонациями фразу «пойдем гулять»
4. Ролевые проигрывания ситуаций.
Работа проводится в парах. Используя, волшебные средства понимания дети должны помочь:
плачущему ребёнку, он потерял мяч;
мама пришла с работы, она очень устала;
товарищ сидит в классе, у него заболела мама;
ваш друг плачет, он получил плохую отметку.
5. «Волшебные заросли»
За кругом остаётся 4-6 человек. Они должны проникнуть внутрь круга. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Они могут расслабиться и пропустить участника в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо «просят».
Рефлексия:
- когда «водоросли» пропускали в круг? (когда слышали добрые слова, ласковый голос, приятные прикосновения). Всё это волшебные средства понимания – жесты, мимика, интонация, пантомимика.
4 день:
1. «Если бы ты был волшебником»
Если бы ты был волшебником, и мы могли творить чудеса, что бы ты подарил нам всем вместе.
2. «Портрет самого лучшего друга»
какими качествами должен обладать друг? (друг должен быть таким, чтобы с ним было радостно общаться).
А вы хотите быть друг для друга хорошими друзьями.
Давайте познакомимся с правилами настоящих друзей:
помогай друзьям,
делись с ними, учись играть и заниматься вместе,
останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чём-то неправ,
не спорь, не ссорься по пустякам
играй со всеми дружно
не завидуй
если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись,
спокойно воспринимай советы и помощь других ребят
не радуйся, когда кто-то проигрывает, если можешь, помоги ему. Если проиграл сам, не срывай злость на других, может, ты выиграешь в другой раз.
3. «Вежливые слова»
дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.
4. «Кто позвал»
один человек становится спиной к остальным детям, а один из участников окликают его по имени. Ребёнок должен угадать, кто его позвал, затем ведущий отгадывает.
5. «Художник слова»
ребёнок загадывает кого-то из группы и начинает его описывать (как выглядит, что любит и т.д.) другие должны отгадать.
6. «Нарисуй своё настроение»
5 день:
«Экзамен на звание мастера общения»
Путь-дорога приводит детей к берегу реки. Видят: вокруг лес, а на берегу сидит маленький Леший, глядит в воду и горько плачет. Задача детей — утешить и расспросить, чем расстроен Леший. (Предполагается, что эта ситуация моделирует отношения с младшими.)
На расспросы Леший отвечает: «Меня никто не любит, никто не хочет со мной ни играть, ни дружить, говорят, что я некрасивый...» Задача детей — помочь Лешему, чтобы он не считал себя некрасивым и несчастным. Затем Лешего спрашивают, не знает ли он дорогу в Страну Понимания.
Леший говорит, что не знает точно, но наверняка надо идти через лес, там далеко есть город, наверно, это и есть Страна Понимания. Дети идут в город через лес. В пути им встречается Лиса, которая говорит, что никакой Страны Понимания на самом деле нет, это все выдумка, и зовет всех детей к себе в гости. (Лиса говорит одно: ласковые слова, приятные предложения, но интонационно это говорится зло; дети должны подметить эту несогласованность и не поддаться на лживые уговоры Лисы.) В городе дети встречают множество очень высоких людей, занятых своим делом. Никто не обращает на них внимания. (Ситуация моделирует психологические взаимоотношения со взрослыми.)
Важно корректно привлечь к себе внимание людей-великанов и спросить, это ли Страна Понимания.
Житель города отвечает, что Страна Понимания находится на другом берегу реки. Там живет мудрейший из мудрых — Волшебник. Дети благодарят великана и идут к реке.
Следующая задача детей — переправиться через импровизированную реку любым творческим способом: построив мостик из шарфиков, перенестись с помощью воздушного шара, соорудив плот и т. п. На другом берегу детей встречает Волшебник. Дети приходят к Волшебнику и задают ему вопрос, где же находится Страна Понимания. Волшебник отвечает: «Все, что вы видели вокруг себя здесь и видите каждый день, — все это Страна Понимания. Вы всегда в этой стране. Я внимательно наблюдал за вашим путешествием, за вашими успехами в Волшебное зеркало, — вы настоящие Мастера общения и все достойны этого звания». Далее Волшебник вручает детям дипломы о присвоении звания «Мастер общения» и медали за различные заслуги: «За находчивость», «За вежливость», «За желание помочь».
Рефлексия.