Методическая разработка
по математике
на тему:
Игра «Рисуем координатами»
Разработчик:
преподаватель математики
ГПОАУ ЯО ЯКГиСС
Челина Е.А.
Ярославль, 2017
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по теме «Координатная плоскость».
Задачи:
Обучающие: совершенствовать навыки учащихся по работе в координатной плоскости, нахождению корней квадратных уравнений, построению графиков функций
Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, аккуратность, повышать интерес к изучаемому предмету.
План.
Конкурс №1 «Разгадай кроссворд»
Конкурс №2 «Рисунки по готовым координатам точек»
Конкурс №3 «Рисунки по координатам – корням квадратного уравнения»
Конкурс №4 «Рисуем графиками функций»
Конкурс №5 «Кто точнее»
Конкурсы для болельщиков
Ход игры:
Организационный момент – выбор игроков (2 команды по 4 чел., остальные – болельщики), создание позитивного настроя, мотивация на активную деятельность, обсуждение темы и целей урока.
Конкурс №1. Кроссворд
Задание для команд: разгадайте предложенный кроссворд
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ "КООРДИНАТНАЯ ПЛОСКОСТЬ" | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Пара чисел, определяющая положение точки на плоскости |
| |||||||||||
2. Часть координатной плоскости |
|
|
|
|
| |||||||
3. Координатная…. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4. Координата точки по оси х |
|
|
|
| ||||||||
5. Математическая координата точки |
|
|
|
|
|
| ||||||
6. Каждая … имеет свои координаты |
|
|
|
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к | о | о | р | д | и | н | а | т | а |
|
|
|
|
|
| ч | е | т | в | е | р | т | ь |
|
|
п | л | о | с | к | о | с | т | ь |
|
|
|
|
|
|
|
| а | б | с | ц | и | с | с | а |
|
|
|
| о | р | д | и | н | а | т | а |
|
|
|
|
|
| т | о | ч | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание для болельщиков: отгадывают кроссворд, который демонстрируется на слайде.
Оценивание: за каждое правильно отгаданное слово команда получает по 1 баллу. Команда, выполнившая задание быстрее, получает дополнительный 1 балл за скорость. Если болельщики отгадали кроссворд быстрее команды, они приносят своей команде еще 1 балл.
Конкурс №2. Рисунки по готовым координатам точек
Задание для команд: Отметьте в координатной плоскости точки, соединяя каждую группу точек в указанном порядке. За единичный отрезок принимаем 1 клетку. После выполнения задания вам необходимо дать название инструменту, который у вас получился
1 команда
…………. ручной инструмент, отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с изогнутой рукояткой из дерева или пластмассы (кельма)
Задание:
1(11;4), 2(10;6), 3(8;7), 4(1;4), 5(8;1, 6(10;2), 7(11;4), 8(12;6), 9(13;7), 10(18;7), 11(19;6), 12(18;5), 13(13;5), 14(12;6)
2 команда
………….. ручной инструмент, имеющий вид небольшого молотка с зубчатой рабочей поверхностью (бучарда)
Задание:
1(4;8), 2(4;2), 3(5;1), 4(6;1), 5(7;2), 6(7;8), 7(8;8), 8(8;12), 9(1;12), 10(1;8), 11(8;8), 12(10;10), 13(10;14), 14(8;12), 15(1;12), 16(3;14), 17(10;14)
Задание для болельщиков: составить фразу, правильно сопоставив координату точки и букву, которая ей соответствует. Задание на слайде.
Оценивание: за каждую правильно поставленную точку команда получает по 1 баллу. Команда, выполнившая задание быстрее, получает дополнительный 1 балл за скорость. Команда получает дополнительный балл, если правильно соединяет все точки и дает название полученному инструменту.
Конкурс №3. Рисунки по координатам – корням квадратного уравнения
Задание для команд: Необходимо отметить на координатной плоскости пары чисел, являющиеся корнями квадратного уравнения. Соединить каждую группу точек в указанном порядке. По оси Х отмечать положительное число, по оси У – отрицательное. Назвать тот инструмент, изображение которого получилось. За единичный отрезок принимаем 1 клетку.
1 команда (ОТВЕТЫ)
x2-x-2=0 (2;-1)
x2+5x-6=0 (1;-6)
x2-5x-66=0 (11;-6)
x2-10x-11=0 (11;-1)
x2-16=0 (4;-4)
x2-2x-8=0 (4;-2)
x2-6x-16=0 (8;-2)
x2-4x-32=0 (8;-4)
1 команда
x2-x-2=0
x2+5x-6=0
x2-5x-66=0
x2-10x-11=0
x2-16=0
x2-2x-8=0
x2-6x-16=0
x2-4x-32=0
2 команда(ОТВЕТЫ)
х2-7х-18=0 (9;-2)
х2-2х-15=0 (5;-3)
х2+х-2=0 (1;-2)
х2+4х-12=0 (2;-6)
х2+2х-35=0 (5;-7)
х2-7х-18=0 (9;-2)
x2-13x-14=0 (14;-1)
x2-14x-32=0 (16;-2)
2 команда
х2-7х-18=0
х2-2х-15=0
х2+х-2=0
х2+4х-12=0
х2+2х-35=0
х2-7х-18=0
x2-13x-14=0
x2-14x-32=0
Задание для болельщиков: Болельщикам предлагается ответить на вопросы:
Приведите примеры квадратных уравнений?
Как найти корни квадратного уравнения?
Назовите формулу дискриминанта
От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
Назовите формулу нахождения корней квадратного уравнения
Каким еще способом можно найти корни приведенного квадратного уравнения?
Сформулируйте теорему Виета
Оценивание: за каждую правильно найденную пару чисел команда получает по 1 баллу. Команда, выполнившая задание быстрее, получает дополнительный 1 балл за скорость. Команда получает дополнительный балл, если правильно соединяет все точки и дает название полученному инструменту.
Конкурс №4. «Рисуем графиками функций»
Задание для команд: изобразить в одной координатной плоскости графики функций на заданных интервалах. Дать название полученным предметам.
1 команда
у = 1 при хÎ[-6;3]
у = 3 при хÎ[-6;7]
х = -6 при уÎ[1;3]
х = -1 при уÎ[1;3]
у = 0,5*х-0,5
при хÎ[3;7]
2 команда
у = 2 при хÎ[-3;1]
у = 3 при хÎ[-3;1]
х = -3 при уÎ[2;3]
х = 5 при уÎ[0;5]
у = 0,5*х+2,5 при хÎ[1;5]
у = -0,5*х+2,5 при хÎ[1;5]
Задание для болельщиков: изобразить на координатной плоскости графики функций:
У=5,Х=-2, У=х, У=2х+1, У=-3х-2, У=х2
Оценивание: за каждый правильно построенный график команда получает по 1 баллу. Команда, выполнившая задание быстрее, получает дополнительный 1 балл за скорость. Команда получает дополнительный балл, если правильно соединяет все точки и дает название полученному инструменту.
Конкурс №5. «Кто точнее»
Задание для команд: на координатной плоскости необходимо построить произвольную фигуру, отметить координаты ключевых точек. Передать список координат команде-сопернику. Вторая команда должна построить полученные точки на координатной плоскости, правильно их соединить и дать название полученному изображению. Ограничение: изображение должно состоять не более, чем из 12 точек.
Задание для болельщиков: проводится в виде физкультминутки. При верном утверждении вы поднимаете правую руку вверх, а при неверном – ничего не делаете.
а) точка (4;4) лежит в 2 четверти
б) точка (0;-2) принадлежит оси ОУ
в) точка (0;0) является началом координат
г) точка (2; –3) лежит в первой четверти
д) ось у называют осью абсцисс
е) точка (2;–1) лежит в четвёртой четверти;
ж) координатных четвертей три
Подведение итогов
Игра закончена. Время подводить итоги. Для более удобной работы жюри можно использовать бланк:
№ п/п | Название конкурса | Максимальное количество баллов | 1 команда | 2 команда |
1 | Кроссворд | 6 баллов, минус 1 балл за каждое неправильное слово |
|
|
2 | Рисунки по координатам точек | 14 баллов, минус 1 балл за каждую неправильную точку +1 балл, если в итоге правильное изображение |
|
|
3 | Рисунки по координатам – корням квадратного уравнения | 8 баллов, минус 1 балл за каждую неправильную точку +1 балл, если в итоге правильное изображение |
|
|
4 | Рисуем графиками функций | 5 баллов, минус 1 балл за каждую неправильную точку +1 балл, если в итоге правильное изображение |
|
|
5 | Кто точнее | 5 баллов за правильность составления задания, 5 баллов за правильность выполнения задания другой команды |
|
|
| ИТОГО: | 43 |
|
|