Тема: «Я и моя семья»
Цель: развитие у детей интереса к истории собственной семьи.
Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Оборудование: кроссворд, листочки с заданиями, записи на доске, чистые листы для групповой работы, цветные ручки и фломастеры.
Дети поделены на две группы.
Ход классного часа.
Мотивирование к деятельности
Сегодня у нас необычное занятие: познавательно - игровое. Мы будем говорить о самом важном и главном в жизни человека, отгадывать загадки, играть, рисовать.
Определение темы классного часа, постановка цели
Сегодня мы говорим о том, что объединяет нас всех. Прочитайте слова, записанные на доске:
Папа
Мама
Бабушка
Дедушка
Сестра
Брат
Что объединяет все эти слова? (Родственники, семья, родные.)
На доске:
7 я (Семья) |
Чему же посвящен наш классный час? Кто уже догадался и готов высказать свои предположения.
Тема нашего занятия: «Я и моя семья»
Какую цель вы поставите перед собой на это занятие?
Ну, кажется, каждый человек знает свою семью хорошо, зачем же о ней так много говорить? (знать свою историю, уважать друг друга и т.д.)
Вступительное слово учителя
Ребята, а как вы понимаете, что такое семья? Кого вы называете своей семьёй? (Ответы детей.)
В толковом словаре В. Даля СЕМЬЯ – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми
Семья для человека – это самое дорогое, что у него есть. Все члены семьи между собой родственники. Самых близких родственников вы знаете, со многими вы ещё познакомитесь, а некоторых, может быть, и не узнаете никогда, так далеко они от вас живут. Но знайте, что человек не может быть один, у него всегда много родных ему людей, которые поддержат, помогут в трудную минуту и порадуются вместе с ним в радостные моменты.
Кроссворд
У каждой семьи есть своя история, свои традиции, привычки. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, слова – отгадки достаточно сложные, но я думаю, что все вместе мы справимся с заданием.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б | д | ||||||||
р | и | е | |||||||
о | о | р | а | ||||||
д | п | г | р | е | р | ||||
с | и | р | р | е | в | х | |||
г | е | н | е | а | л | о | г | и | я |
| м | а | д | ф | и |
| е | в |
|
ь |
| о | и | к | р |
| |||
я | к | я | в | б | |||||
|
|
| и |
| |||||
я |
1. Ты и твоя родственники. (Семья)
2. Место, откуда ты родом. (Родина)
3. Основатель рода, семьи. (Предок)
4. История твоей жизни. (Биография)
5. Семейные ценности. (Реликвии)
6. Растение, часто используемое для изображения родословия. (Дерево)
7. Графический символ рода. (Герб)
8. Документы и фотографии семьи. (Архив)
9. Ты сам. (Я)
В выделенных клетках вы прочитаете название науки, занимающейся изучением, составлением родословных. (Генеалогия)
ГЕНЕАЛОГИЯ –– наука о родственных связях.
Генеалогическое (семейное) древо - это схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева»
Сейчас некоторые ученики нашего класса представят нам своё генеалогическое древо, расскажут о своей родословной, о родственниках. (Каждый ученик рассказывает о своей семье по генеалогическому древу). (Юра и Аскар рассказывают о своих семьях).
Беседа об именах
--- Ребята отгадайте загадку
Загадка:
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
Личные имена – слова, которые присваивают человеку при рождении и под которым он известен в обществе. Имена бывают полные, а бывают уменьшительные, ласковые. Как вас зовут родные? (Сашенька, Артемка, Ксюшка, Полинка и т.д.)
А сейчас расскажите, знаете ли вы историю своего имени? И кто вам дал такое имя? (Рассказы детей.) (Артем, Никита, Ксения)
Загадки
Имен на свете много, есть имена старинные, есть современные. Я сейчас загадаю русские загадки, в которых используются старинные имена.
Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто не пройдёт –
Всяк поклон отдаёт. (Земляника.)
з | | | | | | | | |
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нём сто одёжек
И все без застёжек. (Капуста.)
к | | | | | | |
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет. (Гвоздь.)
г | | | | | |
Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом ткнёт,
Там черту проведёт. (Карандаш.)
к | | | | | | | |
Представляете, какие были имена. И сейчас, между прочим, тоже много забавных имен дают детям. Может быть, кто-то слышал такие необычные имена?
Физминутка.
Много загадок есть и про современные имена.
Ребусы, загадки.
Это имя девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. У нас в школе есть учитель-логопед. (Анна)
Если от имени мальчика отнять одну букву, то получим имя девочки. Какие это имена? (Коля, Толя - Оля, Вася – Ася, Ваня - Аня)
Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)
Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского и ста женских имен? (Сева – сто – поль)
Игра «Сочини сказку»
Как известно, в семье все живут дружно, любят друг друга и понимают. Наш класс – это наша семья. И мы тоже должны научиться понимать друг друга с полуслова. Сейчас разделимся на группы вместе с родителями и выполним задание. На листочках написаны опорные слова, используя их, надо сочинить сказку.
Опорные слова: девочка, лес, волк, бабушка, вертолёт.
Рисование рисунка « Счастливую семью»
(Педагог раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)
Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.
Выставка рисунков (дети объясняют, что нарисовали и почему)
Ответы детей:
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники» и т. д.
Игра «Что я могу»
У взрослых так много дел: приготовить обед, убраться дома, сходить в магазин, позаниматься с ребенком, да еще и на работу каждый день надо ходить. Представляете, как это все сложно.
Подумайте и назовите те обязанности по дому, которые вы можете выполнить, а может быть, уже выполняете. (Дети называют по очереди домашние дела. Побеждает тот, кто ответит последний. Можно разделить детей на команды.)
Работа в группах
Поработаем в группах. Первая группа отвечает на вопрос: «Какая должна быть семья?»
Вторая группа отвечает на вопрос: «Что надо сделать, чтобы в семье были мир и благодать?»
Представление выполненной работы.
Рефлексия. Ресурсный круг.
Сейчас все встанем в круг и пожелаем друг другу всего хорошего, начиная со слов «Я желаю тебе…» или «Я желаю Вам…»
И споем песню.
Песня "Моя семья" на мотив песни "Маленькая страна"
(Поют все участники занятия)
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно, любят там все меня.
Там солнца лучик поселился и согревает меня
Припев:
Маленькая страна - это моя семья,
Там, где родился я и вырос,
Где любят все меня
Итог.
- О чём был наш сегодняшний классный час?
- Что нового вы узнали?
- Что особенно вам понравилось?
5